Рижанка Вера с дочерью продали квартиру несколько лет назад, но денег за нее не получили до сих пор. Как такое возможно?
20 тысяч евро так и не вернул
- Продавать недвижимость – это явно не мое, - начинает свой печальный рассказ 80-летняя пенсионерка Вера (имя по просьбе героини изменено). - Мошенники успешно пользуются моей доверчивостью и некомпетентностью.
Сейчас я рижанка, но еще восемь лет назад жила в Юрмале. Тогда свою юрмальскую квартиру мне пришлось продать и переехать в Ригу, поближе к дочери, чтобы ухаживать за ней после трагической аварии и нескольких серьезных операций. Уход за ней требовал много времени и сил, поэтому я поручила продажу своей квартиры зятю – бывшему мужу дочери: не было времени искать каких-то специалистов по недвижимости.
Он взялся за дело и продал квартиру за 90000 евро, но вернул мне только 50000. И я смогла хотя бы покрыть взятый кредит. Остальное бывший зять обещал выплачивать по частям, в итоге 20000 евро так и не вернул.
- Как же так?
- Объяснил это тем, что теперь мы ему никто и заботиться он о нас не намерен (с дочерью после аварии он развелся, с инвалидностью она ему оказалась больше не нужна). Наш совместный с дочерью бизнес - кафе и гостиницу, тоже пришлось закрыть, ведь после аварии полноценно работать мы уже не могли: она еле передвигалась, я ухаживала за ней. Но чтобы открыть свое дело, дочь ранее заложила свою квартиру, и взятый кредит тоже нужно было отдавать, а с чего?
Пришлось выставить на продажу и дочкину квартиру в рижском Пурвциемсе. Думали, четырехкомнатную квартиру продадим, купим что-то поменьше и справимся. Но не тут-то и было.
Попались на крючок жуликов
- В чем оказалась загвоздка?
- На нас вышла парочка мошенников – муж и жена. Они позвонили сразу после публикации нашего объявления о продаже квартиры и предложили свои услуги. Представились владельцами юридической фирмы. Причем фирма была реально действующая, мы проверили. Но, как мы вскоре поняли, вывеска юридической фирмы была просто прикрытием для их нечистых делишек.
В то время дочери становилось все хуже, операция шла за операцией, это выматывало. Стало ясно, что она не могла контролировать сделку по продаже квартиры, и эта парочка юристов предложила оформить на одного из них генеральную доверенность. Дальше, мол, они все сделают сами. Дочь согласилась, и тем самым мы подписали себе «приговор».
Претензий не имею!
- Что произошло дальше?
- Я в эти дела не вмешивалась, но, как потом узнала, эти юристы даже приходили к дочери в больницу и ее, ослабленную, после операции, просили написать расписку о том, что она получила деньги за квартиру и никаких претензий не имеет – мол, положили ей несколько тысяч под подушку.
Стоит ли говорить, что никаких денег под подушкой не оказалось, это был один сплошной обман?
Между тем сама дочь, по заверениям этих «специалистов по недвижимости», задолжала им за услуги по продаже своей квартиры 7000 евро. Но как она могла им отдать обещанное в расписке, если никаких денег за проданное жилье так и не получила?
Я отправилась в ее квартиру на ул. Пуцес посмотреть, выполнен ли договор, продана ли квартира дочери? Оказалось, что квартиру никто и не продавал, а «маклеры» без зазрения совести сдают ее за 300 евро в месяц. В итоге мы даже не смогли попасть в свою же квартиру, и никаких денег от ее продажи впоследствии не получили.
Меня вытолкали взашей
- Супруга «маклера» мне в лицо заявила, что я никакого права на это жилье больше не имею. Все мои попытки зайти в квартиру, чтобы посмотреть, в каком она состоянии, и самой заняться ее продажей, закончились тем, что меня вытолкали взашей и чуть не спустили с лестницы.
Правды тогда мы так и не добились: жильцы, которые поселились в квартире моей дочери, еще и не платили по счетам, коммунальный долг накапливался. Возможно, новые «хозяева» просто в домоуправление денег не перечисляли. Пришлось обратиться в суд, с просьбой во всем разобраться и заставить этих юристов вернуть нам деньги за квартиру или само жилье.
Однако окружной суд признал, что со стороны наших обидчиков все оформлено законно, поэтому мы подали иск дальше, в Верховный суд. Я оплатила экспертизу в отделе полиции, чтобы эксперты по почерку определили, писала ли моя дочь вообще расписку о получении денег, которых она и в глаза не видела. В общем, вопросов больше, чем ответов.
- И как успехи?
- Суды еще тянутся, восьмой год пошел! За это время адрес девятиэтажки, где была квартира дочери, уже трижды поменялся – с Унияс на Илукстес, а затем на Пуцес. А воз и ныне там. На адвокатов постоянно приходится отстегивать, я оставляю себе небольшую часть пенсии, чтобы как-то скромно прожить, остальное трачу на суды. Дочь моя, к сожалению, умерла через два месяца после начала судебной тяжбы. Я как правопреемник сужусь вместо нее. Дело дошло до последней инстанции – но уже полгода жду вердикта Верховного суда. Он может или признать законность сделки, отклонив нашу кассационную жалобу, или вернуть дело на пересмотр в рижский Окружной суд.
Не доверяйте левым маклерам!
- Выходит, вы остались без крыши над головой и теперь вынуждены скитаться по съемным квартирам?
- Пока я живу в квартире наших племянников, которую унаследовала, тут же, в Пурвциемсе, на улице Иерикю. Но эти горе-маклеры не унимаются и пытаются и эту квартиру у меня всеми правдами и неправдами отобрать, угрожая и требуя оплатить долги дочери. Потрясают распиской на 7 тысяч евро – залог в счет продажи дочкиной квартиры. От жильцов, которые там живут, я знаю, что квартира дочери в итоге была продана за 71 000 евро, но денег этих мы даже не видели. Нас же уверяют, что квартиру никто не продавал.
При этом долг дочери этим юристам-продавцам каким-то образом вырос вдвое – до 14 000 евро, и эти деньги у меня постоянно вымогают.
- Вы верите в победу в суде?
- Юристы пытаются меня защитить. Конечно, у меня еще теплится надежда на успешный исход суда, но понимаю, что при таких стартовых позициях шансы выиграть дело невелики, поэтому хочу предупредить людей – не повторяйте моих ошибок! Если возникла нужда продать недвижимость, ни в коем случае не выписывайте генеральную доверенность незнакомцам. Иначе вас могут попросту надуть и даже в суде что-то доказать будет очень сложно.
А что говорит закон?
Мы попросили прокомментировать эту непростую ситуацию юриста Юрия Соколовского.
- Какие серьезные ошибки допущены Верой и ее дочерью при продаже недвижимости? Можно ли было избежать обмана?
- Прежде всего, очень осторожными надо быть с любыми доверенностями. Не давайте незнакомцам и не давать маклерам слишком много полномочий. Это чрезвычайно важно!
Если ситуация настолько безвыходная, что хочется рискнуть и довериться какому-то чужому человеку, то как минимум его следует как-то проверить – узнать, не замешан ли он в каких-то сомнительных сделках, скандалах, неприятных историях. Это очень важно.
Без этого не стоит даже начинать сотрудничество и доверять кому-то столько серьезное дело, как продажа своей квартиры.
- Зачем от дочери Веры требовали доверенность?
- Действительно, доверенность при продаже квартиры нужна далеко не всегда. Например, если вы обращаетесь в фирму по продаже недвижимости или к сертифицированному маклеру, который дорожит репутацией и к тому же имеет страхование на случай ошибок, то ему для выполнения вашего заказав вполне достаточно договора между ним и клиентом. Но в этом договоре должны быть прописаны права и обязанности сторон - что именно и в какие сроки должен выполнить поставщик услуги. А генеральное решение, например, о подписании договора купли-продажи, человек может принять и сам. Маклер же должен подобрать клиента, проверить объект недвижимости на отягощения, помочь произвести его оценку, взять какой-то кредит.
Вызвать нотариуса на дом
- Получается, сам договор купли-продажи вполне способен подписать и продавец?
- Да, для этого лишь нужно прийти к нотариусу, предварительно ознакомившись со всеми условиями договора. Если человек не может явиться лично, например, при болезни или инвалидности, нотариуса можно вызвать и на дом.
Если же маклер звонит сам, а затем еще настойчиво требует выписать ему доверенность: «Зачем вас беспокоить каждый раз? Давайте-ка сразу универсальную доверенность на моё имя», это явный повод насторожиться.
Нужно вовремя сказать себе «стоп»»: скорее всего, вы имеете дело с жуликом.
В чем кроются риски?
Универсальная доверенность — дает право практически на все действия от имени доверителя - и судиться, и брать кредиты, и подписывать договоры от его имени. Такую доверенность стоит выдавать лишь в самых крайних случаях. Даже если человек очень болен и сам не может о себе о себе позаботиться, но и тогда он может выписать подобную доверенность лишь самому близкому и надежному лицу.
Генеральная доверенность дается на выполнение какой-то определенной задачи, например, только для продажи квартиры. Ясно, что не стоит давать ее чужакам, которые сами вам позвонили, прочитав ваше объявление в сети.
Страх – худший советчик
- И все-таки люди рискуют, выписывая доверенность на продажу квартиры маклерам, юристам или просто родственникам.
- Да, причем часто они так поступают из страха, что сами не справятся с заполнением документов, допустят ошибку, вот и готовы довериться первому встречному - тому, кто умело пускает пыль в глаза, голословно называя себя опытным специалистом. В результате становятся жертвами обмана, деньги и крышу над головой.
- Как уберечь от таких ошибок своих близких?
- С учетом того, что квартирные махинаторы как правило действуют очень напористо и убедительно, торопят и настаивают на принятии скорейшего решения, просят дать им ключи и банковские коды «для вашего же блага», возьмите за правило не принимать поспешных решений здесь и сейчас. На любую просьбу поспешить отвечайте «нет». Если вас торопят, лучше попросить оставить номер и пообещать перезвонить, а пока проконсультируйтесь со знакомыми, родными или авторитетным юристом.
Чего вы хотите?
- Сможет ли суд отменить сделку, если продажа квартиры произведена на основании генеральной доверенности?
- Если есть генеральная доверенность, то у суда нет основания отменять сделку, признав ее незаконной. Впрочем, во многом исход дела зависит и от формулировки самого иска. Порой люди просят совсем не то, что следует, и совершенно напрасно судятся годами – такие дела выиграть невозможно.
Если ваш пожилой родственник слишком доверчив и склонен к общению с незнакомцами, стоит подстелить соломку: важно обеспечить со стороны родных опеку и строгий контроль за тем, с кем человек общается и имеет дело. Особенно, если предстоит крупная сделка с недвижимостью. Лучше самим подыскать ему сертифицированных специалистов по продаже недвижимости. Так вы убережете сениора от рисков.
Светлана ГИНТЕР

