Предполагается, что в первой половине мая Латвия пережила последние сильные заморозки. Какая погода ждет нас этой весной и летом? Отвечают эксперты Латвийского центра метеорологии, геологии и окружающей среды – синоптик и руководитель отдела прогнозов Лаура Круминя и климатолог Мария Кирштейне.
Прогноз – дело тонкое
– Зима и весна в этом году у нас выдались холодными. Значит ли это, что лето будет холодным?
– Во-первых, мы не можем назвать прошедшую зиму очень холодной или даже прохладной. Вторая половина зимы была теплой, уже в феврале в Латвии установилась метеорологическая весна. Во-вторых, исторически прямой связи холодной зимы с холодным летом не прослеживается.
В целом в Латвии и практически во всей Европе сезонные прогнозы, к сожалению, составляются крайне непросто, с большой погрешностью. Погоду определяет циклон с Атлантического океана, а эти процессы сложно прогнозировать с большой точностью. Сегодня мы не можем сказать, каким будет даже начало лета.
– А весна-то почему у нас такая поздняя? В другие годы садовники уже вовсю возятся на участках, а в этом сезоне еще не спешат с посадками.
– В целом прохладная весна вызвана циркуляцией холодных, или арктических, воздушных масс в нашем регионе, которые до сих пор находятся близко к нам. И направлением ветра, которое регулирует их движение и наше внутреннее ощущение тепла. Пока у нас преобладают ветры северного направления, от которых тепла ждать не стоит.
А вообще эффект затянувшейся весны вызван ранним началом метеорологической весны. Оно пришлось на начало февраля, когда морозов уже не было, постоянного снежного покрова – тоже, температура воздуха в основном была выше нуля. Людям хочется «заветных» +18…20, мы все истосковались по теплу.
– Получается, эта весна и не прохладная, а нормальная, просто мы разбалованы прошлыми теплыми апрелем и маем?
– В целом март выдался теплее нормы, а вот апрель – прохладнее. В климатологии за норму берут отрезок в 30 лет. То есть сейчас норма определяется по данным с 1991 по 2020 год. Так вот, средняя апрельская температура воздуха в этом году была +5 градусов, в то время как апрельская норма – +6,1. Но это не является чем-то из ряда вон выходящим – например, в прошлом году апрель был немного теплее нынешнего (+5,4), а в 2017 году – еще прохладней – +4,1. Наверное, по нашим ощущениям весна действительно прохладная, потому что в этом году нас так и не порадовали первые +20, как обычно это бывает в апреле. Надо отметить, что такая ситуация сложилась впервые с 1992 года.
А в мае прошлого года средняя температура была +10,6 – это также ниже нормы (+11,4). Будем смотреть, что нас ждет в этом году.
– Как долго в этом году сохраняется опасность ночных заморозков?
– Невозможно предсказать, будут ли наблюдаться последние весенние заморозки в мае. Заморозки – явление локальное, способное натворить бед всего за одну ночь, поэтому в прогнозе на июнь мы не можем оценивать вероятность заморозков. Опыт показывает, что поздние заморозки могут ударить даже под Лиго. Например, 23 июня 1977 года в Стенде столбик термометра опускался до -1,5 градуса, а в 1982 году в Руцаве в ночь на 23 июня похолодало до -1,3 градуса.
– Какие факторы будут влиять на температуру этим летом?
– Сейчас сказать точно, повторимся, невозможно. В целом надо помнить, что если в летний сезон будут преобладать циклоны с Атлантического океана и процессы, связанные с западными, северо-западными ветрами, то лето будет прохладным и достаточно дождливым. Если эти «западные» процессы будут блокироваться воздушными массами с востока, то у нас установится другая погода – теплая, с южными, юго-восточными ветрами. Преобладание восточного ветра говорит о сухой погоде, юго-западного, южного приносят в Латвию периоды жары и ливней.
– Вы откровенно говорите, что не можете дать долгосрочного прогноза. На какой максимальный срок вперед вообще могут заглянуть метеорологи?
– Прогнозы бывают разносрочными. Одни даются на короткий период, до двух суток, при этом специалисты тщательно следят за изменениями каждый час. Дальше идут прогнозы средней срочности – до двух недель; тут расчеты уже не такие детальные, как на ближайшие сутки, но тенденция прослеживается и мы можем определить, будет ли в стране тепло или прохладно, или дождливо. Более длительные прогнозы – на месяц-два – дают представления о погоде по неделям, а не по дням. При составлении сезонных прогнозов мы смотрим на масштаб не менее месяца. Климатическое моделирование – это уже другие принципы, по которым определяется изменение погоды на десятилетия вперед – то есть понять, что будет происходить дальше с нашим климатом.
Куда делись дожди?
– И какие климатические изменения ждут нашу страну?
– У нас есть прогноз изменения климата в Латвии до 2100 года. На его основании можно ожидать повышения средней температуры воздуха, уменьшения количества морозных дней, увеличения среднего количества осадков, а также уменьшения средней толщины снежного покрова. Подробнее это можно увидеть на https://www4.meteo.lv/klimatariks/.
– В прошлом году в середине лета была страшная засуха, все погорело, ожидается ли пожароопасная ситуация в лесах этим летом?
– Есть вероятность, что лето будет теплей нормы. Также можно говорить, что этим летом количество осадков будет либо в пределах нормы, либо даже ниже. Из этого можно делать вывод, что в определенных регионах риск пожароопасной ситуации может быть высоким. Май, по прогнозам, тоже получается довольно сухим, без большого количества осадков.
– Почему случается засуха? Тучи до нас не «доносят» воду?
– Получается, что так. К нам будут поступать более сухие воздушные массы, у которых нет достаточного количества влаги для «качественных» дождей.
– Говорят, что есть какие-то семилетние периоды тепла и холода... Так ли это? Если да, то в каком периоде мы находимся сейчас?
– Это не совсем так. В климатологии таких ярко выраженных цифр мы не наблюдаем. Дело в том, что существуют два феномена – Эль-Ниньо и Ла-Нинья. Это фазы Южной осцилляции, которые наблюдаются в Тихом океане, и они достаточно важны в климатологии, потому что довольно сильно влияют на климат, в том числе и в Европе. Обычно они проходят с определенной цикличностью – от трех до семи лет. Возможно, именно от этих двух феноменов и возникла история про семилетние погодные циклы.
– Как в среднем изменилась погода в Латвии за последние десять лет?
– Десять лет – слишком короткий период, чтобы судить о каких-то изменениях. Для этих целей мы берем период 30 лет. Но на последние 10 лет выпали самые три теплых года в истории метеонаблюдений Латвии – 2020-й, 2019-й и 2015-й. Если рассматривать более длительный период с 1851 года по 2006 год, то средняя температура воздуха в Латвии повысилась на 1,4 градуса. Это достаточно много, и в целом идет параллельно с глобальным потеплением, по поводу чего наука бьет тревогу.
Также мы видим, что с 1960 года в стране количество осадков увеличилось, увеличилось и количество дней с интенсивными осадками. И есть изменения продолжительности периодов засухи и достаточно обильных осадков.
– Значит ли это, что в будущем осадков станет еще больше?
– На данном этапе из того, что мы видим и наблюдаем, – да, есть тенденция увеличения количества и интенсивности осадков.
Разница по регионам – до 20 градусов
– В этом году уже были грозы, но как-то рановато для весны?
– Да, это вполне нормально, в апреле, например, в Латвии наблюдается более 6000 разрядов в месяц. Просто мы их далеко не всегда слышим. Я вас вообще, возможно, удивлю, но разряды молнии могут быть и зимой, и осенью, просто их очень мало.
– В прошлом году читатели сообщали, что наблюдали шаровые молнии, это в целом связано с изменением погоды в Латвии?
– Шаровая молния – явление редкое для всего земного шара. Исследований, подтверждающих связь шаровых молний с изменениями климата, у нас пока не проводилось. Конечно, было бы очень интересно узнать правду, но однозначной оценки дать пока невозможно. Эта область вообще исследовалась пока очень мало, есть какие-то предположения причин ее образования, но это все на уровне гипотез.
– Латвия – маленькая страна, почему в разных регионах у нас погода может так сильно отличаться?
– На разброс влияет ряд факторов – рельеф, близость к морю, высота над уровнем моря, урбанизация. Колебания погоды заметны даже в пределах одного города: разница температуры воздуха в утренние часы в центре и на окраинах Риги может достигать 10 градусов. Но если брать 30-летний период, то среднегодовая температура по всей стране – +6,8 градуса, причем в Риге она выше – +8. В январе средняя температура у нас в Алуксне – -4,9, а в Вентспилсе – всего лишь -0,5. Это достаточный разброс.
Ярким примером был март этого года, когда по западным и центральным регионам Латвии снег растаял уже к началу месяца, а на востоке лежал почти до конца марта и там работали лыжные трассы. В один момент разница температуры на западе и востоке страны может различаться до 20 градусов. В 2017 году, когда на востоке Латвии шли очень интенсивные дожди, ливни, в это же время в западных регионах мы предупреждали о повышенной пожароопасности в лесах. Но подобные резкие контрасты все-таки не норма для нашей территории.
– Какие температурные рекорды были поставлены в 2021 и 2022 году? Какие выводы это позволяет сделать?
– Лето 2021 года оказалось для Латвии самым жарким за всю историю наблюдений с 1924 года. Также в прошлом году был зафиксирован самый теплый июнь – средняя температура составила +18,9 градуса, в июле – 21,5 градуса. В то же время зима 2020–2021 была самой прохладной за последние восемь лет.
В этом году пока явных рекордов не наблюдалось. Март этот был вторым по сухости – еще суше март был лишь в 1942 году. А февраль 2022 года оказался вторым по влажности.
– Есть ли уже прогноз на осень или даже следующую зиму?
– Об этом говорить пока очень и очень рано.
– Можно ли спрогнозировать температуру воды в водоемах летом?
– Этим занимаются гидрологи. Судьба гидролога вдвойне тяжелее, чем судьба метеоролога-синоптика. Потому что для синоптика качество прогноза зависит только от наблюдения за метеорологическими процессами. А для гидролога – и за метеорологическими, и за гидрологическими. Говорить о прогнозе температуры воды на сезон вдвое сложнее, чем о лете в целом.
И о погоде…
Во второй половине мая погода теплеет, но о летнем тепле говорить пока точно не получается. Еще будет весна, но днем столбик термометра будет все стабильнее подниматься выше отметки +15 градусов, а в отдельные дни и до +20 градусов. Вероятность очень суровой погоды и снега ничтожно мала. Дни часто будут солнечными, но ожидается и дождь, хотя в целом количество осадков в этот период будет небольшим. С повышением температуры воздуха увеличивается и вероятность грозы. Но заморозки еще могут наблюдаться в отдельные ночи как в середине мая, так и во второй его половине.
«Не удивляйтесь снегу в мае!»
Жители Латвии хорошо знакомы с прогнозами от народного фенолога Вилиса Букшса, который предсказывает погоду по народным приметам, опираясь на опыт предков.
– Вилис, может ли простой человек сам предсказать погоду?
– Конечно, а иначе как бы выжили наши предки?! (Смеется.) На каждый день они, конечно, погоду не прогнозировали, но основные тенденции определяли: будет ли зима холодной (чтобы понимать, какой запас дров заготавливать), какими будут весна, лето, осень. Это нужно, чтобы вовремя посадить, вырастить, собрать урожай, заготовить сено для скота и т. д. И так они жили тысячи лет, внимательно наблюдая за явлениями природы: растениями, птицами, небесными процессами… Без термометров, математических подсчетов и уж тем более без высоких технологий. И, в принципе, спасибо им и их знаниям за то, что сейчас мы живем.
– Насколько далеко фенолог может заглянуть вперед? Вы уже знаете, каким будет лето и даже осень со следующей зимой?
– Есть приметные дни. В январе это было с 20 до 31 января. Все приметы указывали на то, что лето будет примерно похожим на прошлогоднее – в общем и целом нормальное, с отдельными периодами сильной жары. Мартовские приметные дни тоже «сказали», что лето будет и с грозами, и с ливнями. Но впереди у нас еще и майские приметные дни. Ближайшие – 24 мая, Мокий Мокрый по народному календарю. По своему опыту знаю, что если в этот день будет дождливо, если восход солнца красно-багряный, то лето ожидается мокрое и грозовое. А 25 мая – день Епифана. Если утро будет солнечным, то и лето ждите сухое и жаркое, даже пожароопасное. И потом еще идет Сидор, 27 мая: если северный ветер, то лето будет холодное и сырое. 28 мая – Пахом: какой этот день в целом, таким будет и лето. А есть еще 30 и 31 мая, в приметах которых я тоже убедился на собственном опыте: если в это время будет дождливо, с ветрами, то и лето – среднее по теплу, ветреное, но урожайное.
– А если в эти дни разная погода будет?
– Обычно смотрят на тот день, который ближе к лету. Он точнее «предсказывает». Ну а если в приметные дни погода более-менее похожая, то прогноз однозначен.
– А по каким природным явлениям прогнозируют погоду?
– Вот сейчас буквально каждый день все просыпается, цветет – эти дни особо примечательны. Например, если рядом с вами растут рядом ольха и береза, понаблюдайте: если ольха распустится быстрее, чем береза, – это к мокрому лету. Если же первыми появятся листья у березы – к теплому и солнечному. Причем лучше смотреть на деревья не в городской среде. По моим наблюдениям, если ольха и береза распускаются вместе – это может говорить, что ожидается и тепло, и жара, и дожди. Баланс, так сказать.
– Животные могут что-то «сказать» о предстоящей погоде?
– Смотрим, как прилетают птицы. Ласточек я заметил лишь в конце апреля, но это в моем регионе (Виляки). В целом приметы надо наблюдать именно в своем регионе, из-за сильного разброса погоды. Соловьиный «дедлайн» считается до 15 мая. В прошлом году я услышал соловьев 2 мая, а в этом – только 5 мая. Также слушаем кукушку: если она «поет» на голых, нераспустившихся деревьях, то лето будет не такое уж хорошее. Кукушку в этом году я впервые услышал буквально на днях, когда уже на деревьях зазеленело – это хороший знак.
Если много майских жуков наблюдается, то будет жаркое и грозовое лето. Мало – среднее, прохладное. Комары просыпаются. Если их много, то это тянет на влажное лето, но с большим количеством ягод и грибов. Мошки уже появились – они указывают на то, что будут грибы. Кстати, некоторые из приметных зимних дней «сказали», что грибов будет достаточно. Они уже есть (свинухи, сморчки…). Примет вокруг – великое множество, о них можно говорить очень долго.
– Может, мы и следующую зиму уже можем предугадать?
– Мартовские приметные дни, в частности, 4 марта, считается «предсказателем» следующей зимы. Эти дни показали, что следующая зима будет довольно мягкой, с большим количеством снега и без мороза в первой половине, но с морозом и меньшим количеством снега – во второй.
– Какие изменения климата заметны фенологам?
– Да всякое бывало. Помню, в начале мая и снег лежал. А в 1999 году 4 мая утром было -6 градусов, все распустившееся померзло. Надо принимать, что в теплое время может быть и снег, и заморозки, а в зимнее – подснежники появиться. Но вообще, если мыслить глобально, то в Латвии стало больше осени. Осенняя погода начинается в конце августа и длится часто до декабря. Последние годы это особо чувствуется.
– В чем причина, по-вашему?
– Изменения в самой природе, которые, возможно, уже имели место тысячи лет назад. И влияние человека, конечно. Глобальное потепление все-таки происходит, и не без участия людей, загрязнения окружающей среды. То, что сейчас происходит с экологией – настоящая катастрофа. Посмотрите хотя бы на то, что остается после того, как по лесу пройдется техника, вырубающая деревья, – там лет 20 ничего не растет. Это я не говорю о разбросанном пластике по лесам и водоемам, который «живет» там десятилетиями. Нам надо заново учиться жить в гармонии с природой – вот основная мысль.
Елена ПЕВЦОВА