Фото Вилены Краснитской
Фото Вилены Краснитской
Жизнь

В «МК-Латвию» обратился работающий пенсионер-инвалид Александр, который продолжает работать и платить налоги. Тем не менее государство отказывает ему в ежегодном перерасчете пенсии. Мы попытались выяснить, в чем причины такой несправедливости.

Рижанин Александр с 1977 по 1999 год работал пилотом гражданской авиации, получал заказы в том числе и на перевоз звезд музыки и кино. Например, именно он был за штурвалом мини-самолета, на котором французская актриса Ани Жирардо летела из Риги в Вильнюс после участия в кинофестивале. Фото с Ани Жирардо сейчас висит у Александра в квартире на почетном месте.

Обстоятельства сложились так, что задолго до выхода на пенсию с работой пилота Александру пришлось распрощаться. Он попал в аварию, потерял ногу и стал инвалидом. В 2007 году ему была установлена бессрочно инвалидность 2-й группы.

После назначения инвалидности Александр начал получать инвалидную пенсию, перевелся на работу по обеспечению полетов, где трудится до сих пор, несмотря на то, что два года назад вышел на пенсию по возрасту. Как раз с пенсией, вернее, с ее размером у него и вышла неприятность. Об этом рассказывает сам Александр.

Я теряю по 20 евро в месяц

– До достижения пенсионного возраста я получал пенсию по инвалидности, – говорит Александр. – На пенсию я вышел в 2021 году, и пенсию по инвалидности мне заменили на пенсию по старости. По закону размер пенсии по старости не должен быть ниже размера пенсии по инвалидности, поэтому пенсию мне выплачивали в прежнем размере.

Однако у пенсионеров-инвалидов есть одно огромное отличие от обычных пожилых людей. Если простому работающему пенсионеру каждый год полагается перерасчет и увеличение пенсии (за счет уплаченных им за год налогов), то многие инвалиды этой радости лишены.

Я никакой прибавки за счет ежегодного перерасчета не получаю, несмотря на то, что продолжаю работать и платить государству налоги.

Я подсчитал, что каждый месяц теряю из-за этого около 20 евро. При этом добавку к пенсии за счет ежегодной индексации я все-таки получаю. Посчитав ситуацию несправедливой, я пытался добиться правды в ГАСС, в Бюро омбудсмена и в административном суде. Однако доказать свою правоту мне не удалось...

Меня также беспокоит еще одна несправедливость по отношению к инвалидам: другие льготники, например, пенсионеры по выслуге лет по достижении пенсионного возраста имеют право выбирать, какую пенсию им получать – обычную или по выслуге лет. А инвалиды этого права не имеют. Они обязаны перейти с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту.

– В ГАСС вам объяснили, почему к вашей пенсии не добавляют деньги в результате перерасчета?

– В ГАСС сообщили, что на бумаге перерасчет пенсии все-таки делают. Но рассчитанную прибавку добавляют не к моей фактической пенсии, а к той пенсии по старости, которую бы я получал, если бы не был инвалидом. Но дело в том, что моя «бумажная» пенсия по старости намного ниже, чем назначенная пенсия по инвалидности. И пока «бумажная» пенсия по старости не достигнет размера той пенсии, которую мне выплачивают по факту в размере бывшей пенсии по инвалидности, ежегодной прибавки мне не видать.

Получается, что я плачу налоги впустую. По сути, государство меня мотивирует работать в теневой зоне и не платить налоги. Я считаю, что это нарушение прав инвалидов.

– Чем в ГАСС мотивировали свое решение?

– Тем, что платят пенсию больше изначально рассчитанной, так что по закону мне прибавка не положена. Это похоже на сцену из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», когда почтальон Печкин приносит героям посылку, но говорит: «Я вам ее не отдам».

– Вы пытались оспорить решение ГАСС? Где еще вы искали справедливости?

– Сначала я написал жалобу руководителю ГАСС, и мне ответили то, что я изложил вам выше. С этим ответом я обратился в административный суд. В суде мне ответили, что все происходит по закону и мой иск отклонили. Потом я обратился к омбудсмену.

– Что ответил омбудсмен?

– Омбудсмен не усмотрел в моем случае дискриминации против инвалидов и также ответил, что все происходит по закону.

– Но если закон не на вашей стороне, что может сделать омбудсмен?

– Насколько я знаю, если права каких-то социальных групп ущемляются, омбудсмен может подать иск в Конституционный суд, чтобы оспорить закон и добиться справедливости. Ведь получается, что перед законом все должны быть равны, но некоторые, например, пенсионеры по выслуге лет – у нас оказываются ровнее, так как за ними остается право выбора пенсии, а за инвалидами нет.

Александр: «Посчитав ситуацию несправедливой, я пытался добиться правды в ГАСС, в Бюро омбудсмена и в административном суде. Но нигде понимания не нашел».

Что ответило ГАСС?

В документе, который выслало Александру ГАСС, говорится: «Закон о государственных пенсиях предусматривает, что инвалидам, достигшим возраста назначения пенсии, вместо пенсии по инвалидности действительно назначается пенсия по старости. Размер пенсии по старости, назначаемой вместо пенсии по инвалидности, не может быть ниже размера пенсии по инвалидности. По закону заявителю вместо назначенной пенсии по старости выплачивается размер инвалидной пенсии».

ГАСС также ссылается на Закон о перерасчете пенсий по старости: по нему государство раз в год пересчитывает пенсию по старости тем сениорам, которые продолжают работать и платить налоги.

«В случае Александра перерасчет пенсии на данный момент составляет 19,99 евро. Но размер пенсии Александра по старости даже с учетом этой прибавки все равно меньше, чем размер его прежней пенсии по инвалидности. По этой причине пенсия по старости заявителя по-прежнему выплачивается в размере пенсии по инвалидности».

Закон стоит менять!

Прокомментировать ситуацию Александра мы попросили юриста Санту Сурвила, которая дает консультации по правовым вопросам, связанным с инвалидностью.

– В последнее время ко мне, как к адвокату, обращались за юридической консультацией люди с инвалидностью в аналогичных ситуациях. Некоторым из них по достижении пенсионного возраста рассчитывают меньшую пенсию по старости, чем пенсия по инвалидности, которую эти люди получали ранее, – говорит Санта Сурвила. – Мне кажется, что такая ситуация несправедлива и незаконна. Неправильно, что для работающего инвалида государство пересчитывает не реальную, а «бумажную» пенсию.

При достижении пенсионного возраста и при переходе на пенсию по старости у человека инвалидность не прекращается. Человек с инвалидностью в любом случае не находится в равных условиях со здоровыми людьми. Если человек имеет инвалидность, это означает, что у него есть более или менее серьезные проблемы со здоровьем, которые не заканчиваются с наступлением пенсионного возраста, а, наоборот, могут возрастать по мере старения. К тому же у людей пенсионного возраста обостряются проблемы со здоровьем, приходится приобретать больше медикаментов, тратить деньги на процедуры, на полноценное питание.

Размер пенсии по инвалидности при переходе человека на пенсию по старости обязательно должен быть сохранен. А перерасчет, если человек продолжает работать, должен производиться из размера пенсии по инвалидности. Человек не должен терять из-за этого деньги (по 20 евро в месяц, как Александр), ведь в год получается приличная сумма 240 евро.

По Конституции каждый человек имеет право на социальное обеспечение в старости и в случае инвалидности, право на достойную жизнь. Так гласит закон, но, к сожалению, законы не всегда исполняются.

Поскольку в законы вносятся поправки, было бы правильно отменить положение закона, которое мешает Александру и его товарищам по несчастью получать ежегодный перерасчет пенсии.

Ведь можно только приветствовать, если инвалид после выхода на пенсию продолжает работать и платить налоги государству.

Поэтому внимание законодателей должно быть обращено на предотвращение этой несправедливой и противозаконной ситуации.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.