Сергей Никитин – легенда авторской песни. Его песни знают наизусть – это и «Александра» из фильма «Москва слезам не верит», и «Огромный секрет» из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании», и песни из «Иронии судьбы», и «Под музыку Вивальди» из фильма «Почти смешная история». А ведь все начиналось со скромного квартета физиков МГУ, где он познакомился со своей Татьяной, которая стала не только женой, но партнёром по сцене. Кстати, и Сергей, и Татьяна – кандидаты физико-математических наук. Накануне дня рождения «МК» созвонился со знаменитым бардом, который сейчас в Нью-Йорке, и поговорил о творческой жизни сегодня.
– Сергей Яковлевич, во-первых, позвольте вас поздравить с наступающим и пожелать новых творческих успехов. А, во-вторых, знаю, что вы отмечаете круглую дату серией концертов. Что намечается?
– Один концерт уже случился в одном из книжных магазинов Москвы. Там выступали молодые люди до 30 лет. Они исполнили 60 моих песен. 9 марта в Московском центре авторской песни будет традиционный вечер, который называется «Споем вместе». Это давняя практика, когда на сцене кто-то запевает, а весь зал подпевает. А 16 марта песни Никитина будут петь участники всероссийского детского фестиваля авторской песни «Слушай и скажи», бессменным руководителем которого является Елена Решетняк. Она проводит его 15 лет. Поначалу фестиваль был только в Москве, а теперь по всей России. Сначала ребят слушают онлайн, а потом они приезжают в столицу. В этот раз они будут выступать в одном из московских клубов – концерт посветят моему юбилею.
– Вы будете как-то включаться онлайн?
– Я для всех концертов записал ролики, где исполнил новые песни, с таким расчетом, чтобы можно было мне подпевать. Там будут новые песни из спектакля, который сейчас готовится в питерском театре «Комедианты». Постановка по «Капитанской дочке» Пушкина. Пьесу и стихи написал Вадим Жук. Я с огромным удовольствием работал над этим материалом. Там будет 15 музыкальных номеров.
– Когда в Россию?
– Летом вернусь в Москву, у меня тут много дел и выступлений – в том же Центре авторской песни, Центральном доме литераторов, потом еду в Питер, где будет несколько камерных концертов. Буду участвовать в вечере памяти Григория Гинзбург, который проводит его дочь Татьяна. 20 – концерт в Москве, а 25 – в Петербурге. Очень удобно для меня, потому что премьера спектакля в Петербурге как раз 30 июня.
– А в Америке будут какие-то концерты? Насколько широка ваша аудитория там?
– Да, 23 марта на Манхэттен будет юбилейный концерт. Устроители сомневались брать ли тысячный зал и взяли на 450 мест. Но, кажется, пожалели, потому что билеты были проданы в один день.
– В США вам тоже подпевают?
– Приходят русские и их американские родственники. Есть американцы, которые интересуются русской культурой. Мы всегда сочетаем старые известные песни и новые, нам подпевают. Я счастлив, что вечер носит строгий академический характер. Будут участвовать Дмитрий Крымов, которым мы восхищаемся, Бахыт Кенжеев, Владимир Гандельсман, Вероника Долина. Она специально прилетит.
– Будете выступать всей семьей? Сын продолжает участвовать в творческой жизни?
– Да! Сын с нами выступит, что меня особенно трогает. Как говорится, есть на кого оставить лавку.
– Как вам кажется, что произошло с авторской песней за те десятилетия, что вы на сцене?
– Сейчас сложно говорить об этом, но пять лет назад в России проводилось около 600 фестивалей авторской песни в год. Я когда узнал эту цифру – очень удивился. Думаю, что твердый интерес к авторской песне не в больших городах, а на периферии: много фестивалей на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, на Волге. География обширная. В США – больше 10 фестивалей в год. Авторская песня объединяет людей. Чувство родины проходит именно через поэзию, через авторскую песню.
– Как интернет изменил «погоду» в мире бардов? Раньше это было дело, можно сказать, домашнее: люди собирались в квартирах или где-то на природе – и пели. Теперь каждый может, сидя у себя на кухне, записать все, что сочинил, и о нем узнает мир. Если повезет…
– Можно провести аналогию с поэзией. В интернете много графоманов и мусора, поэтому нужно знать места, где искать хорошую песню. Но есть сообщества профессиональных литераторов. Так же и в авторской песне. Это такой способ самовыражения, который доступен и многие этим занимаются. Но, как и в любом другом жанре, есть графоманы, а есть мастера. Из более молодых я бы вспомнил Романа Ланкина и Павла Фахртдинова. Для меня не существует никакого массового движения авторской песни. Есть художники – авторы, которые интересны, которые волнуют. Среди них – мой давний друг Юрий Ким, с которым мы сочинили спектакль «Самая легкая лодка в мире» по повести Юрия Коваля. Он идет с 2018-го года в РАМТе. Это было просто счастье.
– Как вы проведете 8 марта? Есть ли какие-то традиции на день рождения?
– Я стараюсь все свои дни рождения отмечать трудовыми подвигами. Сочинить новую песню планирую и поделиться с близкими. Мы устроим семейный праздник, где будет моя Татьяна, сын Саша и его семья, внуки. А еще с нами будет мой научный шеф – Армен Сарвазян, которого в прошлом году избрали действительным членом Академии наук. И другие коллеги по научной работе, которые сейчас в Нью-Йорке. Тут большое научное сообщество выходцев из России. Среди них есть наши старые друзья, с которыми мы связаны по научной работе в биофизике. Собираюсь спеть им свою песню на стихи Булата Окуджава:
Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
не придумало человечество для спасения своего.