Какие изменения могут ждать пенсионеров в ближайшие годы? Будет ли введена базовая пенсия? Что может поменяться в системе индексации пенсий? Об этом «МК-Латвии» рассказала глава Латвийской федерации пенсионеров (ЛФП) Айя Барча.
Вопросы индексации пенсий сейчас активно обсуждаются среди политиков. Недавно Союз зеленых и крестьян (СЗК) выступил с предложением – внести такие поправки в Закон о пенсиях, чтобы с этого года проводить индексацию пенсий в полном размере.
Напомним, что сейчас индексируется лишь определенная часть каждой пенсии, а все, что выше нее, индексации не подлежит.
Возглавляемое Улдисом Аугулисом Министерство благосостояния подсчитало, что в этом году на индексацию пенсий в полном размере дополнительно потребуется 7,2 млн евро, а в 2025 году – 35,9 млн евро. Напомним, что в прошлом году в качестве одного из вариантов Аугулис озвучил возможность проводить индексацию пенсий дважды в год.
Индексация пенсий стала одной из центральных тем на недавней встрече главы ЛФП Айи Барчи с председателем Сейма Дайгой Миериней, министром благосостояния Улдисом Аугулисом и председателем Социальной комиссии Сейма Андрисом Берзиньшем. На встрече обсуждались вопросы, касающиеся латвийских пенсионеров. По словам Айи Барчи, Министерство благосостояния заключило с ЛФП договор о сотрудничестве. Теперь представители ЛФП смогут активнее подавать предложения с пожеланиями латвийских сениоров и участвовать в обсуждении будущих законопроектов.
– Министр благосостояния рассказал нам об изменениях, которые предполагаются при индексации пенсий тем людям, у которых очень большой рабочий стаж, – говорит Айя Барча. – Сейчас в законе говорится, что 80 процентов от средней зарплаты страховых платежей (она учитывается при расчете индексов, на которые умножается пенсия. – Прим. авт.) берутся в расчет при индексации для тех пенсионеров, у кого рабочий стаж 45 лет и больше. Улдис Аугулис выдвинул предложение – брать в расчет 100 процентов от зарплаты страховых платежей для пенсионеров, чей стаж составляет 50 лет и более. Федерация пенсионеров поддержала это мнение. Люди должны понимать, что чем дольше они работают, тем выше будет их пенсия. Мы не забыли и о предложении индексировать пенсии дважды в год – весной и осенью – и попросили министра благосостояния провести исследование этого вопроса.
Какой будет индексация?
– Почему индексы, на которые умножается пенсия, должны быть выше у тех, кто работал долго?
– Потому что люди с большим и очень большим стажем заслуживают большего. Но в то же время у нас много людей с маленьким стажем, который отражается на размере пенсии. А тысячи будущих пенсионеров вообще не могут сегодня доказать, что официально отработали даже 15 лет, необходимых для получения пенсии.
А как мы помним, с 2025 года стаж, необходимый для получения пенсии, увеличится до 20 лет. И людей, которые не смогут претендовать на пенсию, возможно, станет еще больше.
Вопрос в том, где эти люди были столько лет и чем занимались. Возможно, они до сих пор не в курсе, что в стаж засчитывается время учебы в вузах после средней школы (за исключением учебы в техникумах или ПТУ после основной школы). Поэтому мой совет всем будущим пенсионерам – заранее позаботьтесь о документах о работе и учебе до 1996 года, которые необходимо предоставить в ГАСС для подтверждения стажа и назначения пенсии (у ГАСС есть данные о периодах стажа и налогах, которые вы платили только с 1996 года. – Прим. авт.). Возможно, вам придется сходить в архив или запросить данные с прошлого места работы, чтобы подтвердить свой стаж.
Одна из причин, почему людям не хватает стажа для пенсии, заключается еще и в том, что многие работали неофициально.
Возвращаясь к вопросу о поощрении пенсионеров с очень большим стажем, скажу так: нам сейчас надо думать не только о сениорах. Надо мотивировать наших детей и внуков работать дольше, чтобы они понимали – чем дольше ты работаешь и платишь налоги – тем выше у тебя будет пенсия в старости.
Надо и через СМИ постараться донести эту информацию до людей.
– Вы думаете, это могло бы снизить объем теневой экономики?
– Думаю, да. Надо убеждать молодое поколение работать официально и платить налоги.
– Как вам кажется, нужно ли менять формулу индексации?
– Я думаю, что формулу менять не надо. Однако в 2023 году индексация для всех была одинакова из-за того, что средние зарплаты по стране не росли вообще. К тому же индексация составила всего 6,4 процента, мы этим были сильно удивлены.
В Законе о пенсиях говорится, что если в стране начинается дефляция (отрицательная инфляция) – это отражается на размере индексации. Однако мы не понимаем, почему статистика утверждает, будто в 2023 году инфляции у нас почти не было. Когда мы идем по магазинам или платим за квартиру, мы не видим, что у нас что-то стало дешевле.
– Что вы думаете о предложении СЗК впредь индексировать не часть, а весь размер пенсий?
– Конечно, это было бы неплохо. Но это зависит от финансирования.
Доплаты за стаж
По словам Айи Барчи, сениоры с благодарностью восприняли решение о восстановлении доплат за рабочий стаж до конца 1995 года тем пенсионерам, которые вышли на пенсию с 2012 по 2014 год:
– Конечно, многие хотели бы, чтобы выплаты вернули всем пенсионерам сразу, но по финансовым причинам это невозможно сделать. Доплаты платят из госбюджета (в котором есть дефицит), а расходы на индексацию – из социального бюджета (в котором накоплений немногим больше 2 миллиардов). Поэтому с индексацией вопросы решаются проще.
Новая модель базовой пенсии
Еще один вопрос, который обсуждался на встрече с председателем Сейма и министром благосостояния – базовые пенсии. В Европе есть разные модели базовых пенсий, например, есть государства, где все пенсионеры получают одинаковые базовые пенсии. Но у Федерации пенсионеров появилось другое предложение.
– Мы предложили министру благосостояния другую модель базовой пенсии – в виде новых доплат за стаж, начиная с 1 января 1996 года до того момента, когда человек прекратил работать и достиг пенсионного возраста, – говорит Айя Барча. – Эта модель будет касаться и работающих пенсионеров, если они продолжают работать и платить налоги государству, находясь на пенсии.
– Что ответил на это предложение министр благосостояния?
– Он взял время на размышления. Надеюсь, что 13 марта, когда пройдет заседание совета Федерации пенсионеров, Улдис Аугулис и Андрис Берзиньш расскажут нам подробнее о том, какими могут быть базовые пенсии.
– Как вы думаете, возможно ли введение базовой пенсии с 2025 года?
– Сложно сказать. Предполагается, что базовую пенсию, как и доплаты за стаж, будут выплачивать из основного госбюджета. И это может стать проблемой, так как в госбюджете есть дефицит.
В принципе, надо уже начинать думать о бюджете 2025 года. Мы говорили с министром благосостояния, что поправки к Закону об индексации пенсий (которая традиционно проходит в октябре) депутатам Сейма стоит рассмотреть до Лиго, до того момента, когда они уйдут на летние каникулы.
Марина СИУНОВА