Большая стирка. 1958 год. Фото Всеволода Тарасевича
Большая стирка. 1958 год. Фото Всеволода Тарасевича
Жизнь

В марте 1954 года, ровно семьдесят лет назад, в центре Риги, в агитпункте Сталинского района (ныне Зиемельский) собрались простые рижане, главным образом, рижанки. Как ни странно, они пришли послушать новости о стиральной машине. Именно она, стиральная машина «Рига», в том году стала мечтой каждой семьи.

Наглядная агитация

Газета «Советская молодежь» описывала это так: «Как только наступает вечер и над зданием, украшенным кумачовыми лозунгами и транспарантами, вспыхивают огни, избиратели собираются в агитпункте. Партийная организация поручила главному конструктору завода РЭЗ Анатолию Ивановичу Кричко провести беседу на тему «Стиральная машина – предмет народного потребления». Надо было видеть, с какой любовью и гордостью докладчик рассказывал избирателям о своем родном заводе, о новой продукции. Конструкторы завода по требованию партии и правительства создали новую, совершенную машину, превосходящую по своим качествам заграничные образцы. Много интересного узнали в тот памятный вечер избирательницы нашего участка. Производство стиральных машин в Советском Союзе – дело новое. Первая опытная стиральная машина была изготовлена только в 1950 году одним московским заводом, а затем была передана на освоение Рижскому электромашиностроительному заводу. За короткий срок конструкция машины трижды совершенствовалась, улучшалась. Чудесную механическую помощницу в быту получили советские женщины». 

Это была не просто лекция, а еще и демонстрация. Тут же стояли две стиральные машины.  Докладчик положил в машину белье. Выстирал, отжал. Потом предложил всем желающим руками выжать из него хоть каплю. Ни у кого не получилось.

Пока белье стиралось, тов. Кричко рассказывал: «Стиральная машина за границей – не новинка. Но давайте посмотрим с вами, кто ее там может приобрести? Кто ими там пользуется? Доступна ли она простой рабочей семье? Мы знаем, что средняя месячная зарплата нашего малоквалифицированного рабочего составляет 600 рублей в месяц, а высококвалифицированного достигает и превосходит 2000 рублей. Значит – стиральную машину за 630 рублей у нас может купить каждая семья. А как, например, в Англии? Там средняя месячная зарплата рабочего 20 фунтов стерлингов, наибольшая – 30. А стиральная машина фирмы «Тхор» стоит 70 фунтов стерлингов. Чтобы ее приобрести, рабочему нужно отдать свою зарплату за три месяца. Конечно, это недопустимая для него роскошь, которой он себе позволить не может. Мы знаем, что там и поныне существует карточная система. Многие рабочие в Англии не в состоянии на свой скудный заработок даже полностью выкупить свой карточный паек. Тут уж не до стиральной машины!»

К слову, первая выпущенная на РЭЗе в августе 1950 года машинка называлась «ЭАЯ-2» и на самом деле стоила полторы тысячи рублей, хотя продавалась за 600 (остальное заводу доплачивало государство). Аббревиатура ЭАЯ нигде не расшифровывалась, если вы знаете, что это, сообщите нам.

Доказательство заботы

Первая стиральная машина «ЭАЯ-2» имела вертикальную загрузку, стальной бак-барабан, внутри которого крутились стальные лопасти. Таймера не было, хозяйка должна была определять время стирки на глазок, обычно это минут двадцать-тридцать. Любопытно, что у машинки была функция центрифуги: переключением рычажка крутился уже сам барабан, а лопасти были неподвижны, так осуществлялся отжим. 

Машина «ЭАЯ» была на убирающихся колесиках, при работе устанавливалась на амортизирующие резиновые опоры, но в отжиме часто была сильная вибрация. Во избежание следовало равномерно уложить белье в баке. Потом на ее основе была выпущена машина «Рига-54», которую и демонстрировал тов. Кричко.

Пресса сообщала, что стиральная машина быстро завоевала симпатии домохозяек. Тысячи машин были отгружены заводом в Москву, Ленинград. Азербайджан, Казахстан, Сибирь, на Урал и нашли большой спрос потребителей. Со временем с разных концов страны стали приходить отзывы о хорошей, надежной работе стиральных машин.

«Стирка белья, – писал старший преподаватель Московского педагогического института тов. Коф, – для нашей семьи (в ней все шесть человек взрослые и работают) всегда представляла собой сложную задачу. Теперь трудности кончились. Мы приобрели стиральную машину. Она хорошо стирает и отжимает. Это еще одно доказательство заботы нашей партии и правительства об улучшении жизни советских людей». Поступили на завод благодарственные отзывы о рижских стиральных машинах и из «стран народной демократии». Есть письма из гор. Кракова (Польша), гор. Софии (Болгария) и других.

Образцы машины «ЭАЯ-3» демонстрировались на международной торговой ярмарке в Лейпциге, ГДР и на выставке промышленных товаров СССР в Пекине, КНР. А также в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

«Хорошую машину делают рэзовцы! – писала газета. – Казалось бы, можно и успокоиться. Но конструкторы поставили перед собой задачу еще более усовершенствовать изделия завода, сделать такую машину, которая бы превосходила по своим качествам заграничные марки. Инженеры РЭЗ коренным образом модернизировали стиральную машину, создав новую, значительно улучшенную конструкцию «Рига-54»... Устойчивость новой машины при стирке в отжиме белья лучше, чем у заграничных. Она может одновременно стирать 2,5 килограмма сухого белья».

Следующая модель «Рига-55» уже имела знакомый многим с детства внешний вид. Утверждается, что она была копией шведской машины «Хускварна», которую советские инженеры изучили на выставке в Москве. У нее был таймер, которым задавалось время стирки. Оно зависело от плотности белья, но в среднем процесс занимал около получаса, а на отжимание уходило три-четыре минуты.

На основе этой модели был разработан целый ряд других: «Рига-60», «Рига-8», «Рига-13», «Рига-17». В чем были их отличия? «Рига-8» была снабжена насосом для слива мыльного раствора. У машины «Рига-60» некоторые металлические детали были заменены пластмассовыми, для снижения веса, а также изменена конструкция отжимных валиков. «Рига-12» была снабжена специальным устройством для подогрева и кипячения стирального раствора. «Рига-13» имела два режима стирки: для тонкого, слабозагрязненного и грубого, сильнозагрязненного белья. Она была удостоена Знака качества. Но все равно это был круглый бак с мотором и с валиками для ручного отжима. Поскольку бак изготавливали из нержавеющей стали, многие машины служат и сейчас.

Шаги производства

В 1958 году РЭЗ выпускал до 2000 стиральных машин в сутки, что равнялось примерно 600 тысячам в год. В цехе стиральных машин имелось 17 конвейерных линий протяженностью в три километра. Стиральные машины экспортировались в 62 страны мира, и спрос на них рос из года в год.

3 сентября 1969 года машинный цех РЭЗа украсил большой транспарант «Принимай, Родина, четырехмиллионную стиральную машину!». Состоялся митинг. «Украшенная венком «именинница» снимается с конвейера и вручается ветерану завода – одной из лучших производственниц, проработавшей в цехе более 17 лет, мастеру Тамаре Чуковой. В связи с этим событием один экземпляр «Риги-8» решено подарить коллективу завода «Запорожсталь», который в течение долгих лет обеспечивает рижан высококачественным металлом», – сообщила пресса.

В августе 1976 года отмечали и выпуск восьмимиллионной стиральной машины и 25-летие цеха, где ее произвели. Пресса сообщала: «Ветераны помнят первые отечественные стиральные машины с маркой завода РЭЗ, которые медленно завоевывали авторитет у покупателей. И это было вполне объяснимо: громоздкие, сложные по своей конструкции, они весили более ста килограммов. Да и обходились они заводу дороже, чем стоили в магазине. Но уже тогда их отличала главная особенность – надежность. Прошло 25 лет, и сейчас коллектив РЭЗа – самый большой производитель стиральных машин в нашей стране».

В мае 1976 года результаты опроса показали, что в среднем по республике на каждые сто семей приходилось 64,7 стиральных машин. В Риге эта цифра была несколько ниже – 63 машины. В опросном листе упоминалось семь марок стиральных машин, среди которых по своим техническим показателям первое место уверенно держала стиральная машина «Рига», писали газеты.

7 февраля 1980 года была выпущена десятимиллионная стиральная машина. Агентство ЛАТИНФОРМ сообщало: «Каждая пятая произведенная в стране стиральная машина – с маркой РЭЗа. Или для наглядности такой факт: каждую минуту с конвейеров завода сходят три стиральные машины. Заводские специалисты заканчивают работу над следующей модификацией – «Рига-80». По сложившейся на заводе традиции новое изделие будет активаторного типа, иными словами – стирка в агрегате происходит не посредством вращения барабана, а с помощью специального устройства. Качество стирки белья в машинах этого типа на 15–20 процентов выше. «Рига-80» будет автоматической, иметь более десяти программ стирки».

Виноваты смежники

Ну и куда ж без недостатков? О них покупатели сообщали с самого начала – неудовлетворительное качество электродвигателя, шланга и электроизоляции, недостаток запасных частей в продаже.

В августе 1963 года «Ригас Балсс» писала: «Мастерская завода «Дарбс» на ул. Суворова, 23, производящая гарантийный ремонт стиральных машин. В ответ на вопрос об основных причинах быстрой порчи стиральных машин «Рига-60» работники мастерской развели руками и показали несколько десятков моторов, сваленных в углу помещения.

– Вот, полюбуйтесь, это только часть перегоревших моторов, снятых нами с «Риги-60» за первую декаду нынешнего месяца. А вообще-то ежемесячно заводской брак гарантирует нам работу по ремонту до 15 стиральных машин «Рига-60». Большинство из них попадает в мастерскую с перегоревшими моторами. Типичным браком является также течь в сальниках, через которые вода попадает в мотор.

Мастера показывают стиральную машину № 145553. Она выпущена только 25 июня нынешнего года. Продана 28 июня и уже 7 августа попала в мастерскую с перегоревшим мотором. Таких случаев много. Часто «Рига-60» выходит из строя из-за плохой центровки двигателей и перетирания шланга клиновым ремнем, вследствие недостаточного зазора между ними».

Как можно было понять из прессы, во многом были виноваты смежники. «Стиральная машина РЭЗа по конструкциям могла бы конкурировать с лучшими образцами изделий этого класс», если бы Мажейкяйский электротехнический завод не поставлял для нее недоброкачественные двигатели, а фирма «Сарканайс квадратс» – неудовлетворительные резиновые технические изделия», – писала «Ригас Балсс».

«Руководители гарантийных мастерских, а таких в стране насчитывается более двухсот, засыпают завод письмами – не можем отремонтировать машину: нет тепловых реле. Указанные реле производит Кедайняйский завод электроаппаратуры, причем поступают они в Ригу в основном в третьем и четвертом кварталах в явно недостаточном количестве. РЭЗ не может даже обеспечить запасными частями расположенную в Риге на ул. Кнориня мастерскую. Мастер Л. Раппопорт сетует: на сегодняшний день нужно 90 реле, а в наличии... лишь одно».

В 1981 году всесоюзный сатирический журнал «Крокодил» опубликовал письмо из Краснодарского края: «Стиральная машина в моем доме нужна позарез. Купила «Ригу-13». Работать отказалась. Но ни сдать ее в магазин, ни отремонтировать не могу: местная мастерская обслуживать отказалась – негарантийная, мастерская в Армавире гарантийная, но не для «Риги-13». Есть еще «Краснодаркрайрембыттехника», но и там не повезло: два письма туда писала, не ответили. Прямо не «Рига» тринадцатой модели, а чертовщина какая-то. Поневоле суеверной станешь». Письмо было проиллюстрировано карикатурой. Кроме этого, обнаружена еще карикатура на центрифугу «Цента» с подписью: «При каждом повороте рычит и сердится, но все-таки, товарищи, она вертится!» В чем суть претензий, неясно. Но в целом стиральные машины редко попадали в поле зрения советских карикатуристов.

Их разыскивала милиция

В августе 1963 года в рижскую милицию стали поступать сигналы о хищении стиральных машин из пунктов проката. Это была такая система бытовых услуг населению, где каждый, предъявив паспорт, мог взять на какой-то срок не только бытовой электроприбор, но и велосипед, надувную лодку и даже мебель и посуду. Другое дело, что чаще это все было уже на руках и надо было ждать. Так вот, некий злоумышленник по подложному паспорту получал стиральные машины и не возвращал их. Паспорт, который он предъявлял, был утерян гражданином Бринге. Милиция обошла все дома вокруг пункта проката и нашла одну украденную машину. Ее владелец описал приметы человека, у которого он ее купил и оказалось, что это сам Бринге. На самом деле паспорт он не терял.

Со стиральными машинами связан еще один эпизод деятельности правоохранительных органов – борьба с самогонщиками. Они вовсю использовали агрегат для получения самодельных алкогольных напитков, конкретно браги. Проблема эта не нова, тот же «Крокодил» поместил карикатуру на эту тему в 1968 году, но особенно она обострилась в 1985-м после горбачевского указа «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». 

Именно «Рига» с ее большим баком из нержавейки очень подходила для изготовления браги. И обнаружить такой аппарат было нелегко. «В самом деле, зайдет в чей-то дом с проверкой малоопытный милиционер, который никогда не видел самогонного устройства, как ему определить, какая, к примеру, стиральная машина используется по своему прямому назначению, а какая – по преступному?» – сетовал заместитель министра внутренних дел Латвийской ССР 3енон Индриков.

Послесловие

В период кризиса, связанного с развалом Советского Союза, заводу РЭЗ, как и другим предприятиям, пришлось нелегко. Все экономические связи нарушились, в 1991 году завод встал на полгода. Люди уходили, положение было катастрофическим.

С мая 1992 года производство начало налаживаться, но объемы были уже не те. Стиральные машины, однако, выпускать продолжали. Бывший заместитель главного конструктора завода Олег Шаповалов в 2016 году в интервью рассказывал: «У нас был запрос от США на изготовление для них специальной партии стиральных машин «Рига-17». Для нас потребовалось перейти на другую базу, поскольку у них другие сети, другое напряжение. Мы заказали специальное исполнение двигателя, специальное тропическое исполнение покрытий для этой машины, сделали и отгрузили. Получили по факсу 10 долларов от этих американских бизнесменов. За эту партию стиральных машин».

К тому времени на бывший советский рынок хлынули стиральные машины зарубежных производителей, от которых рижская машина отставала лет на двадцать. И спрос на «Ригу» с каждым годом падал. В июне 1998 года в цеху, где шла покраска и сушка корпусов стиральных машин, случился сильный пожар. После этого было принято решение закрыть их производство. Так закончилась история рижских стиральных машин.

Подсчитано, что всего за 48 лет в Риге было произведено более 16 миллионов стиральных машин. И некоторые работают до сих пор. В Интернете можно найти множество историй об этом, с благодарностью рижским инженерам. Или о том, как нашли в сарае старую «Ригу», включили – и заработала. «Вот это было качество! – пишут люди. – Сейчас такого нет».


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.