Любимая Рига с каждым годом все больше превращается в захолустье: вместо бутиков – секонд-хенды, вместо ресторанов – помещения под аренду, вместо толп туристов – пустота на улицах. Между тем в соседних Эстонии и Литве по-прежнему кипит жизнь. Что происходит с туристическим бизнесом в Латвии?

Кто виноват и что делать?

По словам президента латвийской Ассоциации отелей и ресторанов, главы правления SIA Islande Hotel Андриса Калниньша, в Латвии туристическая сфера скатилась на уровень 2013 года, и можно сказать, что так плохо с туристами, как сейчас, в истории Латвии еще не было.

– Последние два года Латвия находится на последнем месте в Европе по количеству туристов, которые посещают страну. Среди всех стран Европейского союза после пандемии мы медленнее всего возвращаемся к нормальной жизни. В последние годы Латвию посещают на 30% меньше туристов, чем посещало до пандемии.

– По каким причинам Латвия позади планеты всей?

– Прежде всего это связано с геополитическими событиями. До пандемии из России и Белоруссии к нам приезжало около 30% туристов, а в Литву и Эстонию количество приезжих из этих стран не превышало 11%. После начала военных действий на Украине Латвия лишилась туристов из России и Белоруссии.

Вторая причина – в непродуманных заявлениях наших политиков, которые без конца говорят о том, что в Латвии может начаться война. Кто захочет поехать в страну, политические деятели которой не верят в то, что НАТО (в случае чего) нас защитит и никаких военных действий в стране не будет? И кто из инвесторов захочет вкладывать свои деньги туда, где вот-вот (по словам политиков) могут начаться военные действия? Замечу, что политики соседних стран не делают таких громких и непродуманных заявлений, как наши.

Третья причина. Вот уже много лет наша страна выделяет на продвижение Латвии (то есть на рекламу и маркетинг) ничтожно малую сумму. В текущем году эта сумма пока составляет всего 400 000 евро. Для сравнения, Литва и Эстония каждый год выделяют по 3–6 миллионов евро на рекламу своей страны. Естественно, эти вложения приносят им немалую прибыль. А мы – экономим и получаем соответственный результат в виде пустующих кафе, ресторанов и отелей.

В качестве четвертой причины упомяну географическое расположение нашей страны. Мы находимся в центре Балтии, раньше это было плюсом, а сейчас – минус. Потому что Литва ближе к остальной части Западной Европы, включая Польшу, которая представляет собой большой рынок, и Германию, соответственно, туристы из этих стран ездят в Литву. А у Эстонии развито паромное сообщение со скандинавскими странами, и скандинавы приезжают в Эстонию, но не заглядывают в Латвию.

Лишь немногие туристы путешествуют по всем странам Балтии, например, одну ночь проводят в Литве, другую ночь в Латвии и третью – в Эстонии. К сожалению, Латвия не удержала то, что ранее привлекало в нашу страну туристов, прежде всего это паромное сообщение. С уходом Tallink Latvia с нашего рынка мы потеряли очень много туристов.

– Почему Tallink Latvia из Латвии ушла, а из Эстонии нет?

– Потому что наше правительство не посчитало нужным материально их поддержать во время пандемии. В результате мы потеряли туристов, а Эстония их приобрела, и теперь Эстония имеет паромное сообщение как с Финляндией, так и с Швецией. Кстати, до пандемии в Латвии был проведен экспериментальный рейс Рига – Хельсинки, который дал очень хороший результат: в Латвию приехало много финских туристов. Но, к сожалению, это не заставило наши власти помочь владельцам парома сохранить рейс.

Не с кого спрашивать за результат!

– Почему все это происходит?

– Причина в том, что в Латвии нет конкретного чиновника, конкретного подразделения, конкретного министерства, который бы отвечал за развитие туристической сферы. А когда не с кого спросить за результат, он обычно плачевный. Кроме того, если никто не борется за сохранение (а лучше – увеличение) бюджета на рекламу страны, то он все время уменьшается.

Несмотря на то, что Латвия по-прежнему прочно занимает последнее место по количеству иностранных туристов, средства, выделяемые на развитие туризма, до сих пор урезаются, а не увеличиваются. В прошлом году на международной туристической выставке в Лондоне Латвия из-за нехватки средств даже не имела собственного стенда. Но нам некому предъявить претензии и не с кого спросить за плачевный результат.

Пополнение бюджета

– Каким образом увеличение или уменьшение числа туристов влияет на латвийцев?

– Самым прямым образом, ведь туристы приносят деньги в общий государственный бюджет. Вот смотрите: в прошлом году туристы принесли Латвии 1,2 миллиарда евро в виде экспорта. Но я уверен, что эта сумма легко может быть увеличена как минимум на 20%, если инвестировать в туризм столько же, сколько инвестирует Литва и Эстония. Другими словами, государственный бюджет Латвии может быть пополнен на дополнительные 200–250 миллионов евро. Естественно, это пойдет во благо государственной экономике.

– Какие отрасли зарабатывают на туристах?

– Очень многие, в первую очередь места общественного питания и гостиницы-отели-апартаменты. Кроме того, на приезжих зарабатывают салоны красоты, таксисты, всевозможные магазины, продавцы цветов и т. д., в результате в государственную казну поступает около 200 миллионов евро в качестве уплаченных налогов из отрасли гостеприимства.

– Сколько латвийцев задействовано в туристической сфере?

– У меня есть данные только о сфере гостеприимства (размещение и питание), сейчас в этой сфере занято около 31 000 человек. Для сравнения: до пандемии в отрасли работали 36 000 человек. Вполне возможно, что многие из них уехали на заработки за рубеж, небольшая часть переквалифицировалась. В результате летом места общепита ощущают острую нехватку официантов. И это тоже влияет на желание туристов приехать в Латвию. Кому хочется сидеть в ресторане и долго ожидать, когда к нему подойдет официант?!

«Приезжайте в гости!»

– Из каких стран сейчас чаще всего приезжают в Латвию?

– Из соседних стран – Литвы, Эстонии, Польши, Финляндии. Раньше к нам приезжало много групп пенсионеров из Франции, Испании, Германии, но геополитическая ситуация в мире повлияла на привычки людей. Пожилых туристов особенно пугает то, что мы находимся рядом с Россией и заявления наших политиков о возможном начале войны в нашей стране не способствуют решению посетить Латвию.

– В какие города люди чаще всего приезжают?

– Прежде всего они посещают Ригу (в столицу едут 80% всех туристов), на втором по популярности – Юрмала. Раньше – когда в Юрмале проходили мероприятия для русскоязычных – например, «Новая волна» и концерты российских певцов и юмористов, туристы ездили туда даже чаще, чем в Ригу. Ну а сейчас многих приезжих интересует восточное побережье Латвии.

До пандемии и до войны, когда российский рынок был открыт, многие ехали в Петербург через Ригу, и останавливались в Риге. Сейчас так уже не делают.

Вместо бутиков – секонд-хенды

– Когда иностранцам задают вопрос, почему они не приезжают в Латвию, те отвечают: «А что нам здесь делать, если будет плохая погода? У вас даже шопинга нормального нет...» И действительно – почему в Латвии так мало магазинов с товарами всемирно известных брендов? Шопинг всегда привлекает туристов.

– Вы правы – многие туристы в поездках хотят иметь возможность для шопинга, а в Латвии этой возможности мало. Я объясню причину отсутствия бутиков в стране, но начну издалека. Во время и после пандемии сфера общественного питания и размещения туристов оказалась в глубоком кризисе, из которого, как я уже говорил, мы никак не можем выбраться. Для этого нужно предпринять меры.

– Какие?

– Одной из самых действенных мер может быть снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на услуги питания. Мы много раз говорили об этом нашим политикам, но они не пошли навстречу и ставку не снизили. А вот в Литве – снизили ставку НДС, в результате Литва получила больше туристов, чем годом ранее, и в сфере общественного питания удвоился оборот. И теперь, если перед иностранными туристами или иностранными компаниями стоит выбор куда поехать: в Литву или Латвию, где провести развлекательное мероприятие или конференцию, то они выбирают ту страну, в которой более дешевые услуги общественного питания, то есть Литву. В результате в этой стране кипит жизнь, в отличие от Латвии.

А теперь перейду к вопросу, почему в Латвии мало магазинов с известными брендами. Дело в том, что инвесторам не интересно вкладывать деньги в открытие брендового магазина, в который никто не придет. Инвесторы хотят открывать магазины там, где много людей, в том числе много туристов. Получается замкнутый круг: иностранцы, которые любят шопинг, не едут в Латвию, так как знают, что здесь нечем поживиться, а предприниматели отказываются открывать здесь магазины, так как в Латвию приезжает слишком мало туристов.

Латвийский певец Лаурис Рейникс рассказал, что его расстраивает большое количество пустующих зданий в Старой Риге. «Мне жаль тихий Старый город. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но стоимость аренды там просто космическая. Там, где раньше были пельмени (которые я до сих пор оплакиваю), ежемесячная арендная плата составляет 9500 евро. Я бы тоже смотал удочки. Но в своих пустующих зданиях хозяевам все же следует мыть окна!» – пишет Рейникс в микроблоге X.

«Сдаю помещение в аренду»

– Справедливости ради надо сказать, что далеко не все отправляются в путешествие только ради шопинга. Но что есть в Латвии такого, ради чего стоит сюда приехать, кроме природы?

– Если говорить про Ригу, то это тихий центр, здания в югенд-стиле, они многих привлекают. Раньше центром притяжения туристов была Старая Рига, но сейчас из нее ушла жизнь. Люди ходят по Старой Риге и везде видят пустые витрины, закрытые кафе. Мы шутим, что в Старой Риге открылась новая ресторанная сеть под названием «Сдаю помещения в аренду». Это очень грустно, что отрасль общественного питания до сих пор в глубоком кризисе, мы регулярно слышим, как закрывается то одно кафе, то другое. Даже всем известные рестораны то и дело объявляют о прекращении существования из-за увеличения расходов и уменьшения прибыли. Вот и что делать туристам в таком мертвом городе, как Рига? Куда ходить, на что смотреть?! Надо срочно открывать увеселительные заведения, а не закрывать.

– А в другие города, такие как Кулдига, Сигулда, Лиепая, Вентспилс, туристы ездят или обходят их стороной?

– В эти города ездят в основном латвийцы, которые знают, куда они могут сходить и что посмотреть. Чтобы привлечь в эти города туристов, нужно вложиться в рекламу тех достопримечательностей, которые там есть. И тут мы снова возвращаемся к тому, что правительство не хочет это делать. Вот и ответ на вопрос, почему туристы посещают только Ригу и Юрмалу, и то все реже и реже.

Ко всему прочему в регионах очень низкая покупательная способность, поэтому предприниматели не хотят там открывать кафе и рестораны. И мы снова возвращаемся к старой проблеме: если туристу негде интересно провести время или вкусно поесть, то он в этот город не поедет и своих денег в нем не оставит.

– На какой срок люди приезжают в Латвию?

– К сожалению, с этим тоже ситуация ухудшилась. В среднем сейчас люди остаются в Латвии на 1,6 суток, а раньше проводили в нашей стране двое суток.

Маркетинг или объект?

– Что надо делать в первую очередь: увеличивать количество интересных объектов в Латвии, чтобы туристам было что посмотреть, или улучшать рекламу латвийских городов?

– Было бы логично вложить средства в маркетинг и рекламу уже существующих объектов. Это привлечет туристов, а за туристами придут инвесторы в развлекательные мероприятия или места общепита. К тому же я уверен, что в Латвии УЖЕ есть множество интересных объектов, но даже латвийцы не знают о них, так как их никто не рекламирует. Что уж говорить о зарубежных туристах...

Я снова хочу обратиться к сравнению Латвии, Литвы и Эстонии. В странах Балтии примерно одинаковая природа, климатические условия, все три балтийские страны имеют практически одинаковое количество привлекательных объектов для осмотра. Значит, единственное, чем мы можем конкурировать друг с другом на данный момент – это ценами на услуги для туристов. В Литве это поняли, снизили НДС, и это принесло стране колоссальную прибыль, а у нас о снижении НДС и думать не хотят.

«Надо работать на перспективу!»

– В ноябре прошлого года ресторан Max Cekot Kitchen получил мишленовскую звезду, еще три ресторана – Snatch, SHŌYU и Milda были признаны лучшими ресторанами по соотношению цена-качество, а зеленую звезду устойчивого развития получил Арик Дрейбантс из Pavāru māja в Лигатне. Как это повлияло на увеличение притока туристов в Латвию?

– Мишленовская звезда принесла ресторану Max Cekot Kitchen значительное увеличение гостей. Насколько я знаю, у них резервация мест заполнена на много месяцев вперед. Но, к сожалению, я не могу сказать, что после включения этого и других латвийских ресторанов в путеводитель Мишлен, в отелях Латвии начались сложности с резервацией номера из-за наплыва туристов. Но, скорее всего, получение наград Мишлена даст свои плоды, не сейчас, так в будущем. Мы знаем, что многие туристы уже приехали в Латвию только потому, что здесь есть рестораны, отмеченные Мишленовскими звездами. Приезд в Латвию экспертов Мишлена (и оплата этого) была работой на перспективу. Так что я не могу сказать, что совсем уж ничего не делается для привлечения туристов.

– Как на привлечение туристов повлиял чемпионат мира по хоккею, который был проведен в Риге в мае прошлого года?

– Он, конечно, привлек какое-то количество туристов в нашу страну, но не так много, как ожидалось. Даже с учетом чемпионата мира по хоккею количество иностранных туристов, посетивших Латвию в мае прошлого года, было примерно на 30% меньше, чем в соответствующий период 2019 года.

– Почему те, кто приехал на чемпионат, не вернулись в Латвию снова?

– Возможно, потому, что люди не знают, чем заняться в Латвии, если нет главного события, ради которого они приехали в прошлый раз. И тут я снова вынужден повторить о важности вложения в маркетинг и рекламу. Если не рассказывать о том, чем можно заняться в Латвии, то об этом никто и не узнает и в Латвию не приедет. Ну и не надо забывать о геополитике и налоговой ставке. Устроителям масштабных мероприятий вроде выгоднее их устраивать в соседней Литве, чем у нас, из-за налоговой политики нашей страны.

Мы постоянно говорим представителям Министерства сообщения, Министерства экономики и даже Рижской думы о тех мерах, которые надо срочно предпринять, чтобы не потерять еще большее количество туристов и даже увеличить их. Но нас не слышат.

– Какой шаг вы ждете от политиков в ближайшем будущем?

– Я хочу, чтобы они активно привлекали операторов паромных сообщений к работе в Латвии. И не просто приглашали, но и финансово их поддерживали, особенно в первые годы работы, которые наверняка принесут убытки. Я уже говорил, что во время пандемии правительство отказалось материально поддерживать паромную компанию Tallink Latvija, в результате она ушла из нашей страны...

А еще очень хочется, чтобы страну привели в порядок в том смысле, чтобы во всех городах Латвии был нормальный тротуар, нормальное дорожное покрытие, асфальт, чистые окна зданий и т. д. Надо держать в порядке хотя бы то, что мы имеем, и тогда в Латвию, может быть, вернутся туристы. Я очень хочу, чтобы Латвия перестала быть страной вымерших городов, чтобы в нее вернулась жизнь и по улицам гуляли туристы...

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.