В июле Министерство обороны выступило с предложением восстановить в Латвии обязательную воинскую повинность. Предполагается, что первый призыв состоится уже в январе 2023 года и коснется примерно 500 граждан Латвии. Почему эта идея всколыхнула нацию и что на этот счет думают лидеры мнений?

Цель – получить 50000 бойцов

Что именно о новом плане рассказал министр обороны Латвии Артис Пабрикс?

Первое. Воинская повинность будет введена постепенно в течение пяти лет и коснется граждан Латвии в возрасте от 18 до 27 лет.

Второе. Пока предполагается, что для мужчин служба будет обязательной, для женщин – добровольной.

Третье. Призывник сможет выбрать один из четырех видов повинности: службу в вооруженных силах, в земессардзе, курс командира звена или альтернативную службу в структурах Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения или Министерства благосостояния.

Четвертое. Срок службы составит один год, включая месяц отпуска. Планируется, что выходные дни призывники смогут проводить дома.

Пятое. Молодые люди, выбравшие службу в армии, первые три месяца будут проходить воинское обучение, следующие три месяца – обучение по специальности, а последние пять месяцев проведут в частях, занимаясь коллективным обучением.

Шестое. При обучении солдатам-срочникам обеспечат социальные гарантии: компенсацию в размере до 400 евро в месяц, питание и проживание в казармах.

Седьмое. Цель Министерства обороны – обеспечить Национальным вооруженным силам 50000 бойцов на случай войны, среди которых в активных частях находилось бы 14000 военнослужащих, еще 16000 – в земессардзе, а 20000 оставались бы в резерве.

Факт

В Министерстве обороны сообщают, что были проведены углубленные опросы молодых людей, в том числе девушек. Опросы показали, что подавляющее большинство респондентов отрицательно относятся к призыву.

По совету союзников

Может показаться, что идея возобновления срочной службы в Латвийской армии, спонтанная предвыборная инициатива министра обороны Артиса Пабрикса. Но все гораздо сложнее.

Уже в 2018 году один из лидеров Национального объединения, Инара Мурниеце, выступая в качестве кандидата на пост министра обороны, заявляла, что Латвия должна вернуться к обязательной службе в армии.

Чуть позже, в 2019 году, американский Джеймстаунский фонд опубликовал исследование доктора Ричарда Хукера, бывшего советника администрации президента США, в котором Хукер рекомендует Латвии возобновить воинскую повинность.

Джеймстаунский фонд, это американская неправительственная исследовательская организация, но к его мнению прислушиваются. Собственно, исследование Хукера стало довольно сильным сигналом латвийским властям. В нем американский эксперт напоминает, что в Литве и Эстонии уже существует обязательная служба в армии, и Латвия на этом фоне выглядит белой вороной.

«Во время войны за независимость 1919 года Латвия вооружила армию из 70 тысяч человек, -писал Хукер. – Сегодня Израиль, в котором примерно столько же жителей, сколько в Балтии, имеет активную армию численностью в 176000 человек, а после полной мобилизации может поставить под ружье дополнительно 465000 человек. Эти примеры говорят о том, что страны Балтии могут сделать намного больше, чтобы увеличить свой оборонный потенциал».

Хукер предлагал Латвии ввести обязательный призыв сроком на два года «со справедливой компенсацией для тех, кто видит себя солдатом». Это, по мнению американского военного советника, позволило бы Балтии укрепить и расширить армию с куда меньшими расходами, чем того требуют профессиональные вооруженные силы.

Факт

В этом году число новобранцев в Национальных вооруженных силах Латвии резко сократилось, сообщил командир НВС Леонид Калниньш в эфире Латвийского телевидения: «В этом году мы набрали 98 солдат, в прошлые годы за этот же период удавалось привлечь примерно по 300 человек... У нас демографическая яма, также возможно, что родители меньше мотивируют юношей идти служить. Отдельным фактором является вознаграждение».

Министр идет ва-банк

Собственно, тогда, в 2019 году, политики правящей коалиции сделали вид, что не слышат американских рекомендаций. Каждый из них понимал, что восстановление обязательной службы в армии станет очень непопулярным шагом и может поставить крест на любой партии, даже самой крупной.

Но сейчас, в 2022 году, ситуация настолько изменилась, что политики, по-видимому, рассчитывают использовать возврат к воинской повинности, как козырь в предвыборной борьбе (выборы в 14-й Сейм не за горами и пройдут уже 1 октября 2022 года).

И действительно, пока рядовые латвийцы, ошеломленные новостью, пытались как-то ее переварить, многие эксперты поспешили высказаться в поддержку Артиса Пабрикса и его идеи.

Ринкевич: «Ошибки могут дорого стоить!»

Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич целиком и полностью поддержал коллегу. Подробный разбор он опубликовал в социальных сетях:

«Министерство обороны выступило с предложением ввести службу по защите государства. Причиной стали стремительные изменения в сфере безопасности в Европе и мире. У нас появилась необходимость разместить в Латвии дополнительные силы союзников, а также  увеличить численный состав латвийских вооруженных сил (мы не можем требовать защиты у других, не занимаясь ею сами).

На мой взгляд, - продолжает Ринкевич, - инициатива Министерства обороны, это повод для дискуссии в обществе, Сейме и правительстве. Большое внимание нужно уделять деталям и исполнению, есть вопросы, на которые еще предстоит ответить.

Во-первых, у многих в памяти сохранились советские времена и первые годы после восстановления независимости. В то время система обязательной воинской службы болела несколькими недугами: это были и внеуставные отношения, и слабый состав инструкторов, и общее мнение о службе, как о напрасно потраченном времени. Но с тех пор утекло много воды, и теперь у наших вооруженных сил совсем другой уровень профессионализма.

Важно понимать, что воинская служба не только требует от гражданина исполнения его обязанностей, но и дает чувство, что этот год будет проведен с большой пользой как для государства, так и для развития самого молодого человека.

Во-вторых, большим вызовом станет состояние здоровья и уровень образования нашей молодежи. Были времена, когда часть отведенного под обязательную воинскую службу времени юноши тратили на то, чтобы закончить курс основной школы или освоить государственный язык. Четко определить критерии отбора на службу очень важно еще и потому, что в ближайшие годы мы будем все больше ощущать на себе эффект демографической ямы.

В-третьих, мы должны понять, насколько всеобщей будет воинская повинность. Вопрос, как мы будем привлекать к службе граждан Латвии, которые живут за границей. Что будем делать с теми, кто получил уголовные наказания? Армия не является учреждением для перевоспитания.

В-четвертых, начиная с восемнадцатого века воинская повинность, это один из инструментов развития политической нации, поскольку служить отправляются все граждане Латвии. Но этот процесс не происходит автоматически, над ним нужно тщательно поработать.

В-пятых, будем ли мы распространять обязательную службу на женщин? Это горячий вопрос в социальных сетях. Я считаю, что предложение Министерства обороны сделать службу для женщин добровольной является вполне разумным и соразмерным. Это обеспечивает и равноправие, и уважительное отношение к нюансам.

В-шестых, есть вопрос по условиям службы и проживания, а также регулярного обучения после службы. Человек должен знать свое место на случай кризиса или войны.

По существу предложение Министерства обороны, это своего рода проект нового договора между государством и обществом для укрепления нашей общей безопасности, здесь важна каждая деталь, каждая запятая, поскольку ошибки могут дорого стоить. Я приветствую дискуссию на уровне взвешенных аргументов, а не лозунгов».

Эрик Стендзениекс: «Что вы вообще делаете в Латвии?»

Эрик Стендзениекс, известный в Латвии эксперт по рекламе, высказался в поддержку обязательной службы намного жестче, чем любой из политиков: Он заявил, что 100-процентно поддерживает идею Артиса Пабрикса:

«Возможно, это разбавит ряды тех снежинок, которые не готовы даже к 11 месяцам службы в армии с разрешением на выходные отправляться к мамочке домой. Если вы даже к этому не готовы, то что вы вообще делаете в Латвии? Пьете латте в «творческих кварталах»? Рекомендуете друг другу самые дешевые и вкусные бранчи? Трясти голой задницей у радужного флага еще не означает быть латышом. Понятно, если папа платит за учебу и телефон с неограниченным интернетом, то все в жизни относительно просто. Но однажды наступает момент истины.

В Эстонии обязательная воинская повинность существует уже давно, в Литве – недавно, в Швеции, Финляндии, Норвегии она тоже есть. В Швейцарии и Израиле она действует с незапамятных времен. Это только нормальный долг перед государством, в котором вы живете».

Алвис Херманис: «Общество загнило»

Режиссер Рижского Нового театра Алвис Херманис, имеющий свое мнение обо всех политических процессах в стране, также высказался в пользу обязательной службы в армии: «Ну что, оказывается, это момент истины для Латвийского государства и всех его жителей, всех вместе и каждого в отдельности.

И то, что даже среди латышей такая большая часть подвергает обязательную службу в армии сомнению, ясно показывает, что общество здесь умеренно загнило и все пошло кувырком. Оказывается, большая часть латышей воспринимает государство только как потребители. Это как раз и есть главная проблема для Латвии – здесь поддерживается вывернутая наизнанку псевдолиберальная система ценностей, в которой каждый думает только о своем пупе, своем личном, а не общем, благе. Если ничего не изменится, то у такой общины нет будущего.

У меня четыре сына, один из которых давно живет в Эстонии (мама эстонка) и совсем скоро должен пойти в армию. Это значит, что в случае возможной войны он вместе с остальными эстонскими мужчинами отправится защищать в том числе и Латвию на латвийской территории, ведь понятно, что у Балтии будет единый фронт. А тем временем латвийские мужчины, похоже, эмигрируют и будут уклоняться от войны. Как вы думаете, что эстонцы и литовцы, у которых обязательная воинская служба распространяется на всех мужчин, будут думать про нас, латышей?

Я считаю, что при угрозе нападения со стороны России мы должны своевременно отправить в эмиграцию детей, а также женщин – за исключением тех, кто уже служат или вступили в ряды земессардзе. Однако мужчинам всех возрастов нужно остаться здесь и защищать свою землю. В том числе это относится и к таким, как я, которым уже больше 55 лет, ведь и они могут найти способ, как помогать.

По иронии судьбы Пабрикс (министр обороны – прим. ред.) представляет партию, уберлиберальный электорат которой, судя по волнениям в социальных сетях, в большинстве своем не готов защищать независимость нашего государства. Это только доказывает, что Пабрикса в Мадриде (на последнем саммите НАТО – прим. ред.) загнали в угол. Поскольку у всех соседних государств, а не только у США, видимо, закончилось терпение, для них Латвия сейчас непонятное и не заслуживающее доверия государство, слабое звено. Мне и самому до последнего времени так казалось.

Самым шокирующим является то, что именно люди, представляющие творческую индустрию, судя по публикациям в социальных сетях, оказались самыми ненадежными. Тест на воинскую повинность показал страшный диагноз».

Каспар Пудникс: «Что будем делать мы, родители?»

В латвийских творческих кругах действительно не все спокойно. Музыкант Каспар Пудникс, который и раньше был известен своими резкими политическими замечаниями, опубликовал следующее мнение:

«Мы удивительный народ. Нас на протяжении 30 лет «имеют» власти предержащие, а мы каждые четыре года надеемся, что на этот раз наш голос на выборах все исправит. Надеемся, что «те кретины», которые это делают год за годом, внезапно переменятся. Может быть, однажды пора начать думать?

Им недостаточно того, что после восстановления независимости мы уже потеряли более 700 000 соотечественников, теперь они взялись за наших детей. За всех, без исключения, потому что на пушечное мясо не постыдятся отправить даже женщин... Пабрикс и компания просто выполняют распоряжение своих хозяев. А что будем делать мы, родители этих детей?

Объясните мне, как государство, на защиту которого готовы встать почти все мистические солдаты НАТО со своей мистической 5-й статьей (за что Латвия каждый год платит огромные деньги из бюджета), так внезапно могло заговорить о введении обязательной воинской службы?

И на что надеется государство?.. На то, что жители захотят защищать виллы в Балтэзерсе? Или что 18-летний латвиец пойдет защищать свою мать, которая живет в Лондоне, или брата, который живет в Норвегии, или бабушку, которая жила в бедности в Латвии и на свою пенсию в размере 189 евро не могла купить лекарства и потому преждевременно умерла?

Совсем недавно я был ведущим на юбилее, на который к юбилярше приехали дети и внуки из-за границы. Она надеялась, что хотя бы раз перед смертью сможет поговорить со своими внучатами. Но не получилось, поскольку ни один из восьми ее внуков не говорил по-латышски.

Вот, чего Национальное объединение добилось за 30 лет, борясь за запрет русского языка в школах...

Чтобы меня снова не начали полоскать в продажной прессе, навешивая на меня бирки, сразу скажу, что как раз я являюсь защитником своего отечества, я люблю свою народ. В отличие от таких суперпатриотов, как Левитс, Кариньш, Пабрикс, Калниете и другие, я всю свою жизнь провел в Латвии и остаюсь ей верен. Я побывал во всех латвийских краях и городах и почти в каждой волости. И я могу сказать одно: в Латвии живет лучший народ на земле. И этот народ не делит свои семьи по национальностям, на граждан и неграждан, на годных для системы и тех, кто подлежит списанию».

В заключении Пудникс сделал приписку: «Вышеозвученное мнение увидено во сне и не имеет никакой связи с реальностью».

Сандрис Гиргенс: «Зачем нам столько полигонов?»

Если музыканта Пудникса можно игнорировать, то с мнением бывшего министра внутренних дел и депутата Сейма Сандриса Гиргенса это не выйдет. Анализируя предложение Министерства обороны, Гиргенс пишет следующее:

«Предложение как-то не сходится с реальными возможностями. Министерство обороны заявляет о цели в течение следующих пяти лет подготовить до 50000 человек, которые готовы были бы защищать страну в случае вторжения извне. Для достижения этой цели планируется уже в 2023 году призвать до 1000 жителей страны, якобы используя план по примеру Финляндии.

Но тогда получается, что с 2024 года мы должны мобилизовать каждый год по 10 000 человек? Где всех этих людей размещать и вообще доступны ли нам такие человеческие ресурсы?

Кроме того, начальник Национальных вооруженных сил Леонид Калниньш заявил, что для запуска проекта необходимо вложить до 800 миллионов евро. Плюс необходимо тратить до 120 миллионов на содержание. Также потребуется новый полигон в Селии, хотя Министерство обороны уже вложило серьезные средства в строительство полигона в Латгалии, что вполне логично, учитывая близость восточной границы. Я не понимаю, зачем нам столько полигонов?

Плюс нам не хватает средств и людей для Государственной пожарно-спасательной службы, государственной полиции и пограничной службы. Получается, что внутренняя безопасность страны снова оставлена в положении пасынка.

Вообще по этому поводу много вопросов, но мало ясности и информации. Введение обязательной воинской службы должно быть четко распланированным, логичным. Государство должно применять стимулирующие решения: зарплату на время службы, покрытие платы за обучение, налоговые скидки, дотации ипотечных кредитов для тех, кто несет срочную службу. Но одновременно следует обеспечить такие же социальные гарантии тем людям, которые служат в системе внутренних дел и в полиции».

Окончательное решение о введении в Латвии обязательной воинской повинности остается за правительством и Сеймом. Впереди еще немало дискуссий, и это хорошо. Ведь, как правильно отметил министр иностранных дел, ошибок при возвращении к срочной службе лучше не допускать.

Кстати

Говорит психолог и мать

Инга Б., психолог, на своей странице в социальной сети Facebook, озвучила нестандартное мнение по поводу введения обязательной воинской повинности:

«В Латвии появится хоть какая-то возможность для инициации мужчин и их отделения от мамочек. Наконец-то!

Если дело не дойдет до войны, то введение обязательной воинской повинности будет означать, что новое поколение женщин в Латвии станет хоть на копейку счастливее. Потому что сейчас, как ни крути, у нас перепродукция женщин с мужскими качествами (в оригинале сказано грубее – прим. ред.).

Наши парни хотя бы познакомятся с латвийскими лесами, научатся не терять дорогу, разжигать костер, рубить деревья, ставить времянки и защищать свою территорию. В реальности, а не в виртуальной среде.

Если же дело дойдет до войны... Знаете, я сама мать молодого человека, которому вот-вот исполнится 18 лет, и он мой единственный ребенок. Это заставляет меня размышлять о том, что «латвийская земля» - леса, поля, семейная история и родной дом - есть нечто отличающееся от «государства», которым руководят Левитс и Кариньш. Я даже не могу этого объяснить. Это как надо вывернуть свой ум, чтобы отдать им сына в качестве пушечного мяса для их геополитических забав... Ну не знаю...»


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.