Кризис – это обязательный этап развития экономики, не стоит на него жаловаться, лучше попытаться обратить себе на пользу, считает латвийский коуч Ольга Троицына. Мы расспросили эксперта о том, как и где можно найти дополнительные источники дохода во время кризиса.

Дело не в деньгах, а в характере

Коуч Ольга Троицына на собственном опыте изучила, как запускать и развивать бизнес-проекты и в какой момент стоит поменять сферу деятельности.

В разное время Ольге принадлежали то бухгалтерская компания, то ателье, то пиццерия в Юрмале, то маркетинговая компания. Сейчас она помогает начинающим предпринимателям найти свою нишу и поверить в себя, а тем, кто зашел в тупик – найти новое направление в бизнесе.

– Почти все люди мечтают увеличить свой доход, но далеко не все готовы ради этого что-то в жизни поменять. С чего начать путь к собственному бизнесу?

– Я считаю, что стоит начинать с наемной работы. Молодые мечтают прямо на старте пойти в свой бизнес, но это крайне неправильно. Сначала надо набраться опыта и знаний и понять, чего ты хочешь. 

Желательно поработать в больших корпорациях. Я в Coca-Cola начинала бухгалтером, потом открыла свою бухгалтерскую фирму, которая просуществовала 15 лет. Клиентов находила по сарафанному радио. При этом занималась сторонними творческими проектами – у меня и ателье было по пошиву одежды, и маркетинговые проекты, и сайты мы запускали.

– Вы не раз меняли направление бизнеса. Как находили в себе силы и мотивацию?

– Я из тех, кому нужна движуха, у меня буйный характер с детства. В школе я однажды запустила тетрадкой в учительницу из-за несправедливой оценки. Я без конца чему-то обучаюсь, слушаю лекции, читаю лекции. Мне интересно полученную информацию логически структурировать и передавать другим.

Когда ты сам себе хозяин, у тебя нет ограничений, чтобы попробовать что-то еще.

Если бизнес терял рентабельность, я его закрывала, если приносил доход, я вкладывала деньги в новые проекты.

Разбуди в себе пирата!

– Говорят, что в найме ты – морпех, а в бизнесе – пират, и мне нравится это сравнение, – говорит Ольга Троицына. – И те, и другие ходят в море на кораблях. Но морпехи исполняют чужие приказы, а пираты живут как хотят, нападают на кого хотят.

Одним спокойнее всю жизнь быть наемными работниками, у других есть жажда что-то новое попробовать, с кем-то поработать, и это не столько про деньги, сколько про характер. Вот и я спрашиваю клиентов – морпехи они или пираты.

– И кто чаще приходит к вам?

–Я сейчас работаю с экспертами, это или пираты или люди, в которых пират просыпается. Человек сам должен определиться, готов ли он пробудить в себе пирата, то есть готов открыть бизнес или нет. У меня была клиентка, которая дозрела лишь через год после первой встречи. А кто-то вообще не дозревает. Или дозревает только к пенсии, боясь остаться ненужным.

– Какая мотивация у морпехов и пиратов?

– Морпехи обычно хотят денег или продвижения по службе. А пираты обычно хотят самореализоваться. Они приходят с мэсседжем: «Я не могу этого не делать». Они понимают, что деньги потом придут. Если нужны только деньги, можно привезти из Китая контейнер с товаром и продать его здесь. Но самореализации вы не получите.

– С помощью денег разве нельзя самореализоваться?

– Деньги – это подтверждение нашей самореализации, но не самоцель. Где-то я слышала фразу: деньги – это аплодисменты вселенной.

– Чем тогда объяснить, что есть немало блестящих профи, которые зарабатывают довольно скромно?

– Скорее всего, деньги для них не являются приоритетом. Или этим людям стыдно просить за работу адекватные деньги, или их цель в самореализации, в помощи окружающим. Однако помогать другим в ущерб себе тяжело. По-моему, прежде чем помогать другим, надо помочь себе.

Поэтому я объясняю клиентам, что в первую очередь надо заработать денег на своей экспертности. А заработав, уже думать, куда их инвестировать. Даже если это лишние 50–100 евро в месяц, их можно выгодно вложить.

Я против резких телодвижений

– Если человек теряет работу и постоянный источник дохода, ему стоит задуматься о своем бизнесе?

– Если накоплений нет, стоит сначала закрыть базовые потребности, найти работу (может быть, даже попроще, чем раньше), а потом или искать место работы получше, или развивать свой проект. Потому что стресс блокирует мышление.

Помните пирамиду Маслоу: пока ваши базовые уровни потребностей не закрыты, вы не сможете выйти на уровень самореализации.

– Если наемный работник хочет попробовать себя в бизнесе, стоит ли ему уходить из найма или лучше совмещать?

– Я против резких телодвижений. Лучше совмещать развитие бизнеса с основной работой, но надо правильно расставить приоритеты, попробовать с работодателем договориться. Лучшая стратегия переговоров с начальством –  win win, когда обе стороны выигрывают. Практически всегда можно обставить дело так, что все от этого выиграют, но к разговору стоит заранее подготовиться, понять, как ваш проект будет работать на развитие компании.

Например, попробовать убедить начальство, что вместо восьми часов вы ту же работу сделаете за шесть часов, а в остальное время будете развивать свой проект. Все исследования доказывают, что ни один человек на работе не может быть эффективным восем ь часов подряд.

Мне кажется, что современный мир идет в сторону развития партнерских отношений.

Все реже начальники спускают задания подчиненным без обсуждения с ними. Все чаще работники разных уровней могут высказать свое мнение о проекте и внести свои предложения.

Мы быстрее выгораем, когда делаем что-то бесполезное, когда у нас нет миссии, когда мы чувствуем себя винтиками в системе. Общество меняется, поколение наших детей уже другое – они не хотят быть винтиками.

Лучшая стратегия

– Что делать тем, чей бизнес приносит маленький доход?

– Самая лучшая стратегия на сегодня – когда у тебя не один бизнес. Моя задача – объяснить клиентам, что надо расширяться, масштабироваться. Когда один бизнес будет переживать спад, второй вас вытащит.

– Но ведь это значительная нагрузка. Так ведь легко и до выгорания дойти?

– Я заметила, что выгоранием реже страдают клиенты, которые переключаются на другие занятия. Это может быть не только другой бизнес, но и хобби, и спорт.

Выгорание происходит, когда мы в режиме 24/7 работаем на одной работе, стараемся сделать ее как можно лучше, а потом сваливаемся без сил и не хотим ничего – ни денег, ни развития. Это ответственность человека – контролировать свое время, расставлять приоритеты, учиться говорить «нет» начальству.

К каким деньгам вы готовы?

– Как вы определяете – готов человек к более высоким доходам или нет? И можно ли взлететь с условной тысячи в месяц до пяти или десяти тысяч? Или рост должен быть постепенным?

– Мне кажется, никто не готов сразу взлететь так высоко. Легкие деньги вы быстро растратите. Когда ко мне пришли легкие деньги, я с детьми четыре раза в год съездила в Турцию. Классно отдохнули, но теперь понимаю: могла бы деньгами поинтереснее распорядиться, и сейчас мой пассивный доход был бы в разы выше.

Поэтому сейчас, когда деньги приходят, я инвестирую. Акции и криптовалюты сильно упали, возможно, достигли дна, значит, есть смысл их докупать.

– Однажды вы сказали, что мужчины обычно четко идут к цели, а женщины склонны колебаться. Мужчины и женщины по-разному зарабатывают деньги?

– Конечно. Я думаю, причина в том, что исторически мужчина был добытчиком и выходил на охоту, а женщина оставалась с детьми в пещере. Поэтому женщины менее склонны к риску, мы любим быть на безопасной стороне. Лучшая модель: мужчина-стратег – владелец бизнеса и при нем помощник или финдиректор женщина. Он как пират завоевывает мир, а она классно распределяет «добычу».

Мужчина зачастую цель видит, а препятствий не замечает – он идет и делает, не заморачиваясь, как это раскроет его потенциал. А женщина будет думать, насколько экологичен бизнес, не принесет ли он кому-то ущерб, как совместить бизнес с семьей, с детьми.

Как я заметила, вопросы самореализации женщинам даются проще, с миссией им определиться проще.

Мужчины обычно приходят к коучам, когда все плохо: деньги закончились, бизнес накрылся. Но найдя новый фокус, они быстрее принимают решения. А женщины развиваются постепенно. Работа с мужчинами и женщинами – две разные стратегии.

– Допустим, у человека есть идея для бизнеса, но нет стартового капитала. Где его найти?

– Если идею грамотно оформить и презентовать, инвесторы найдутся. Я сейчас участвую в мероприятии, где предприниматели встречаются с учеными и создают стартапы.

Участвовать можно бесплатно, но лекции проходят на английском. Есть и другие фонды поддержки предпринимателей, есть частные инвесторы, 3–5 тысяч евро на проект у них можно получить. Возможно все, главное захотеть.

Доход на пенсии

– Как найти дополнительный доход пенсионерам? Получает человек пенсию 300 или 400 евро, а цены выросли в два раза и денег ни на что уже не хватает.

– Я считаю, что лучшие работники – это либо студенты, либо люди 50+ или 60+. У последних есть жизненный опыт, твердые знания в профессии, стабильность. Может быть, эти люди не такие быстрые и мобильные, как молодежь, но их знания – большой плюс.

Если человек следит за своим здоровьем и находится в хорошей физической форме, он может быть востребован на рынке труда и в пожилом возрасте. Но для работы должны быть ресурсы, нужна активность, интерес к жизни, желание чем-то заниматься.

Например, я недавно столкнулась с тем, что огромная проблема – найти высококлассного инженера с советским образованием – их почти нет на рынке.

Мой офис находится в квартире в центре Риги, в доме, которому 100 лет. Мы, владельцы квартир, обслуживаем дом сами. Стали искать специалиста, который знает, как в старом здании фундамент отремонтировать. Оказалось, таких нет. Молодые ребята вообще не понимают, о чем речь. В итоге нашли по рекомендациям мужчину за 70 и женщину за 60, которые прекрасно разбираются в вопросе. Они решили остаться в профессии и неплохо зарабатывают. Вообще столько профессий позволяют к пенсии стать только круче. Это психологи, коучи, например, в России живет коуч миллионеров Марина Мелия, ей за 70, но она прекрасно выглядит и продолжает работать. В цене и финансовые консультанты, пережившие не один экономический кризис. Если любите историю, можно стать гидом – водить экскурсии по городу.

– А если такой профессии или способностей у человека нет?

– Мне нравится идея создания совместных бизнес-проектов, которая подходит в том числе и сениорам. Например, соседка прекрасно пишет картины, а вы ее раскручиваете: выставки организовываете или продаете картины и получаете процент с продаж. Или организация курсов – кто-то прекрасно шьет или вяжет, кто-то вкусные тортики печет – можно объединиться и обучать соседей по двору.

У кого-то получается сводить людей для совместных проектов – и тут свои интересы можно соблюсти.

Не обязательно брать деньгами, можно и  бартером, например, взять бутылку хорошего шампанского за рекомендацию. Монетизация связей очень важна, но мало кто этим занимается.

Вообще заметила, когда умеешь выстроить правильную систему контактов, многие вещи получаешь бартером или бесплатно.

– Что делать людям на пенсии, состояние здоровья которых не позволяет  полноценно работать?

– Тут на первый план выходят вопросы наследия и выстраивания отношений со взрослыми детьми. Главное – не надо ограничивать детей и внуков своими установками из серии «Богато не жили, не стоит и начинать» или «Большие деньги – это зло». Родители, которые сами не добились успеха в жизни, могут показывать детям и внукам примеры других ролевых моделей, давать почитать книжки про успешных людей. Можно объяснить: «Наша жизнь сложилась вот так, но ты можешь выстроить свой жизненный путь по-другому».

Меняем установки

– Негативные установки – сейчас популярная тема. Якобы корень многих бед у нас в голове. Достаточно ли просто такие установки выявить, чтобы от них освободиться?

– Установки стоит прорабатывать, если они связаны с травмами детства (например, кого-то из близких убили из-за денег в бандитские 90-е), то прорабатывать надо не с коучем, а с психологом. У меня была клиентка, активная женщина, которая неплохо зарабатывала. Она жаловалась, что муж куда менее активный, чем она, работает в найме, но зарабатывает больше нее. Она не могла понять, почему.

Мы поговорили и выявили у нее установку, что женщина не должна зарабатывать больше мужчины, эту ролевую модель она унаследовала в семье. Она себе как бы запретила больше мужа зарабатывать, но не понимала почему. На сессии поняла и вышла окрыленная.

– Я слышала про так называемые женские деньги: если женщина сама не хочет работать, она может окружить заботой и комфортом своего мужа, и он начнет зарабатывать больше. Это правда работает?

– Женщина – ядро семьи, от того, как она общается с детьми, как себя чувствует и как поддерживает мужа – многое зависит. Работать или нет – всегда личный выбор. Однако случаи, когда муж уходит в зрелом возрасте к другой женщине или когда муж внезапно умирает и жена остается ни с чем, не так уж редки.

Думаю, женщине при состоятельном муже стоит позаботиться о создании своего пассивного дохода  – придумать, куда вложить деньги мужа. Например, попросить купить ей квартиру, которую она будет сдавать и которая потом останется ей. Или придумать свой бизнес, который согласится финансировать муж. 

В любом случае инициатива должна исходить от женщины.

Другая крайность – женщина, которая работает много и на износ, этим она зачастую обескровливает своего мужчину. Она берет на себя мужские функции и на работе и дома, а мужчина может воспользоваться ситуацией: если женщина – главный кормилец в семье, то чего ему напрягаться. В подобном союзе несчастной останется женщина.

Беспроигрышная лотерея

– Сколько источников дохода желательно иметь?

– Лучше иметь несколько. Я за то, чтобы в определенный период жизни иметь только пассивный доход и позволить себе отойти от дел. Для меня идеальный пример – бизнес-тренер Тони Роббинс, который получает доход в 110 компаниях – где-то как консультант, где-то член правления. Если он перестанет выступать с лекциями по миру, доход у него останется.

– Тони Роббинс – суперзвезда, а если человек такого уровня и близко не достиг?

– Самый понятный источник пассивного дохода, это недвижимость. Можно взять в ипотеку квартиру и оплачивать кредит за счет денег, которые получаешь от жильцов. Это беспроигрышная лотерея, деньги нужны лишь на первый взнос, на который большинство из нас может накопить.

Криптовалюты и акции сейчас на спаде, но со временем пойдут в рост. Возможно, сейчас настал момент их покупать.

– Сейчас многие люди в соцсетях предлагают свои услуги. Продажа экспертности обязательно связана с выходом в публичность, с необходимостью себя раскручивать? Например, моя знакомая косметолог никак не могла себя заставить вести соцсети. Надо ли ей преодолевать себя?

– Никто не обязан преодолевать себя. Соцсети позволяют увеличить круг потенциальных клиентов, дают возможность оказывать влияние на людей. Если эксперт не может заставить себя вести соцсети, предлагая свои услуги – значит, ему хватает тех клиентов, которые уже есть. А нескольких клиентов всегда можно получить через сарафанное радио, попросить своих клиентов порекомендовать вас. Но может статься, что клиентов перестанет хватать, и такой эксперт пожалеет, что не вел соцсети, не рассказывал о себе. Ведь за это время его конкуренты, заявлявшие о себе в соцсетях, вырвались вперед. Я в коучинге уже 10 лет, а рассказывать об этом стала только два года назад. И все думали, что я раньше этим не занималась.

Есть и другие варианты – не хотите вести соцсети, идите в общественные организации, или вживую общайтесь: косметолог может участвовать в профессиональных выставках, общаться с людьми, предлагать там свои услуги.

Я уверена: если человек что-то реально хочет, он обязательно это получит. И не важно, сколько ему лет и где он живет.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.