Недавно вся Латвия с тревогой следила за поисками пятилетней Эвиты, которая пропала на городском пляже в Сигулде. Увы, но после трехдневных непрерывных поисков между поселком Гауя и Сигулдой малышка была найдена в Гауе мертвой. Что же произошло и почему девочку не удалось спасти? Ведь на пляже в тот трагический воскресный день было много народу и дежурили спасатели.
«Пойдем на Гаую!»
В субботу, 25 июня, интернет-порталы и социальные сети в считанные часы облетело тревожное сообщение - на Сигулдском пляже на берегу Гауи пропала пятилетняя Эвита. Что случилось?
Мать девочки Инга рассказывает, что 28 июня все дети стали проситься на пляж. И семилетний Ричард, и пятилетняя Эвита, и двухлетняя Мелиса все утро пищали: «Пойдем на Гаую!»
Семья собралась в путь около полудня, причем Инга вспоминает, что шла на речку с большой неохотой, словно предчувствовала трагедию. На пляже напротив улицы Пелду в тот жаркий день отдыхало не меньше 80 человек.
По словам Инги, она присматривала за купающимися детьми, но маленькая Мелиса замерзла. Тогда Инга и Том, ее супруг, вышли с младшей дочерью на берег.
Далее показания разнятся. «Старший брат Эвиты рассказывает, что играл с сестрой, но потом отошел за брошеным мячом, а когда вернулся, девочки уже не было», - говорит начальник Сигулдского участка Госполиции Наталия Седова.
Сама Инга в интервью порталу Delfi утверждает, что Эвита принесла ей на берег мяч, после чего снова ушла к воде. Через какое-то время к матери прибежал старший Ричард: «Сестры нигде нет!»
Инга вспоминает, что отправила мужа домой (вдруг Эвита почему-то решила отправиться туда пешком), а сама с детьми кинулась искать дочь по пляжу: в кабинках для переодевания, на игровых площадках, на опушке леса. Только после этого побежала к спасателям. По словам Инги, ни одной спасательной лодки на воде не было, пришлось вызывать надувные лодки муниципальной полиции, что также потребовало немало времени.
«Местные в Гауе не купаются!»
Сейчас версии того, как происходил первоначальный поиск пропавшей девочки, очень сильно отличаются. Но уже через несколько часов к операции были привлечены и полицейские, и добровольцы из общественных организаций bezvests.lv и Helper Latvia.
Родители девочки не знали, что и думать. Первой мыслью было, что девочку кто-то увел, пошли даже разговоры о том, что одновременно с пляжа пропала подозрительная компания людей... Но теперь понятно, что все эти версии вознкиали лишь оттого, что и мать, и спасатели гнали прочь мысли о возможной гибели ребенка.
В течение трех дней в социальных сетях люди писали: «Чем помочь? Где еще нужны добровольцы?» Жители, которые не могли участвовать в поиске, молились о том, чтобы Эвиту нашли живой.
При этом многие местные рассказывают, что в Гауе не купаются вообще. «В Сигулде можно искупаться на озерах! Купаться в Гауе даже взрослому человеку очень опасно!»; «Я в 13 лет плавала, как русалка, и однажды вытащила из Гауи двоих мальчишек-семилеток, которые уже тонули. Их мама сидела рядом на пляже и долго не могла понять, почему мы такие испуганные и дрожащие»; «Когда мы пару лет назад праздновали на берегу Гауи день рождения, то детям было строго-настрого запрещено даже приближаться к воде. Поставили им ведра с водой, чтобы они обливали друг друга»; «Все говорят, что Гауя очень опасная река, так зачем самоуправление вообще устроило на ней пляж?».
Но словами и запоздалыми предупреждениями делу было не помочь. На третий день поисков пятилетняя Эвита была найдена в Гауе, к сожалению, без признаков жизни.
Тело малышки, как рассказала глава пресс-центра Госполиции Симона Гравите, в ходе поисков вдоль береговой линии реки на третий день тщательных поисков обнаружил в воде патруль муниципальной полиции Сигулды при участии земессаргов и добровольцев:
- 28 июня в 12:30 после почти трехдневных непрерывных поисков в Сигулде пятилетняя девочка была найдена в реке Гауя. Точную причину и момент смерти сейчас мы назвать не можем – это установит экспертиза. По факту гибели ребенка сразу же начат уголовный процесс по 13-й статье Уголовного закона (совершение преступных действий в отношении здоровья физического лица). Ведется следствие. Обстоятельства гибели девочки выясняются.
Кадры, снятые дроном кем-то из отдыхающих в моменты пропажи девочки, несомненно помогут следствию. Благодаря им у полиции появилась возможность посмотреть с высоты, что же происходило в реке и на берегу в момент, когда пятилетняя девочка находилась на пляже или в воде. Но пока все обстоятельства трагического происшествия не раскрываются, следствие продолжается.
Кинолог: «Собаки указали на воду»
Лаура Берзиня – в прошлом земессарг, а теперь одна из кинологов поисковой общественной организации Helper Latvia. Она со своей собакой Хито тоже выезжала на поиск пятилетней Эвиты. Лаура рассказала «МК-Латвии», что в день пропажи девочки собаки взяли след девочки по образцу запаха и фактически сразу привели к воде:
- Это, конечно, навело на грустные мысли, которые всем нам хотелось отогнать. Ведь надежда найти ребенка живым оставалась до последнего.
Действительно, ни на минуту не исключалось предположение, что девочка могла уйти с пляжа, последовать за кем-то и оказаться в лесу или в окрестностях Сигулдского пляжа, поэтому полиция прорабатывала все версии и привлекла на помощь Земессардзе, добровольцев и спасателей Пожарно-спасательной службы.
Пока спасатели искали тело ребенка в Гауе, добровольцы и земессарги прочесывали лес и ближайшие окрестности – квадрат за квадратом.
Ситуацию комментирует исполняющий обязанности командира Земессардзе полковник Каспар Пуданс:
- Участие Земессардзе в поисках пропавшего человека зависит от того, поступил ли на это запрос от Госполиции. Иногда стражи порядка справляются своими силами и за помощью не обращаются. Конкретного срока, как быстро мы должны явиться на место поисков, закон не устанавливает. Но действует такой алгоритм: представитель полиции в каждом конкретном регионе связывается с нашим региональным представителем и указывает необходимое для поисков число земессаргов, а также время и место, куда нам нужно явиться.
- Земессарги участвовали в поисках пятилетней Эвиты на Гауе?
- Да, в поиске было задействовано местное подразделение - 27-й Сигулдский батальон. В день, когда пятилетняя девочка была найдена в реке, в составе патруля также были земессарги.
- Вашей задачей было физически прочесать окрестности или в вашем распоряжении также есть какие-то специальные технические средства для поиска людей?
- Физический поиск – самая основная наша задача. Техническое оборудование, которое нам также доступно в ходе поисков, это дроны, а также приборы ночного видения, или тепловизоры, которые помогают в поисках в ночное время.
Дайвер: «Гауя –река коварная»
Дайвер-любитель Юрий Шенделев имеет 30-летний стаж погружений и опыт поиска утонувших. Он не раз поднимал со дна тела детей и взрослых, в том числе и на Гауе с ее коварным дном и сильным течением.
Услышав сообщение о поиске пятилетней Эвиты, пропавшей на пляже в Сигулде, Юрий вспомнил другой трагический случай несколько лет назад:
- Насколько помню, той девочке тоже было около пяти лет. Мы приехали на ее поиски по просьбе матери. К сожалению, нас вызвали довольно поздно, и стремительное течение уже унесло тело довольно далеко. Но мы не могли оставить безутешную мать без помощи и безуспешно ныряли несколько часов. Несколько дней спустя тело ребенка вынесло на берег примерно в пяти километрах от места, где она заходила в воду.
Юрий убежден, что правила отдыха на воде с детьми давно следует ужесточить, а родителей, оставляющих детей без присмотра, строже наказывать:
- Вода убивает даже взрослых, о детях и говорить нечего. Стоит родителям на несколько секунд отвлечься, например, отвернуться, и малыш может захлебнуться даже на мелководье. Родителям ни на секунду нельзя расслабляться, пока дети играют на берегу или плещутся в воде. Нельзя «зависать в телефоне» или увлекаться разговорами с другими отдыхающими. Как только вы искупались, выходите из воды вместе с ребенком, лучше держите его за руку. Если вы строили песчаные замки на берегу вместе с ребенком, то по окончании игры также берите его за руку и отводите подальше от воды. Нельзя допускать бесконтрольного купания детей, во время которого взрослые что-то отмечают на берегу или играют, например, в волейбол. Если вы все-таки позволяете детям постоянно сидеть у воды, не отпускайте малышей без спасательного жилета и нарукавников. Да, в нарукавниках жарко, да, неудобно. Но ваш ребенок останется жив!
- Что говорит ваша практика, при каких обстоятельствах чаще всего тонут дети?
- Это происходит, когда родители чем-то увлечены и не присматривают за ними. Даже ребенок, умеющий плавать, нуждается в пристальном внимании. На воде может случиться всякое, ребенка может захлестнуть водой, судорога может свести ему ногу. Взрослый всегда должен быть начеку, прийти на помощь сам или сообщить спасателям. Из года в год я наблюдаю на пляжах грустную картину: взрослые веселятся в компании, а дети вокруг бегают без присмотра и постоянно лезут в воду. Хорошо, если в минуту несчастья рядом окажется бдительный взрослый и придет на помощь. А если нет?
Считаю, что вы если едете праздновать на природу и планируете употреблять алкоголь, то детей лучше оставить дома под присмотром других членов семьи. Можно поступить и иначе, а именно, выбрать кого-то в своей компании, кто будет весь вечер неотлучно присматривать за детьми, не отвлекаясь.
- Каждый раз возникает вопрос, виноваты ли в гибели ребенка его родители...
- Считаю, что наши законы слишком гуманны к беспечным родителям. На месте полиции я бы регулярно проводил рейды у водоемов и штрафовал родителей, которые не следят за детьми, играющими у воды или в воде. Таких детей полиция могла бы забирать в участок, а родители пусть затем «выкупают» их за штрафы. А как иначе научить сознательности тех взрослых, которые не заботятся о безопасности собственных детей? Цена такой беспечности слишком высока.
- Как еще можно уберечь детей, отдыхающих у воды?
- Места купания, особенно на таких коварных реках, как Гауя, должны быть обязательно огорожены. Дно в этих местах должно быть проверенным и надежным, без каких-либо ям. На пляже должны быть спасатели, которые пристально следят за купающимися. Ну и, конечно, без жилетов детей в воду отпускать ни в коем случае нельзя.
- Местные говорят, что Гауя очень опасно. Например, бытует мнение, что у этой реки двойное дно.
- Нет, это выдумки. Другое дело, что течение на Гауе на разных участках имеет разную скорость: где-то совсем медленное, а где-то стремительное. Из-за этого дно реки постоянно видоизменяется. То есть сегодня здесь была одна глубина, а через какое-то время течение сносит слой песка и глубина становится совсем другой. Могут появляться и ямы. Поэтому стоит постоянно следить за купающимися детьми, ведь вам может казаться, что ребенок стоит на отмели, но всего один шаг в сторону, и он с головой уйдет под воду.
Факт
Более тысячи пропавших за год
Летом, во время отпусков, когда люди отдыхают и расслабляются, появляется больше всего тревожных сообщений о розыске пропавших детей и взрослых.
Согласно статистике Государственной полиции, в Латвии ежегодно пропадает от 1000 до 1250 человек. Половина из них, как правило, дети.
В Госполиции «МК-Латвии» сообщили, что большая часть лиц, объявленных в розыск, находится в первые же дни или часы. Но есть люди, которых продолжают искать месяцами и даже десятилетиями.
По закону людей старше 65 лет официально ищут в течение пяти лет после исчезновения, более молодых – в течение десяти лет. Если в этот срок человек не найден, официальные поиски прекращают.
Самоуправление: «Будет новый порядок на пляжах»
После трагической гибели Эвиты муниципальная полиция Сигулды решила оценить, какие изменения необходимы в контроле над городским пляжем. В настоящее время обсуждается, что именно следует изменить, чтобы такие трагические случаи не повторялись, сообщила «МК-Латвии» начальник отдела по связям с общественностью самоуправления Синдия Брикмане.
Интересно, что протяженность Гауи, самой коварной реки Латвии, составляет более 450 километров, но единственное официальное место купания на ней находится именно в Сигулде.
Муниципалитет благоустроил пляж кабинками для переодевания, пешеходными мостками, скамейками, туалетом, сетками для пляжного волейбола, чтобы отдыхающие могли расслабиться и отдохнуть.
По словам представителя Сигулдской думы Синдии Брикмане, самоуправление уже несколько десятилетий выполняет спасательную функцию на этом пляже. В течение последних пяти лет патрулирование ведут спасатели муниципальной полиции, они находятся на посту с 15 мая по 15 сентября с 10:00 до 22:00.
По правилам спасатели обязаны дежурить в лодке и наблюдать за местом купания в бинокль. При необходимости они должны использовать громкоговоритель и дрон. Не реже раза в час вдоль береговой линии осуществляется патрулирование, во время которого спасатели напоминают отдыхающим о безопасности и поддержании порядка в пляжной зоне.
В обязанности муниципальной полиции входят не только спасательные работы, но и контроль за употреблением алкоголя, соблюдением общественного порядка на пляже. Отдыхающих часто предупреждают не заплывать за буйки и быть осторожными на быстрой реке.
В самоуправлении отмечают, что в жару, когда наплыв отдыхающих очень значительный, оперативное реагирование, спасение и работа спасателей немыслимы без поддержки родителей или окружающих. И взрослым, и семьям с детьми всегда напоминают, что в это время каждый сам отвечает за свою безопасность.
После трагического случая с гибелью девочки полиция рассмотрит необходимые изменения в работе дежурных спасателей на Сигулдском пляже.
Брикмане отмечает, что семья погибшей девочки уже получила помощь психолога и вспомогательного персонала социальной службы Сигулдского самоуправления и будет получать ее по мере необходимости.
Комментируя это дело, Сигулдский краевой сиротский суд сообщает, что родители погибшей девочки не находились в поле зрения сиротского суда и такие ситуации, к сожалению, могут возникнуть в любой семье. Дело в отношении конкретной семьи открывать не планируется, сообщает Брикмане.
Спасательные жилеты будут выдавать бесплатно.
Агентство развития: «Будут бесплатные жилеты»
Сигулдское самоуправление проводит работу над ошибками после трагической гибели пятилетнего ребенка во время отдыха в воде. Одна из экстренных мер - в самое ближайшее время Сигулдская региональная дума приобретет детские спасательные жилеты для использования на пляже, говорит Даце Прейса, директор Агентства развития Сигулды:
- В нашем городе этот пляж - единственное официальное место для купания, и там постоянно работают спасатели. Решено, что теперь на пляже будут доступны и спасательные жилеты. Родители, показав удостоверение личности, смогут бесплатно получать жилеты для своих детишек на время отдыха на пляже. Предполагается обеспечить достаточно жилетов, чтобы родители смогли выбрать подходящий ребенку размер.
- Планируется ли штрафовать родителей, если они не пожелают обеспечить своего малыша спасательным жилетом?
- Штрафовать родителей, которые не пожелают воспользоваться бесплатной возможностью взять напрокат и надеть на ребенка спасательный жилет, конечно, никто не будет. Все-таки это дело добровольное. Но, считаю, не воспользоваться такой возможностью грех. У спасателей появится обязанность при патрулировании предлагать отдыхающим использовать жилеты.
- Обсуждается ли возможность оградить место для купания самых маленьких?
- Рассматриваются разные варианты, как сделать купание детей на пляже Гауи максимально безопасным. Стоит понимать, что это купальное место довольно специфическое. В Гауе течение очень сильное, река движется очень быстро, это означает, что речное дно может изо дня в день стремительно меняться. Поэтому, принимая какое-либо решение, например, о размещении заграждения в виде сетки или заборчика для купания детей, нужно очень хорошо все продумать, чтобы не навредить отдыхающим. Определиться с лучшим решением нам помогут эксперты.
Возможно, что выделение бесплатных жилетов действительно спасет кому-то из детей жизнь. Но жители Сигулды справедливо спрашивают: «Почему нужно было дождаться, пока на Гауе утонет ребенок, чтобы самоуправление наконец-то озаботилось безопасностью отдыхащих?».
Светлана ЗИМИНА