Наше государство обеспечивает бесплатные юридические услуги лишь отдельным категориям жителей. Но пилотный проект показал, что в реальности помощь нужна гораздо большему числу людей.
В Латвии начало работу Общество по оказанию юридической и психологической помощи Dzintaru sala. Как в правлении общества сообщили «МК-Латвии», здесь запускают проект бесплатной помощи для трех категорий жителей: родителей детей с тяжелыми диагнозами и/или инвалидностью, молодых людей из детских домов и жертв семейного насилия. Обращаться за бесплатными консультациями может любой такой человек, независимо от своего материального положения.
Приходится доказывать, что ребенок несамостоятелен
– Мы много лет сотрудничаем с государственной Судебной администрацией, и в рамках этого сотрудничества уже оказывали жителям бесплатную юридическую помощь, – говорит Наталья Сергачева, юрист и член правления общества Dzintaru sala. – Это позволило понять, что такая помощь людям очень нужна.
– Кто может обратиться в ваше общество прямо сейчас?
– Первая группа людей, кому мы можем оказать помощь, – это семьи с «особенными» детьми и детьми с инвалидностью вне зависимости от степени тяжести того или иного нарушения, – отвечает юрист Юлия Филлере, юрист, председатель правления общества Dzintaru sala. – Многие родители детей-инвалидов живут в другой реальности, им приходится полностью перестраивать свой привычный уклад и адаптироваться под новые обстоятельства. Хорошо, если образ жизни ребенка ограничивается, например, особым питанием или ношением слухового аппарата. А сколько семей, где родитель, чаще это мама, уходит с работы, становится ассистентом для своего ребенка, работая в режиме 24/7.
– Разве для таких семей нет помощи от государства?
– Определенная помощь есть. Но ребенку-инвалиду предстоит стать взрослым, и что тогда? А тогда может доходить до абсурда. Родителям приходится доказывать, что их 18-летний ребенок по-прежнему несамостоятелен, что они должны стать его официальными опекунами, чтобы продолжить получать пособия и пенсии на свой банковский счет, чтобы они могли принимать за такого ребенка решения по медицинским вопросам.
Помогать – по всей стране
– Какие именно консультации вы будете предоставлять приходящим к вам людям?
– Родители детей с инвалидностью могут обратиться к нам не только по поводу своих прав относительно ребенка, но также и в случае, если надо разобраться с наследственными правами, решить какие-то гражданские споры и т. д., – поясняет Наталья Сергачева.
– Как будет происходить оказание помощи?
– Человек обращается к нам, звонит, описывает свою проблему. В зависимости от ситуации, мы планируем дальнейшие действия. Возможно, сначала человеку нужна помощь психолога. Тогда его направляют к одному из сотрудничающих с нами психологов. Они помогут осознать, принять, подскажут, как действовать, помогут прийти в себя. И после этого уже мы начинаем работу в непосредственно правовой сфере – юридические консультации.
– Физически вы находитесь в Риге. А помощь нужна людям со всей страны…
– Да, мы и будем помогать всем жителям Латвии, которые соответствуют целевой категории, вне зависимости от места их проживания. Каждый запрос будет решаться отдельно – будь то трудности с передвижением, слабое зрение, физическая отдаленность от места консультации или что-либо другое. Решать организационные вопросы – тоже наша забота. Либо это будет удаленная консультация, либо это будет консультация в рамках выездных сессий по Латвии (такое мы тоже планируем практиковать), либо какой-то другой формат взаимодействия.
– Как люди узнают о вас и о ваших мероприятиях, в том числе выездных?
– У нас есть социальные сети (Facebook, Instagram), в разработке свой сайт, где будет опубликована вся информация. Кроме того, мы планируем сотрудничество с самоуправлениями и социальными службами, также со специализированными образовательными учреждениями, лечебными учреждениями.
– Нужно ли будет обратившемуся к вам человеку доказать, что он относится к вашей целевой группе?
– Да, нужно будет предъявить инвалидное удостоверение ребенка или, если инвалидность не оформлена, то справку, подтверждающую диагноз. Да и то, это нам нужно будет для отчетности, а не для проверки данных.
– Будет ли иметь значение платежеспособность клиента?
– Нет, не будет. Платежеспособность клиента не означает, что человек счастлив и у него нет проблем.
Жертвы насилия не говорят о насилии
Также к целевой группе клиентов Dzintaru sala относятся страдающие от насилия в семье.
– Им будет нужна справка из полиции, например, о том, что был вызов по случаю семейного насилия или что подано заявление?
– Нет, у них мы ничего просить не будем, кроме галочки в графе «Подтверждаю», то есть честного слова самого человека. Те, кто страдает от семейного насилия – это особая категория людей. И уж поверьте, тут и без справок мы поймем, действительно ли человек страдает или просто хочет воспользоваться ситуацией. Уже одно то, что жертва агрессора дошла до юриста, даже если за это не нужно платить, – большое для нее достижение.
– Хотите сказать, что страдающие от домашнего насилия предпочитают разбираться со своими проблемами сами?
– Хотим сказать, что они не говорят о своих проблемах. И то, что женщина живет в обстановке насилия, может выясниться только к концу консультации или еще через некоторое время. На эту тему можно написать целый психологический трактат. Но если вкратце, то жертве крайне сложно выбраться из статуса жертвы и принять статус потерпевшей. Она живет в этих условиях и по-другому свою жизнь не представляют. Типичный пример из практики: приходит клиентка разобраться с нюансами развода. Мы с ней общаемся, я рассказываю ей о правовой стороне вопроса и попутно задаю конкретные вопросы. И только примерно на 40-й минуте разговора выясняется, что женщина живет в аду и ей давно пора просить защиты от насилия. А она даже не печальна – она не осознает всего трагизма своего положения. И самое парадоксальное – часть этих женщин уходят от юриста безвозвратно, то есть они продолжают проживать в насилии. Первый случай «возвращения» в моей практике случился недавно – девушка пришла на вторую консультацию спустя два года после первой. И это большая победа с ее стороны! И если дело уже дойдет до суда, то тут можно спокойно выдыхать – система семейного права в Латвии на высоте, судьи отлично чувствуют ситуацию. Даже если агрессор в суде старается показать себя «белым и пушистым», судьи это считывают очень быстро и правда будет на стороне потерпевшего.
Общество психологической и юридической поддержки Dzintaru sala
Psiholoģiskais un juridiskais atbalsts «Dzintaru sala»
■ Юлия Филлере, юрист
Председатель правления общества Dzintaru sala.
Основные сферы деятельности: вопросы обслуживания и управления (многоквартирные дома), защита прав пациентов в сфере здравоохранения.
В юриспруденции с 1998 года.
Тел. 25202787.
■ Наталья Сергачева, юрист
Член правления.
Основные сферы деятельности: семейное и имущественное право, трудовые отношения, процесс неплатежеспособности.
В юриспруденции с 2008 года.
Тел. 26020077.
■ Елена Киреева, психолог
Член правления.
Песочный практик, гештальт-практик с опытом работы психологом более 20 лет, 15-летний опыт работы школьным психологом.
Тел. 26142063.
Общая э-почта:
Елена ПЕВЦОВА