Фото Вилены Краснитской
Фото Вилены Краснитской
Жизнь

Столичное муниципальное предприятие Rīgas satiksme само обучает водителей общественного транспорта. Квалификацию водителя троллейбуса можно получить на бесплатных четырехмесячных курсах, причем учащимся платят стипендию в размере 350 евро в месяц. После этого курсант обязан отработать на предприятии три года, в противном случае он должен вернуть стоимость своего обучения – вплоть до 5000 евро. Почему водители не выдерживают испытания реальной работой в сфере общественного транспорта?

Полина рассказала «МК-Латвии» о своем неудачном опыте работы водителем троллейбуса, желая предупредить остальных:

– Я с энтузиазмом пришла учиться на курсы водителей троллейбуса еще в сентябре прошлого года. Получила категорию и осталась работать в Rīgas satiksme.  Но, к сожалению, положенные по договору три года отработать не смогла: с трудом выдержала только восемь месяцев – в августе этого года пришлось уволиться. 

– Почему?

– Нас, конечно, заранее предупреждали, что этот труд не из легких. Рассказывали о специфике работы, что придется рано вставать (если у тебя первая смена) и поздно ложиться (если вторая). Но теория – это одно, а практика – совсем другое: я лишь на практике поняла, насколько эта работа тяжелая – и по своему опыту, и глядя на своих бывших коллег.

Любому, кто решится пройти такое обучение, стоит все хорошенько обдумать. Вот мне, из-за того, что после бесплатных курсов отработала лишь восемь месяцев, придется компенсировать часть затрат за учебу – а это, как мне насчитали, около 4000 евро.

– Что именно оказалось вам не под силу?

Например, при обучении нас не предупреждали, что так много придется контактировать с людьми, что так много бомжей на маршруте, что к тебе постоянно кто-то будет приставать, отрывая от работы. То авария, то ямы на дороге, то пробки, то штанги упали, вокруг агрессивные водители – это тонкости, но в совокупности они способны выбить из колеи. 

У меня руководство спрашивает: «Ты что, не знала, что так будет?» Нет, не знала. Один мой однокурсник соскочил уже в процессе учебы – отучился половину курса и понял, что это не его. И теперь ему придется компенсировать затраты на обучение – а это 2500 евро. Я, в отличие от него, смогу сама оплатить выставленный мне счет, а ему придется брать быстрый кредит, чтобы как-то рассчитаться с предприятием. Некоторые сотрудники, которые уже тоже не в силах работать, но не хотят попадать в долговую кабалу, нашли другой выход – просто чаще берут больничные: поработают пару дней и – на больничный. Конечно, при таких условиях постоянно будет не хватать водителей.

«Просто хочу предупредить других!»

– Я отучилась, получала стипендию и отработала восемь месяцев. Но в один день у меня от недосыпа и хронической усталости просто резко снизилось давление, и я упала, – продолжает Полина. – Хорошо, что это произошло дома, а не за рулем на маршруте. Мне муж поставил условие – немедленно уходить с работы, чтобы не подорвать здоровье окончательно.

Хочу предупредить людей, чтобы хорошо подумали и взвесили свои финансовые и физические возможности, прежде чем отправляться на такие  курсы. Работа действительно очень тяжелая – и морально, и физически. Надо хоть немного поработать, чтобы понять, что чувствует водитель троллейбуса на маршруте, насколько высок уровень ежедневного стресса. 

Вот смотрите, по правилам, троллейбус должны пропускать при выезде с остановки, на деле же далеко не все автоводители нас пропускают.

Смена водителя может продолжаться по 11 часов. Однажды я отработала шесть дней в неделю, и у меня было 60 проработанных часов. Последние две недели у меня был вообще жесткий график – за одну неделю отработала 50 часов и 30 минут, за вторую 50 часов и 40 минут. Я была как выжатый лимон. Это при том, что по законодательству у тебя 40-часовая рабочая неделя.

Ну да, доплаты за переработку есть. Но здоровья это не прибавляет. Неужели руководство Rīgas satiksme не понимает, что раз среди водителей такая текучка кадров, то надо менять сам подход? Менять что-то внутри самого предприятия, а не готовить и набирать все новых сотрудников, которые не выдерживают напряжения и вынуждены уходить, оставаясь в долгу!

Зарплата у меня выходила хорошая – 2250 евро, грех жаловаться. Но ты вообще не отдыхаешь и не высыпаешься. Если в первую смену у тебя еще есть время после работы на что-то, то во вторую ты уже в ауте. Да и в первую смену, если ты встал в три утра, то, вернувшись домой с работы, на что ты еще будешь способен? Оттрясешься в троллейбусе 11 часов. 11 часов! Только лечь и лежать.

Мне 40 лет. Поступала на работу я вполне здоровой, – успешно прошла и кардиограмму, и другие тесты. Но от всего этого стресса и недосыпаний за эти восемь месяцев работы здоровье пошатнулось. Когда я упала дома в обморок, мне домашние сказали – все, стоп, наработалась.

Ранняя смена начинается в 3 часа ночи

Представитель предприятия Rīgas satiksme Байба Барташевича-Фелдмане так комментирует ситуацию:

– Работа водителя общественного транспорта действительно нелегкий труд. Приходится работать не только за рулем, с техникой, но и с людьми. Да и пассажиры – люди разные, каждый со своим характером и настроением. Найти общий язык со всеми водителю непросто. Поэтому все кандидаты на курсы водителя троллейбуса изначально проходят проверку здоровья, подобно той, которую проходят люди, страдающие зависимостями – в том числе и психологический тест на способность работать в условиях стресса. И только в случае, если все проверки пройдены и все в порядке, в том числе и практическое вождение за рулем троллейбуса, с кандидатом заключается договор о дальнейшем сотрудничестве.

– Вы заранее предупреждаете курсантов обо всех сложностях работы?

– Конечно, в первую очередь! Говорим, что работа имеет свою специфику и очень сложна. Будут и ранние утренние смены, которые начинаются в три часа ночи, и поздние ночные, которые заканчиваются за полночь. Так и есть. Стоит понимать, что представители целого ряда профессий имеют ненормированный рабочий день – им приходится ездить на работу ранним утром или ночью – это и медики, и пекари, и многие другие. Не у всех есть личный транспорт и возможность ездить на такси, поэтому если мы не будем их возить, то они просто не попадут на работу.

– В случае, если водитель по состоянию здоровья не может работать по скользящему графику, работать и рано утром, и поздно вечером, возможны какие-то компромиссы?

Rīgas satiksme старается обеспечить индивидуальный подход в отношении каждого сотрудника, с учетом его пожеланий и интересов, но стоит понимать, что работу общественного транспорта необходимо обеспечивать ежедневно с раннего утра, а также поздно вечером, в выходные и праздники. Поэтому в ходе работы предприятие организует как ранние утренние смены, так и поздние вечерние, не превышая при этом допустимое число рабочих часов.

«Все чаще сталкиваемся с нехваткой водителей»

– Сколько всего водителей общественного транспорта работает на предприятии?

– На предприятии Rīgas satiksme трудится 3500 работников, из которых почти 1400 – водители транспортных средств, их можно подразделить на три категории: водители автобуса, водители трамвая и водители троллейбуса. Мы неоднократно информировали о том, что все чаще сталкиваемся с нехваткой водителей. Это может привести к тому, что предприятию придется выпускать на линию меньше транспортных средств, а значит, сокращать число рейсов. Если водители автобусов обучаются в разных учебных заведениях, после чего могут работать как у нас, так и в других транспортных компаниях или предприятиях по доставке грузов, то обучение водителей трамваев и троллейбусов имеет особую специфику, особенно с учетом того, что в Латвии троллейбусы встречаются только в Риге.

Чтобы обеспечить непрерывность курсирования троллейбусов, предприятие Rīgas satiksme само организует обучение водителей на категорию TROL.  Такое обучение – одно из главных инструментов решения проблемы нехватки водителей общественного транспорта, поскольку категорию вождения троллейбуса TROL можно получить только у нас. Уже более 250 водителей получили права на вождение троллейбуса, и почти 200 из них остались работать и до сих пор работают на нашем предприятии.

Отбор проходят не все

– Сейчас у вас объявлен новый набор на курсы водителей троллейбусов?

– Да, и такие курсы пользуются большим спросом – в первые дни после объявления набора записалось 20 желающих. И каждый из этих кандидатов пройдет тщательный тест, в результате будет отобрано несколько человек. Далее у кандидатов есть возможность поездить по территории троллейбусного парка, чтобы понять, каково это, как они чувствуют себя за рулем. И это испытание тоже, возможно, пройдут не все.  

До начала обучения с потенциальными водителями обсуждаются графики работы, желаемые смены, а также есть возможность поездить по территории троллейбусного парка. Кроме того, кандидаты знакомятся с условиями самого обучения, проходят тест по оценке поведения и, конечно, проверку здоровья.

Так как будущим водителям троллейбуса для поступления на курсы не нужны права на вождение автотранспорта, процесс обучения очень интенсивный, трудоемкий, требует много времени и стоит дорого. Само обучение длится четыре месяца.

– Как часто происходят такие ситуации, когда неопытный водитель общественного транспорта все-таки не выдерживает напряженного графика работы (теряет сознание от недосыпа или испытывает другие проблемы со здоровьем), и в результат вынужден уйти с работы?

– По моим сведениям, это скорее исключение из правил. Отмечу, что сотрудники не имеют права работать с превышением положенных по закону часов, при этом за сверхурочную работу им положена доплата. Отмечу, что сверхурочно работника никто не заставляет работать – это его добровольное решение.  Если человек в какой-то день работает сверхурочно, значит, в другие дни он получает больше выходных.

Бывшие сотрудники сгущают краски?

– Полина отмечает, что такой напряженный график не выдержала не только она, но и многие другие коллеги.

– Я не согласна, что не выдерживают и уходят многие, – это зависит от человека, его стрессоустойчивости. Поэтому мы и тестируем заранее потенциальных водителей троллейбусов, зная, что сменная работа за рулем не из легких. Те, кто не способен работать в таких условиях, как правило, сразу не проходят отбор и отсеиваются еще на этапе допуска к курсам. Впервые слышу, что сотрудники работают на износ и падают от усталости, и вынуждены употреблять энергетики, чтобы продержаться до конца смены. Думаю, нецелесообразно делать выводы по одному рассказу одной сотрудницы. Насколько мне известно, водители троллейбусов вполне могут обсуждать с руководством желаемые графики работы и маршруты. Это вполне реально, и так делают многие. Главное не молчать. Не может быть такого, чтобы водитель работал по 10 часов ежедневно без выходных с такими серьезными перегрузками. Думаю, наша бывшая сотрудница в разговоре с вами слишком сгустила краски.

Довольные работой тоже есть

Кристине родом из Талси. Признается, что подала заявку на курсы водителей Rīgas satiksme ради шутки, просто решила испытать свои силы.

– Не знала толком ни Риги, ни специфики работы водителя троллейбуса. Даже сомневалась, что у меня, женщины, это получится. Но когда начала учиться, то увлеклась и стала получать удовольствие от процесса.  Мне нужна была работа, причем я искала именно бюджетное предприятие со стабильной зарплатой и социальными гарантиями – чтобы и больничный, и отпуск – все оплачивали, как положено.

– Вас тоже привлекло бесплатное обучение? А условие отработать три года – не смутило?

– Я внимательно прочла договор и знала об этом требовании. Но решила для себя – значит, буду закалять характер. Чтобы не пришлось возвращать плату за обучение, решила во что бы то ни стало продержаться эти три года, что называется, идти до конца.

– И получилось?

– Да! Но я, наверное, нетипичный водитель. У меня даже была мечта на фуре поработать. Но этому не суждено было сбыться, и вот, пошла в водители троллейбуса.

– Вот как? Женщина с железным характером!..

– Ну, в работе бывают всякие ситуации, и пассажиры непростые попадаются. Предприятие тут ни при чем. Приходится смиряться и учиться работать в разных обстоятельствах.

– Давно работаете за рулем троллейбуса?

– Уже четыре года с небольшим перерывом. Но три года после обучения я, как положено, тогда отработала. Затем по личным мотивам уволилась, уезжала из Риги. Была попытка устроиться поработать на грузовых авто, но там не сложилось, и я вернулась назад в Rīgas satiksme.

– Все складывалось легко?

– Поначалу, как и всем, было трудно. Но сейчас вспоминаю с улыбкой те моменты, которые на первых порах вызывали у меня слезы. Например, ворчание пассажиров без всякой на то причины. Ведь работа водителя – не только рулить, но еще и общаться с людьми. Меня даже перегородка от них не отделяет. Многих тянет пообщаться. А ведь я должна следить за дорогой.

– Напряженный график работы вас не смущал?

– О том, что работа сменная, меня предупредили сразу. Поскольку по утрам для меня работать сложнее, чем по вечерам, я попросилась работать во вторую смену. Все можно решить в процессе коммуникации с руководством. Когда у меня изменилась ситуация, и мне нужны были выходные в субботу и воскресенье, руководство снова пошло навстречу – мне график изменили так, что все это стало возможным. То есть приходилось немного поработать по утрам, немного по вечерам, но при этом выходные и праздники у меня были свободными. Маршрут тоже позволили выбрать удобный – поскольку живу в Ильгюциемсе, выбрала троллейбус № 25, и тогда по вечерам было удобнее добираться домой. Мне кажется, что с коллегами, при желании, обо всем можно договориться. Важно уяснить для себя – если ты не приходишь к руководству и ни о чем не просишь, то никто сам не догадается, что тебе что-то нужно.

– Не было такой усталости и перегрузок, что вы не могли заснуть?

– Я не доводила до такой степени, чтобы так уставать. Как-то вовремя реагировала и меняла графики. Руководство всегда шло навстречу.

«Не стесняйтесь благодарить!»

– Для вас важна обратная связь от пассажиров? Часто ли вас благодарят за поездку?

– Конечно, любому человеку приятно доброе слово. Но признаюсь, что только недавно, впервые за четыре года, мне пришла благодарность от пассажиров. Было бы здорово, если бы люди, довольные нашей работой, не молчали об этом, а присылали бы свои отзывы. Это очень заряжает и дает энергию работать еще лучше.

– Каким образом можно прислать отзыв о водителях Rīgas satiksme? Книги жалоб и предложений упразднены…

– Да, таких книг больше нет, но есть сайт предприятия и социальные сети, куда можно послать свои отзывы.

– Как вы отдыхаете и снимаете напряжение после трудового дня?

– По выходным люблю посещать концерты или какие-то мероприятия, это меня заряжает энергией. Люблю прокатиться на мотороллере, нравится фотографировать. В рабочие дни особо не разбежишься – только домашние дела и сон: если работа начинается в четыре утра, лучше вовремя лечь спать, чтобы вовремя проснуться. Я знаю, что мне необходимо семь-восемь часов для полноценного сна. Так что считаюсь с этим. К такому непростому графику я уже привычная – до этого работала в службе безопасности Рижского аэропорта, там тоже смены начинались в 2 часа ночи. Затем работала начальником смены в службе доставки продуктов. Так что сменная работа для меня дело уже знакомое. Да, непросто, но никто не платит за ничегонеделание. С этим надо считаться. Зарплата зависит от нагрузки, от налоговых льгот. Поскольку у меня нет детей, то налоги плачу по полной программе, без налоговых льгот. Но на зарплату не жалуюсь, ставка в час более 8 евро, при желании можно заработать хорошие деньги. Главное, не терять позитивный настрой и чувство юмора.

Виктория СОКОЛОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.