Чем старше человек, тем больше он подвержен глазным заболеваниям, растет риск заболеть катарактой, глаукомой, диабетической ретинопатией, отслоением сетчатки и т. д. Хорошая новость заключается в том, что при своевременном обращении к врачу многие проблемы обратимы. Мы узнали, в каких случаях лечение оплатит государство, а в каких пациенту придется искать деньги самому.
Операция: глаукома и катаракта
Руководитель отдела амбулаторных услуг Национальной службы здравоохранения Байба Берзиня рассказала «МК-Латвии», что в 2024 году операции по удалению глаукомы и лечению катаракты за государственный счет стали более доступными.
– В целом время ожидания операции на глазах за государственный счет составляет три месяца, а в некоторых медицинских учреждениях операцию придется ждать и того меньше – не более месяца.
– Сколько медицинских учреждений проводят эти операции за государственный счет?
– Девять. В трех из них длина очереди менее 30 дней.
– Каким образом человек может узнать, в какой медицинский центр записаться, чтобы быстрее попасть на операцию?
– Надо зайти на сайт www.rindapiearsta.lv и ввести в поиск «Офтальмология в дневном стационаре». После этого на сайте вам будут предложены названия медицинских учреждений, в которых проводятся операции на глазах, телефонные номера этих учреждений и примерную длину очереди на операцию. Дальше пациент должен позвонить по указанному номеру телефона, уточнить, проводят ли в больнице нужную ему операцию, узнать, когда есть свободная дата, и записаться.
– Сколько стоят эти операции?
– Их стоимость одинакова – каждая из них обходится государству в 497,22 евро. Но если операцию проводят по государственной квоте, то взнос самого пациента составляет только 7 евро. Если человек входит в число тех, кто освобожден от пациентского взноса, то ему ни за операцию, ни за пребывание в стационаре платить не надо. (От редакции: от пациентского взноса в числе прочих освобождены политически репрессированные лица, участники движения национального сопротивления, лица, пострадавшие во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, инвалиды первой группы, доноры органов, лица со статусом малоимущих).
– Кто должен выписать направление на операцию от глаукомы или катаракты: семейный врач или офтальмолог?
– Это может сделать как семейный врач, так и ваш лечащий офтальмолог.
Инъекция от прогресса глаукомы
– В каких случаях государство оплачивает пациенту интравитреальные инъекции – уколы, которые необходимы для лечения заболевания сетчатки (например, макулярной дегенерации, это заболевание считается основной причиной ухудшения зрения у людей старшего возраста). Сейчас люди за один укол платят около 200 евро, а его надо повторять каждый месяц...
– К сожалению, в настоящий момент государство не оплачивает такие инъекции, но мы знаем о необходимости получения этих уколов, и о том, что люди ждут помощи от государства. Поэтому уже запрошено дополнительное финансирование на оплату этих инъекций.
– Но без этих уколов пациент может ослепнуть. Какой выход из положения предлагает государство тем, у кого нет средств каждый месяц платить по 200 евро за укол?
– Лечебную терапию определяет врач, у которого есть возможность оценить состояние пациента, поэтому однозначного ответа на этот вопрос не существует.
– В каких случаях государство оплачивает лечение диабетической ретинопатии (повреждение сосудов сетчатки глаза, которое возникает при сахарном диабете)?
– В настоящее время все методы лечения диабетической ретинопатии оплачиваются государством. Лечащий врач назначает конкретный вид лечения, который более всего подходит пациенту, и государство его оплачивает по квоте.
Брахитерапию начали оплачивать!
– Оплачивает ли государство брахитерапию (метод лечения внутриглазных злокачественных опухолей)?
– Да, брахитерапия финансируется государством. Хорошая новость заключается в том, что с 2024 года пациентам с первичными онкологическими заболеваниями эта услуга будет оплачена сверх квот, то есть по принципу «деньги следуют за пациентом». Направление на брахитерапию должен выписать онколог.
– Какие еще операции по офтальмологии оплачивает государство?
– Список очень большой, в числе прочего в него входит операция по исправлению косоглазия, тотальная пересадка роговицы, экстракция катаракты с передней витрэктомией и имплантацией интраокулярной линзы, использование аппликатора с рутеном и йодом для лечения глазной меланомы и т. д.
– Надо ли получать от семейного врача направление к офтальмологу на профилактический осмотр?
– К офтальмологу направление не нужно, это врач прямого доступа, к которому человек может записаться самостоятельно за пациентский взнос 4 евро. Напомню еще раз, что есть категории лиц, которые освобождены от пациентского взноса.
– Имеет ли право частный офтальмолог выписывать направление на операцию за государственный счет?
– Нет. На оплаченные государством манипуляции может дать направление только врач-специалист, который заключил договор с государством об оказании услуг по государственным квотам.
– Правильно ли я понимаю, что на сайте www.rindapiearsta.lv даны координаты только тех медицинских учреждений, которые оказывают услуги за государственный счет?
– На домашней страничке НСЗ – www.rindapiearsta.lv даны название медицинских учреждений, которые точно оказывают услуги за государственный счет. Но это не значит, что они не оказывают и коммерческие услуги.
– Какое финансирование выделено в этом году на проведение операций на глазах для взрослых?
– В 2024 году на хирургические услуги в офтальмологическом дневном стационаре планируется выделить 13 миллионов евро.
– Сколько операций по лечению катаракты было сделано в 2023 и 2022 годах?
– В 2022 году по государственной квоте было сделано 25 362 операции по удалению катаракты, в 2023 году – 25 973 операции. В 2022 году было сделано 746 операций по избавлению от глаукомы, в 2023 году – 780 операций.
Цифры
- В 2023 году Клиническая университетская больница имени Паула Страдыня лечила с помощью рутениевых аппликаторов 32 пациентов с глазной меланомой, а Восточная клиническая университетская больница Риги закупила рутениевые аппликаторы и начнет лечить пациентов с глазной меланомой с помощью рутениевых аппликаторов в 2024 году. Планируется, что это лечение будет оказано 45 пациентам.
- Сейчас НСЗ запросила из государственного бюджета средства на лечение 540 человек с диабетическим макулярным отеком и макулярной дегенерацией.
- В список приоритетных мероприятий включены новые манипуляции – интравитреальная инъекция с афлиберцептом (финансирование рассчитано на три года, размер финансирования составляет 8 261 460 евро) и интравитреальная инъекция с фарицимабом (6 702 022 евро на три года).
Ранняя диагностика – лучший результат!
Игорь и Максим Соломатины, офтальмологи рижской «Клиники доктора Соломатина» рассказали, что может произойти, если вовремя не попасть на операцию по коррекции проблем с глазами.
Замена хрусталика
По мнению профессора Игоря Соломатина и офтальмолога Максима Соломатина, сейчас все больше людей прибегает к оперативному лечению катаракты и глаукомы, но это не означает, что в Латвии стало больше людей с этими возрастными проблемами.
– Дело в другом: современная техника помогает раньше диагностировать у пациента те или иные проблемы с глазами, чем это делалось 20 лет назад, – рассказывает Игорь Соломатин. – Есть и еще одна причина для ранней диагностики. В нашем глазном центре проводится лазерная коррекция зрения. Люди приходят с целью избавиться от близорукости или дальнозоркости, и в процессе проверки наши врачи иногда обнаруживают, что у пациентов имеется, например, катаракта.
– Сейчас очередь на операцию по удалению катаракты за государственный счет в среднем составляет три месяца. Может ли за три месяца ситуация ухудшиться настолько, что человек ослепнет?
– Каждая ситуация индивидуальна, – говорит Максим Соломатин. – Как тонированное стекло может быть затемнено в разной степени, так и хрусталик глаза может помутнеть как немного, так и довольно сильно. В случае сильного изменения хрусталика и быстрого прогресса его изменений возможно наступление слепоты.
При начальных стадиях катаракты у человека есть несколько лет для размышления, когда ему идти на операцию. Но если ситуация запущена, то на операцию надо записаться как можно быстрее.
Три месяца это не такой срок, за который может развиться слепота, но чем более запущен случай катаракты, тем сложнее оперировать пациента, так как в этом случае риски осложнений довольно высоки.
– А без операции пациенту с катарактой можно обойтись?
И. С.: – Нет, нельзя, рано или поздно ее придется сделать. Операция по удалению катаракты является операцией по замене хрусталика. Никаких других методов лечения не придумано.
– Каков средний возраст пациентов с катарактой?
М. С.: – Средний возраст моих пациентов – 65–70 лет. В большинстве своем это люди, у которых острота зрения составляет не более 50%. Это опасно хотя бы тем, что повышает риск травм в быту.
– В каких случаях человек должен попасть на операцию как можно быстрее с момента обнаружения катаракты?
И. С.: – Это нужно, если катаракта находится в запущенном состоянии или у пациента имеется сопутствующее заболевание, например сахарный диабет или другой недуг, связанный с нарушением обмена веществ. Эти проблемы со здоровьем могут ускорить развитие катаракты.
Тихий вор – глаукома
– Каким образом о себе дает знать глаукома?
М. С.: – В подавляющем большинстве случаев о ней узнают случайно, так как она никак не дает о себе знать. Поэтому глаукому называют «тихим вором», незаметно отбирающим зрение. Когда у пациента появляются жалобы на ухудшение зрения и он обращается к врачу, зрительный нерв уже необратимо поврежден минимум на 30%. Редко когда умеренно повышенное внутриглазное давление проявляется в виде боли. Боль более характерна для острого приступа глаукомы, пациент иногда может отмечать радужные круги вокруг источников света. Чаще всего пациент узнает о глаукоме во время скрининговых проверок глаз.
Плохо то, что даже операция не поможет вернуть зрение.
В случае катаракты можно заменить помутневший хрусталик на искусственный и таким образом вернуть человеку зрение. Но в случае глаукомы невозможно заменить зрительный нерв.
– Тогда в чем заключается смысл операции?
М. С.: – В ходе операции хирург создает дополнительный канал для оттока жидкости, что помогает нормализовать глазное давление. Подчеркну: операция при глаукоме не возвращает зрение, однако тормозит дальнейшее ухудшение ситуации.
– В каких ситуациях пациенту необходимо срочно попасть на операцию?
И. С.: – Это необходимо, когда глазное давление высоко и не поддается контролю с помощью специальных капель. Если не сделать операцию, пациенту грозит полная потеря зрения. Операция назначается также в случаях, когда пациент по разным причинам не может закапывать капли.
Замечу, что в последние годы благодаря современной аппаратуре стало легче диагностировать глаукому, раньше это можно было сделать только с помощью измерения глазного давления. Но этот метод исследования нельзя было назвать 100% достоверным.
– Есть ли категория лиц, которая особенно подвержена риску глаукомы?
И. С.: – Да, это люди в возрасте от 40 лет с высокой степенью дальнозоркости или близорукости, травмами глаз, имеющие наследственную предрасположенность и некоторые хронические заболевания (гипертония, диабет и другие). Но вообще-то от глаукомы никто не застрахован. Бывает, что у человека обнаруживается одновременно катаракта, глаукома и заболевание сетчатки. Наличие одновременно глаукомы и катаракты часто осложняет течение заболевания.
Заболевания сетчатки
– В некоторых случаях, когда диагностируется заболевание сетчатки, врачи назначают регулярные инъекции в стекловидное тело глаза. Но государство эти инъекции не оплачивает. Может ли человек потерять зрение, если не найдет деньги на уколы?
М. С.: – Прежде всего скажу, что эти уколы не способны полностью вылечить сетчатку, но они оказывают важный поддерживающий эффект. Поэтому, с одной стороны, уколы приостанавливают потерю зрения, с другой – во многих случаях потеря зрения все равно будет происходить, пусть и гораздо медленнее. Если не делать уколы, то с высокой вероятностью зрение будет ухудшаться быстро, до почти полной его потери.
– Можно ли провести операцию вместо укола?
И. С.: – Если в ткани поврежденной сетчатки начали врастать новые сосуды, то операция не поможет. Тут действительно нужны регулярные инъекции. Но одним людям достаточно трех инъекций, а другим надо тридцать три. Другими словами, некоторые люди должны продолжать лечение с помощью инъекций в течение всей жизни.
– У кого чаще всего возникает отслоение сетчатки?
М. С.: – Заболевание возникает при определенных факторах, например, высокой степень близорукости, наличии отслоения сетчатки на другом глазу, отслоении сетчатки у прямого родственника, а также при наличии плохо контролируемых заболеваний, например, у людей с диагнозом диабетическая ретинопатия. Замечу, что в этом случае возраст не важен, даже у молодых людей с диабетом первого типа может возникнуть диабетическая ретинопатия.
– Есть ли еще какое-то лечение сетчатки, кроме инъекций?
И. С.: – Да, например, лазерная терапия может помочь притормозить процесс дальнейшего развития диабетической ретинопатии. Иногда следует комбинировать лазерную терапию и инъекции.
– Каковы признаки диабетической ретинопатии?
И. С.: – На ранних стадиях пациенты жалуются на размытость зрения, пелену и плавающие пятна перед глазами. На поздних этапах происходит частичная, а затем полная потеря зрения из-за макулярного отека, кровоизлияние в сетчатку или стекловидное тело, отслоение сетчатки.
Методы лечения
– Есть ли разница в методах лечения, которые государство оплачивает, и теми, за которые надо платить из собственного кармана в частной клинике?
И. С.: – Если говорить о катаракте, то за государственный счет акцент делается на эффективном лечении заболевания – большинство пациентов получает хирургическое лечение катаракты с помощью ультразвука, после операции спустя какое-то время пациентам выписывают очки. А в частных клиниках, например в нашей, врачи проводят менее травматические операции с помощью лазерных технологий. С помощью лазера можно исправить многие проблемы глаз, в том числе прооперировать катаракту. В частных клиниках используются оптические импланты премиум-класса для коррекции зрения. Акцент тут ставится на то, чтобы объединить лечение катаракты с коррекцией зрения, чтобы после операции пациенту не требовались очки.
Глаз расскажет о болезни
– Может ли врач-окулист из магазина оптики во время обычной проверки зрения перед заказом очков или линз обнаружить, что у пациента есть катаракта, глаукома или начальная стадия отслоения сетчатки?
М. С.: – Проверка на наличие этих проблем не входит в обязанности оптометриста. Однако сейчас оптометристы обладают высокой квалификацией, при диагностике используется современная аппаратура, это дает оптометристу возможность вовремя заметить отклонения от нормы и отправить пациента к глазному врачу для подтверждения диагноза и назначения лечения.
– Я слышала, что офтальмолог при осмотре глаз пациента, по состоянию сосудов может предположить другие проблемы с его здоровьем. Насколько верна эта информация?
И. С.: – Да, это так. Например, офтальмолог бывает первым, кто замечает наличие диабета у пациента. При диабете в первую очередь страдают сосуды, а сетчатка глаза – единственное место, где их можно рассмотреть.
Кроме того, именно по глазам можно опознать пациента с плохо контролируемым артериальным давлением, а также человека с нарушением обмена холестерина (это главная причина атеросклероза). А еще по состоянию век можно опознать человека с нарушениями работы желудочно-кишечного тракта – часто в этом случае на краях века возникает воспаление, так называемый блефарит.
– Как часто надо проходить обследования, чтобы заметить катаракту, глаукому и другие серьезные проблемы с глазами?
– Пациентам младше 50 лет желательно приходить к врачу раз в два года при отсутствии жалоб, а после 50 лет надо посещать офтальмолога один раз в год.
Ольга ВАХТИНА
Комментариев (0)