В 2025 году пенсионеров Латвии ждут серьезные изменения. Будет увеличен необлагаемый минимум доходов для пожилых людей, часть жителей получат новые доплаты за накопленный до 1996 года трудовой стаж, вырастут минимальные пенсии. Однако наибольшую выгоду от решений парламента, как и в прошлом, получат пенсионеры с большими пенсиями, остальные же, возможно, и не заметят прибавки. Почему так происходит, обсуждаем с экспертом по пенсионным вопросам, руководителем Елгавского объединения пенсионеров Янисом Фелсбергсом.

Главная новость для пенсионеров в 2025 году – это увеличение положенного им необлагаемого минимума доходов с 500 до 1000 евро в месяц.

Наибольшую выгоду от этого решения увидят сениоры, которые уже сегодня получают на руки от 800 евро и больше. Они смогут полностью использовать новое освобождение от подоходного налога.

Пенсионеры с доходами не более 500 евро в месяц не заметят никакой прибавки. А это примерно половина латвийских сениоров, подтверждают данные Государственного агентства социального страхования.

Вторая новость – это частичное восстановление доплат за трудовой стаж, накопленный до 1996 года.

До 2024 года доплаты получали лишь те сениоры, которые вышли на заслуженный отдых до 2012 года. Однако в прошлом году государство наконец-то согласилось с тем, что такой подход является дискриминацией, и решило обеспечить доплаты за стаж и всем «молодым» пенсионерам.

Постепенное возобновление доплат будет растянуто до 2029 года. Каждый год власти будут возвращать доплаты сениорам трех возрастных групп. Так в 2024 году прибавку к пенсии уже получили латвийцы, вышедшие на пенсию в 2012, 2013 и 2014 годах.

В 2025 году доплаты вернут пенсионерам 2015, 2016 и 2017 годов. Размер прибавки составит 1,62 евро за каждый год стажа, накопленный до 1 января 1996 года.

Третья новость – не самая хорошая. С 1 января 2025 года государство будет назначать пенсии только тем новым пенсионерам, у которых имеется не менее 20 лет трудового стажа. Напомним, что еще сейчас, в 2024 году, выйти на пенсию может любой человек, который достиг пенсионного возраста и имеет 15 лет трудового стажа.

Те латвийцы, которые в бурные 1990-е работали неофициально или не смогли накопить 20 лет стажа по другим причинам, с 1 января смогут претендовать не на пенсию, а лишь на государственное пособие социального страхования.

Государственное пособие социального страхования для лиц, достигших пенсионного возраста, с 2025 года будет повышено со 137 до 166 евро в месяц. По сути, его получатели могут выживать только на социальные пособия от самоуправления.

Четвертая новость для пенсионеров – в 2025 году будут повышены минимальные пенсии для тех пожилых людей, которые имеют необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по возрасту, но по каким-то причинам, как считают власти, не заработали приличной пенсии.

С 1 января минимальная пенсия, которую государство гарантирует каждому пенсионеру, не может быть меньше 189 евро с применением коэффициента 1,2. Для сравнения, в 2024 году минимальная пенсия составляла 171 евро с применением коэффициента 1,1.

К базовой минимальной пенсии в размере 226,80 евро в месяц, которые положены сениору за 20 лет трудового стажа, государство в 2025 году прибавит еще по 3,78 евро за каждый дополнительный год трудового стажа.

Большой минус заключается в том, что раньше на минимальную пенсию можно было претендовать со стажем от 15 лет и государство платило прибавку уже за 16-й и каждый последующий год стажа.

Но с государством не поспоришь...

Пятая новость – снова положительная, ведь закончить список хочется на оптимистичной ноте.

Сейм решил, что с октября 2025 года пенсии будут индексироваться в части, не превышающей среднего дохода по стране. Для сравнения, до 2024 года включительно пенсии пересчитывались в размере 50% от среднего дохода по стране.

Материальные последствия этого решения почувствуют на себе пенсионеры с доходами от 700 до 1400 евро в месяц, которым в 2024 году при индексации будет обеспечена большая прибавка, чем ранее.

А еще в 2025 году будет пополнен список тех пожилых латвийцев, которым пенсии будут индексировать в полном размере, вообще без каких-либо ограничений.

Ранее эту привилегию получали репрессированные лица, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и инвалиды I группы.

В 2025 году полную индексацию смогут получить также пожилые люди, которые вышли на заслуженный отдых на льготных условиях в связи с тем, что растили ребенка-инвалида или воспитали пять и более детей.

Факт

С 1 января 2025 года в Латвии заканчивается постепенное повышение пенсионного возраста. В новом году на заслуженный отдых жители смогут выйти по достижении 65 лет и при наличии 20 лет трудового стажа.

На досрочную пенсию можно будет выйти в возрасте от 63 лет, для этого нужно иметь не менее 30 лет трудового стажа.

«Должны на всем жестко экономить!»

– Пенсионеры – незащищенная часть населения Латвии. Многие из этих людей проработали всю жизнь, а на склоне лет, в силу своего возраста или болезней, уже не в состоянии работать и бороться за свои права на достойное обеспечение, – комментирует сложившуюся ситуацию Янис Фелсбергс, специалист по пенсионным вопросам. – В Латвии права пожилых людей на достойную старость часто не соблюдаются. С выходом на пенсию люди, особенно одинокие, у которых нет детей, способных о них позаботиться, оказываются в положении просителя. Они должны на всем жестко экономить, или же, чтобы оплатить счета и свести концы с концами, оформлять статус неимущего или малообеспеченного, чтобы жить на пособия социальной службы.

 – Конституционный суд обязал Министерство благосостояния разработать более справедливую систему начисления пенсий и социальных пособий, видите ли вы последствия этого решения? 

– Нет, считаю, что правящие так и не разработали достойную систему социальных выплат.

Да, правительство привязало размер минимальных выплат к среднему доходу по стране, но прожить на эти деньги нельзя.

Например, уровень гарантированного минимального дохода в 2025 году будет повышен со 137 до 166 евро в месяц на первого члена семьи и с 96 до 113 евро на каждого следующего. А база расчета минимальной инвалидной пенсии повышена всего со 171 до 189 евро в месяц.

Надежд на позитивный результат нет

– Пенсионеры не подавали жалобу омбудсмену, который ранее требовал от правительства обеспечить пожилым людям достойный доход?

– Мы написали запрос в Бюро омбудсмена Юриса Янсонса, чтобы проинформировать его о нынешней ситуации и наших требованиях и поинтересоваться, почему от Минблага и социальной службы никто не требует выполнения решения суда Сатверсме. Пособия и минимальные пенсии все еще остаются непомерно низкими, несмотря на постановление суда Сатверсме это исправить. Но особых надежд на позитивный результат мы не питаем. В свое время, когда я еще работал в Федерации пенсионеров, мы не раз встречались с Юрисом Янсоном, но особой пользы от этих встреч не было.

– Где еще вы ставите эти вопросы и кого просите упорядочить пенсионную систему и систему социальной помощи, чтобы люди с выходом на пенсию не пополняли бы ряды малоимущих и малообеспеченных?

– Мы регулярно обсуждаем эти вопросы с политиками – депутатами Сейма, приходим на обсуждение поправок к законам в парламентскую комиссию по социальным делам и труду. Мы стараемся достучаться до законодателей, объясняем им, как действуют принятые ими законы, приводим в пример расчеты и цифры. Они нас слушают, но решения принимают по своим соображениям.

8 января 2025 года планируется очередная встреча пенсионеров с политиками и чиновниками, на сей раз в помещениях Объединения свободных профсоюзов Латвии в присутствии президента страны. Многие наболевшие вопросы мы бы хотели задать и главе государства. 

Базовая пенсия – это выход

– Если сравнивать финансовое положение латвийских пенсионеров по сравнению с сениорами соседних Литвы и Эстонии, различия существенны?

– Прежде всего стоит отметить, что в Эстонии и Литве нет такой строгой привязки пенсии к размеру зарплаты, которую человек получал до выхода на пенсию. У нас же это взаимосвязь очевидна – если ты зарабатывал мало, то и пенсия у тебя будет маленькая, из бедности не вылезешь. В Эстонии и Литве базовая часть пенсии у всех одинаковая, ежегодно ее индексируют, и лишь затем имеет значение накопленный трудовой стаж.

– Считаете, что пенсионная система несправедлива?

– Нынешнюю пенсионную систему у нас ввели еще на заре независимости, когда Советский Союз распался. Наша система похожа на шведскую, но в Швеции существуют действительно хорошие социальные пособия для людей, которые не сумели обеспечить себе достойной пенсии. В Латвии же на социальные пособия можно только сводить концы с концами.

50–60 евро за билеты в театр, это роскошь

– То есть сениоры могут позволить себе только необходимые затраты – на питание и оплату жилья? А поездки, культурная  жизнь – все пройдет мимо вас?

– Именно так. Моя пенсия немного выше средней по Латвии. Но и я уже сейчас просто не могу позволить себе сходить куда-то в театр или на концерт, если билеты стоят дороже 5–6 евро. Мы куда-то идем, только если на двоих получается не дороже 10 евро. Но, положа руку на сердце, могу заверить, что такие оказии бывают крайне редко, в основном билеты обходятся в 30 евро, а на семью это уже 50–60 евро, что пенсионерам не по карману.

– А лекарства и медицинские услуги в какую сумму обходятся в месяц?

– Это вообще больной вопрос для пенсионера. Мне нужно было перед операцией пройти разные обследования, дело не терпело отлагательств. Но я, как ни старался, никак не мог попасть на обследования по госпрограмме: они были недоступны, так что пришлось пройти платные обследования – по коммерческой цене. Обследование у уролога обошлось в 50 евро, эхокардиограмма тоже в 50 евро, только исследование легких удалось пройти по госпрограмме. После операции снова придется идти на консультацию к урологу, что обойдется в 45 евро. Человека ставят перед выбором – либо отдаешь последние деньги, либо теряешь здоровье. Поэтому я поражаюсь недальновидности наших избирателей, которые  годами голосуют за одни и те же партии. И это несмотря на то, что те годами не могут навести порядок в самых разных сферах! Мы постоянно катимся вниз, вместо того, чтобы развиваться и подниматься вверх.

С лекарствами вообще тяжелый случай. После операции мне выписали таблетки – 20 штук, которые следовало пить для профилактики образования тромбов. Ну что, надо – значит надо. И вот, за 20 штук маленьких таблеточек я заплатил 46 евро. Никакие скидки не действовали. Для пенсионера это внушительная сумма. Но выбора у меня не было, пришлось купить. В придачу оказалось еще, что и лекарство, которое было просто необходимо сразу только после операции, нельзя было купить ни в каких аптеках, кроме одной. Нужно было ехать в больничную аптеку, и только там его, к счастью, нашли.

Привыкли, что ничего не меняется

– Люди пишут в ваше Еглавское объединение пенсионеров, требуют помощи?

– Честно скажу, жалобы пенсионеры уже практически не пишут, научились обходиться и справляться с трудностями своими силами. Потому что привыкли – сколько ни пиши – ничего не меняется.

– Пенсионеры стараются работать и после выхода на пенсию, чтобы иметь какой-то приработок к пенсионным выплатам?

– Конечно. Половина пенсии уходит на оплату коммунальных услуг. Что там остается на питание?.. У меня соседка работает, даже будучи на инвалидности, иначе просто не хватает на все расходы и платежи. Человеку пришлось даже отказаться от телевизора – такие платежи уже не по карману. А казалось бы, что еще пенсионеру остается на заслуженном отдыхе, если еще и от телевизора отказаться. В туалете экономит на сливе воды – воду держит в кружке, чтобы не платить лишнего. Как говорится, выкручивается, как может.  

«Это унизительно в моральном плане!»

– Все громче звучит идея не выбрасывать просроченные продукты или те, чей срок годности  подходит к концу, а отдавать их неимущим. Что вы думаете об этом с моральной точки зрения? 

– В моральном плане это, конечно, неправильно: не должны люди питаться просроченными продуктами, даже если они живут в бедности. Это унизительно для пенсионеров, которые за свою жизнь заслужили достойную пенсию и существование. К сожалению, нет у нас таких политиков, которые не думали бы только о своем кармане, а принимали бы решения на пользу людям.

– Но в соседних государствах политикам это удается? Может, пришло время нашим политикам поучиться у соседей?

– Да, соседние политики работают. Например, в Эстонии и Литве государство оплачивает сениорам лечение и протезирование зубов, принят такой закон, который позволяет накапливать средства на эти нужды и ежегодно эта сумма растет. В результате в конце года, если эти деньги не истрачены, они не сгорают, а переходят в качестве накоплений на зубопротезирование на следующий год. В результате человек может за несколько лет накопить нужную сумму и вставить зубы без лишних затрат.

Недотянуть до стажа...

– Как вы относитесь к решению правительства о том, что со следующего года выйти на пенсию можно будет лишь со стажем не менее 20 лет?

– У тех, кто в этом году вышел на пенсию, стаж был в среднем 37 лет. Так что заработать 20 лет стажа – это не такое уж недостижимое условие. У меня стаж выше 40 лет. Так что к тем латвийцам, кто не проработал 20 лет, тоже есть вопросы.

– Но ведь не все могут работать, есть люди, которые по болезни или другим причинам не смогли заработать себе двадцатилетний стаж!

– Конечно, это не стоит сбрасывать со счетов, как и то, что 42 процента предпринимателей до сих пор платят своим работникам зарплаты в конвертах. Стоит понимать, что при таких условиях у их работников вообще не накапливается рабочий стаж. Стоит ли удивляться потом, что люди недотягивают до двадцати лет стажа, хоть и проработали всю жизнь до пенсии?

Пенсионеры ездят работать в Эстонию

– Наверное, не от хорошей жизни и не слишком большого выбора вакансий люди идут работать на места, где за них не платят социальный налог?

– Да, причины, конечно, есть. У людей, особенно предпенсионного возраста, выбора почти нет, при потере прежнего места их неохотно берут на работу, а жить как-то надо. Работу сложно найти, особенно, где платят хорошую зарплату со всеми налогами. Вот часть людей и соглашается работать неофициально, оказавшись в подвешенном состоянии. Когда я приезжаю в свой родной Алуксненский регион, всегда беседую со своими одноклассниками и знакомыми, интересуюсь, как у них обстоят дела с трудоустройством и уплатой налогов. И от многих часто слышу в ответ, что предприниматели предпочитают платить зарплату в конверте. Но часть людей все-таки выбирает другой путь: если в своей стране не удается трудоустроиться, люди в поисках работы уезжают в соседнюю Эстонию, где зарплат в конвертах практически нет – там это зло, можно сказать, искоренили. В результате даже автобусами возят людей из Алуксненского района в Эстонию на работу. Там, как мне рассказали, им платят полноценную зарплату и исправно выплачивают за них все налоги – и подоходный, и социальный.

– А как обстоят дела с доплатами за работу на вредном производстве? Раньше такое практиковалось, а как сейчас?

– Да, так и есть, одно время за работу на  вредном производстве доплачивали к пенсии: был такой коэффициент 67 процентов. Сейчас таких доплат больше не начисляют, в результате те люди, которые работали на вредном производстве, оказались проигравшими.

Сравнение не в нашу пользу

– Как, на ваш взгляд, наши пенсионеры, по сравнению с пенсионерами соседних Балтийских стран, в таком же материальном положении, как соседи из Эстонии и Литвы или примерно в равных условиях?

– Средняя пенсия в нашей стране 570 евро, в Литве 620 евро, а в Эстонии 700. Как говорится, комментарии излишни. При этом не больше средней пенсии получает больше половины, а точнее, 56 процентов латвийских пенсионеров. То есть это касается значительной части пожилых людей.

Светлана ГИНТЕР


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.