Фото Вилены Красницкой
Фото Вилены Красницкой
Жизнь

Недавно состоялась встреча министра благосостояния Улдиса Аугулиса с представителями Латвийской федерации пенсионеров. Какие изменения власти обещают пожилым людям в 2025 году?

С 1 января 2025 года пенсионеров ждали три главных изменения. Первое, это повышение необлагаемого минимума доходов с 500 до 1000 евро в месяц. Второе, это повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет. Наконец, третье, это требование иметь 20 лет трудового стажа, в противном случае человеку полагается не пенсия по старости, а лишь небольшое государственное пособие социального обеспечения.

Что политики сулят пенсионерам?

Министр благосостояния Улдис Аугулис отметил, что не все изменения вступили в силу с 1 января. Например, новые правила индексации пенсии начнут действовать только с 1 октября.

Напомним, что с 2025 года пенсии латвийским сениорам будут пересчитывать в размере средней зарплаты по стране (в 2025 году это 1520 евро). Ранее пенсии индексировали в размере 50% от средней зарплаты.

Также глава Минблага, выступая перед пенсионерами, отметил, что в мире все очень стремительно меняется и в ближайшее время можно ждать других серьезных перемен:

– Очень многое сейчас зависит от 29 января, когда в США состоится инаугурация нового президента Дональда Трампа, после которой мир, возможно, перевернется. Надеюсь, это будет поворот в позитивную, а не негативную сторону.

Госсекретарь Минблага Ингус Алликс на встрече с пенсионерами отметил, что государство продолжает постепенное восстановление доплат за стаж, накопленный до 1 января 1996 года.

– В этом году доплат дождались латвийцы, вышедшие на пенсию в 2015, 2016 и 2017 годах, за каждый год упомянутого стажа им будут доплачивать 1,65 евро в месяц. На эти прибавки в этом году потребуется 30 миллионов евро, а в следующем году уже 51 миллион евро, когда доплаты за стаж получат те, кто вышел на пенсию в 2018, 2019 и 2020 годах. Единственный критерий начисления таких доплат – у пенсионера должен быть трудовой стаж до 1996 года. Важно, что эти доплаты никак не зависят от величины самой пенсии и составляют фиксированную сумму – 1,65 евро за каждый год стажа до 1996 года. Постепенное начисление этих доплат до стаж продолжится и в последующие годы и завершится в 2029 году. В результате эти доплаты будут возобновлены абсолютно всем пенсионерам. Это полезное дело. Каждый пенсионер в итоге получит базовую доплату за каждый год трудового стажа до 1996 года.

Базовые пенсии

Когда будет завершен этот шаг, государство сможет приступить к введению давно обещанной базовой пенсии, что может состояться начиная с 2029 года.

– Как будут выглядеть базовые пенсии, пока еще обсуждается, – говорит госсекретарь Минблага. – Но предполагается, что каждому пенсионеру за каждый год стажа будет начисляться по 2 евро (возможно, и больше). Все еще идут дискуссии о том, что было бы логично устанавливать сумму базовой ставки за год в зависимости от общей величины трудового стажа каждого пенсионера. Так, если человек имеет стаж работы свыше 40 лет, логично, что и его базовая ставка за год тоже должна быть больше, чем у того, чей стаж, к примеру, достигает лишь 10 или 20 лет.

– Почему бы не ввести такую систему базовых пенсий уже завтра, не откладывая в долгий ящик?

– Этого нельзя сделать, пока все пенсионеры не получат доплаты за стаж до 1996 года. К тому же и Служба госдоходов не готова к проведению таких расчетов, нужна определенная подготовка.

А что для самых бедных?

Главная проблема изменений, вступивших в силу с 1 января, заключается в том, что они практически не касаются пенсионеров с доходами до 500 евро.

«Но есть среди сениоров и такие, кто получает пенсию от 380 до 520 евро при трудовом стаже более 40 лет, – отмечает врач, политик и бывший председатель Латвийской федерации пенсионеров Андрис Силиньш. – Эти люди интересуются, когда же у них существенно улучшится материальное положение? Свой вопрос они адресуют представителям Латвийской федерации пенсионеров».

– Действительно, пожилые люди с пенсиями 300–500 евро недоумевают, почему власти так заботятся о тех пенсионерах, которые и так имеют сравнительно большие пенсии, – согласна Айя Барча, глава Латвийской федерации пенсионеров. – Больше всего таким подходом возмущены люди с большим стажем вплоть до 50 лет, но мизерными пенсиями. Еще одна группа недовольных – среди тех, у кого официальный стаж работы составляет от 27 до 30 лет, хотя фактически эти люди всю жизнь честно трудились. Им тоже непонятно, почему некоторым из них не засчитали работу до 1996 года? Кому-то упустили пару лет, а кому-то и около десяти. Нам объясняют, что в государственных базах данных содержится информация о стаже только с 1996 года. Получается, что часть данных о работе пенсионеров утеряна и уже не может быть восстановлена. К тому же далеко не все предприятия платили в 1990-е годы налоги за своих работников. А многие предприятия с тех времен уже закрылись, и информацию о работающих, чтобы подтвердить стаж, можно получить только после запроса в архив.

Видим в нововведениях разумное зерно

Как же сами пенсионеры восприняли перемены этого года? Айя Лейтане, член правления Федерации пенсионеров Латвии, так комментирует повышение необлагаемого минимума пенсионерам до 1000 евро:

– Это лучше, чем ничего. Например, для получателей пенсий в размере от 500 до 1000 евро это очень хорошая новость. Также это поможет увеличить реальные доходы тех пожилых людей, которые продолжают работать и на пенсии. Стоит понимать, что сениоры продолжают трудиться не из большого желания работать и не от скуки, а чтобы иметь хоть какую-то прибавку к своей маленькой пенсии. Раньше необлагаемый минимум был так невелик, что зарплата пенсионера облагалась подоходным налогом с первого же цента и человек не мог запросить возврат этого налога. Теперь же многие пенсионеры с суммарным доходом до 1000 евро в месяц вообще освобождены от уплаты подоходного налога, а это означает, что они получат больше денег на руки.

Раньше ведь как было, когда необлагаемый минимум был еще 400 евро, затем 500, пенсионер подрабатывал, имея какой-то приработок к пенсии, и его же еще облагали налогом – все, что выше тех же 400 или 500 евро. Теперь необлагаемая сумма увеличилась вдвое – до 1000 евро, это очень позитивный шаг к тому, чтобы пенсионерам стало легче.

– Как повышение необлагаемого минимума повлияет на вашу собственную жизнь?

– У меня самой большая пенсия, поскольку я долгие годы работала судьей, а затем и главным прокурором. Я и сейчас продолжаю преподавать в вузе, являюсь редактором газеты для пенсионеров. Но мой реальный доход благодаря повышению необлагаемого минимума увеличится примерно на 100 евро в месяц. Ни один пенсионер страны не останется в проигрыше от налоговой реформы.

А как же возврат налогов?

А вот координатор Латвийской федерации пенсионеров и главный редактор издания «Латвийский пенсионер» Лиесма Калве отмечает, что многие пожилые люди, наоборот, встревожены повышением необлагаемого налогом минимума:

– Нам пишут и делятся опасениями те, у кого общая сумма пенсии, даже вместе с зарплатой, получается меньше 1000 евро.

– Чем же они обеспокоены?

– Они опасаются, что впредь перестанут считаться налогоплательщиками, а значит, не смогут ежегодно подавать в СГД декларацию о доходах с целью вернуть часть переплаченного подоходного налога в счет расходов на лечение, стоматологию, учебу и т. п.

– Но пенсионеры, которые не являются плательщиками подоходного налога, могут присоединить свои чеки за лечение к налоговой декларации родственников.

– Не у всех есть родственники, которые могут это сделать, не все пенсионеры решаются напрягать детей и внуков, да и вообще такая постановка вопроса довольно унизительна.

Ситуацию разъяснил госсекретарь Минблага Ингус Алликс:

– Многие опасаются, что, перестав быть налогоплательщиками, не смогут впредь подавать декларацию и получать компенсацию за оправданные расходы...

– Действительно, с 2026 года годовую декларацию о доходах с целью вернуть часть переплаченного налога смогут подать только те пенсионеры, чья пенсия или общая сумма дохода вместе с зарплатой превышает 1000 евро в месяц и кто реально платит подоходный налог в 2025 году. Те же сениоры, чья пенсия не превышает 1000 евро, смогут считаться с тем, что их пенсия не будет облагаться подоходным налогом, а значит, прямо сейчас станет больше, чем раньше.

Серьезные тревоги у пенсионеров вызывает решение Сейма увеличить необходимый для начисления размер трудового стажа. Если еще в 2024 году житель Латвии мог затребовать пенсию по возрасту, имея всего 15 лет доказанного страхового стажа, то теперь для получения пенсии необходимо иметь 20 лет.

Как выжить на государственное пособие?

Что ждет людей, которые по разным причинам работали неофициально (возможно, даже не зная об этом и полагаясь на честность своего работодателя) или не отработали необходимого срока? На этот вопрос отвечает министр благосостояния Улдис Аугулис:

– В первую очередь возникает вопрос, почему человек проработал меньше двадцати лет. Прежде чем делать какие-то выводы, нужно выяснить причину в каждом отдельном случае. Государственное агентство социального страхования проконсультирует каждого клиента в зависимости от обстоятельств и причин. Отмечу, что люди, чей трудовой стаж менее 20 лет, без средств к существованию в любом случае не останутся – им начислят государственное пособие социального обеспечения с самого первого дня достижения возраста выхода на пенсию.

Однако от газеты добавим, что государственное пособие социального обеспечения в 2025 году составляет 166 евро, так что людям со стажем менее 20 лет предстоит либо работать по достижении пенсионного возраста, чтобы все-таки накопить необходимый страховой стаж, либо жить в нищете.

140 батонов хлеба, 100 кило сахара и 100 литров водки

Валдис, пенсионер из Озолниеки, не устает шутить. Пошутил и на встрече с министром благосостояния:

– Прибавка к пенсии, которую мы получили за счет индексации в 2024 году, составила в среднем 68 евро. Чтобы можно было образно представить, насколько велика или мала эта сумма, приведу пример. Я подсчитал, сколько товаров лично я смогу купить за счет индексации. Оказалось, это 140 батонов белого хлеба, 100 кило сахара или... 12 бутылок водки.

– Как же вы это подсчитали?

– Все очень просто: самый дешевый батон на сегодняшний день стоит 39 центов. С черным хлебом сложнее, самый бюджетный – 50–60 центов буханка. Так же примерно стоит и сахар, если брать его по акции, 60–70 центов пачка. Так что при максимальной индексации пенсии на эти деньги можно приобрести 100 кило сахара. А 100 килограммов сахара это 10 литров водки.

– Вы уже прочувствовали влияние необлагаемого налогом минимума на размер пенсии?

– Я еще не успел получить пенсию за январь 2025 года, только жду, чтобы проверить влияние налоговой реформы. Пока могу заверить, что мне хватает на еду, оплату счетов, даже птиц немного подкармливаю и косуль в лесу. Но с этим необлагаемым минимумом сами видите, какое дело: министр благосостояния Улдис Аугулис одной рукой дает 1000 евро освобождения от налогов, а другой рукой министр финансов Арвилс Ашераденс отнимает у нас сэкономленные деньги, повышая размер подоходного налога с 20 до 25,5%. Но свою выгоду я подсчитал: моя пенсия с введением необлагаемого налогом минимума увеличится где-то на 22 евро. Не стоит забывать, что пенсионерам еще пачками приходится покупать лекарства: что там будет с этими рецептами и аптечной реформой, мы еще на себе прочувствуем. Наш министр здравоохранения Хосам Абу Мэри придумал, что аптеки с 1 января должны взимать с клиентов 0,75 евро за обслуживание каждого рецепта. Это уже происходит. Я сразу после Нового года был в аптеке с семью рецептами. В итоге в чеке мне выбили дополнительно плату за обслуживание всех рецептов на общую сумму свыше 5 евро. Ну, ладно, дорогостоящие лекарства как-то компенсируются новой реформой. Но самое неприятное, что при этом некоторые дешевые лекарства, которые мне тоже нужно употреблять, стоят меньше, чем нынешняя аптечная наценка за обслуживание рецепта. Так, к примеру, лекарства от диабета компенсируются государством на 100 процентов, то есть не стоят мне ничего, но при этом плата за обслуживание рецепта насчитывается сверху. Ну разве не абсурд? То есть я не плачу за само лекарство, но оплачиваю свое обслуживание в аптеке. Хитро придумали! А куда денешься?

Жизнь – интересная штука, считает Валдис:

– Когда я работал, у меня была сносная зарплата, я платил с нее налоги, думаю, благодаря моим налогам хватало на содержание обоих моих родителей. Все эти годы с моей пенсии еще и высчитывали подоходный налог. В государственный бюджет утекала весьма ощутимая сумма. Но я себя успокаивал тем, что при этом получаю компенсируемые лекарства бесплатно. Получается, что государство просто вычитает у меня налог, и эти деньги уходят на оплату лекарств, за которые мне не приходится платить.

Я надеялся, что теперь уже мои дети будут платить налоги – и в бюджете хватит на мое содержание в пенсионном возрасте. Но теперь я с тревогой наблюдаю за тем, что численность населения постоянно уменьшается, молодежь разъезжается. У меня три дочери, но только два внука, причем один из них живет в Брюсселе. Выплата пенсий следующим поколениям уже под угрозой – смертность в Латвии преобладает над рождаемостью. Это печально!

Светлана ГИНТЕР


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.