Родители школьников из рижского района Зиепниеккалнс крайне обеспокоены безопасностью своих детей. Они сообщают, что возле рижской средней школы № 95, возможно, ходит педофил.
«Берегите детишек!»
В районной группе социальной сети Facebook на прошлой неделе появилось тревожное сообщение: одна из родителей школьников Диана И. написала об инциденте возле школы № 95, чтобы предупредить других родителей. Она опубликовала пост с таким содержанием:
«На днях, 7 октября, возле 95-й школы ходил мужчина – лысый, с тату. Подходит к детям, просит пойти с ним и хватает за руку. Предупредите своих, у кого братья-сестры школьники. Сегодня этот урод пристал к товарищу моего младшего братика, с которым они вместе ходят на тренировки, но тот увернулся и убежал. Берегите детишек и сами будьте бдительны».
«Этот мужчина сейчас там?»
Мама другого школьника Татьяна рассказала «МК-Латвии», что узнала о подозрительном мужчине из школьного чата и тут же вызвала полицию. Однако экипаж на место не приехал. «В службе 112 мне ответили вопросом «Этот мужчина сейчас там?», – рассказывает Татьяна. – Когда я попросила просто приехать и понаблюдать за происходящим, мне ответили, что на такие вызовы полиция не выезжает».
Тем временем жители района продолжают сообщать, что похожий мужчина по-прежнему появляется возле школы.
«Кажется, я его тоже видела, – рассказывает Виктория. – Мне он «мутным» показался... Мужику лет 50–55 на вид».
Екатерина Матвеева рассказала, что похожий случай произошел с ее сыном минувшим летом: «Этот мужик сначала предложил дружить, но дети сразу заподозрили неладное, проигнорировали и стали уходить. Тогда мужчина начал кричать «Помогите!» и просил мальчиков достать из его кармана телефон, мол, у него руки устали. Мальчики стали убегать, он побежал за ними. Пацаны между собой стали перекрикиваться, что надо бежать в магазин, так как там есть охранник. Мужчина услышал и перестал преследовать детей».
Екатерина Шиманец пишет: «Весной был случай: гуляла с собакой, похожий мужчина приставал к двум мальчикам. Я поняла по разговору детей, что они от него пытаются оторваться, а он их преследует. Когда мальчики побежали, он тоже припустил, затем я с собакой догнала его и пошла рядом. В итоге он повернул в другую сторону, а мальчишек я проводила до дома».
«Не приехали, потребовали заявление!»
Татьяна очень расстроена тем, что Государственная полиция не отреагировала на обращение жителей района:
– Диспетчер службы 112 рассудил, что экипаж полиции высылать к школе нецелесообразно, раз мужчины на тот момент не было на месте. Он предложил написать письменное заявление в полицию с конкретными приметами и изложить все обстоятельства дела. Мама мальчика, к которому на улице после тренировки привязался педофил (дергал его за куртку и предлагал пойти с ним), заявления писать не стала – не верит, что кто-то будет искать. Но я все-таки подам заявление и планирую проинформировать директора школы, чтобы он предупредил школьную охрану.
К сожалению, никакой фотографии нарушителя у родителей нет. Ребенок, к которому приставал незнакомый мужчина, едва успел убежать, ему было не до фотографий.
– Но, думаю, по описанию можно составить робот, – говорит Татьяна. – Если честно, меня огорчил ответ диспетчера службы 112, которая сказала, что полиция не может по телефонному звонку выслать экипаж, который бы поездил по району, проверил бы документы у подозрительных людей. Получается, они отреагируют, только когда трагедия уже случится, а превентивные меры применять не могут?
«Я готов дать показания…»
Глава Объединения юристов Латвии и преподаватель предмета оперативной деятельности в Рижском университете им. Страдыня (RSU) Рихард Бунка комментирует ситуацию так:
– Если у человека есть подозрения, что некто готовит или замышляет преступление, то он может смело обращаться с заявлением в правоохранительные органы – полицию или прокуратуру. Я дам читателям «МК-Латвии» образец заявления, который разработан специалистами, связанными с оперативной деятельностью:
«В соответствии с положениями Закона о государственном устройстве, я обращаюсь к компетентному должностному лицу, которому доверяю, в связи с тем, что располагаю информацией о преступных действиях, совершаемых с целью причинения вреда лицу (растление несовершеннолетних).
С учетом того, что получение информации по данному вопросу другими средствами существенно затруднено (согласно ст. 4, п. 4 Закона об оперативной деятельности), с целью выяснения обстоятельств преступных действий лица, которые создают угрозу криминального характера, в соответствии с положениями Закона об оперативной деятельности (ст. 2, ч. 1, п. 2 и ст. 21, ч. 1), прошу начать оперативную проверку соответствующих фактов.
В соответствии с положениями Закона об оперативной деятельности (ст. 4, ч. 1), оперативная деятельность осуществляется при поддержке населения. Я готов отвечать на вопросы должностного лица, к которому обращаюсь, чтобы предоставить важную оперативную информацию и оказать содействие процессу оперативной деятельности».
«Saskaņā ar Valsts pārvaldes iekārtas likuma nosacījumiem vēršos pie kompetentās amatpersonas, kurai uzticos, sakarā ar man zināmo informāciju, par noziedzīgām darbībām, nolūkā radīt kaitējumu personai (pedofilija).
Ņemot vērā, ka informācijas iegūšana par norādīto jautājumu ar citiem līdzekļiem ir būtiski apgrūtināta (ODL 4.p.4.p.), nolūkā noskaidrot personas noziedzīgās darbības, kuras izraisa krimināla rakstura apdraudējumu, saskaņā ar Operatīvās darbības likuma 2.p.1.d.2.p. un ODL 21.p.1.d. nosacījumiem, lūdzu uzsākt attiecīgo faktu operatīvo pārbaudi. Saskaņā ar ODL 4.p.1.d. Nosacījumiem, operatīvā darbība tiek veikta ar iedzīvotāju atbalstu. Esmu gatavs, lai mani iztaujā amatpersona, pie kuras vēršos, lai es varētu sniegt operatīvi nozīmīgu informāciju operatīvās darbības procesa atbalstam».
Даже если вы сократите текст, но оставите главное – «Я готов дать показания и оказать помощь в раскрытии преступления, которое, возможно, в настоящее время готовится. Подробности готов раскрыть при встрече», то сотрудники полиции ни в коем случае не откажут в рассмотрении дела, и родители смогут спать спокойно.
Кроме того, я бы порекомендовал родителям выяснить телефон своего районного отделения полиции и звонить туда напрямую, а не через диспетчера службы 112.
В таких случаях это будет намного быстрее и эффективнее, если, к примеру, педофила заметили и поймали с поличным и нужен срочный выезд.
Единственный минус в звонках напрямую в районную дежурную часть – они не записываются, в отличие от звонков в 112.
Кроме того, письменные заявления советую подавать в полицейский участок лично либо удаленно, подписав электронной подписью. В этом случае заявление в полицию не потеряется, поскольку будет зарегистрировано.
«Самосуд не приветствую!»
– Жители Зиепниеккалнса в социальных сетях пишут, что эта история – «отличный повод местным дядькам выйти на прогулку и самим поймать гаденыша». Что скажете на это как юрист?
– Самосуд не приветствую. В распоряжении полиции есть регистр людей, склонных к педофилии, но если такой человек просто отбыл наказание, то задерживать его у полиции нет основания до тех пор, пока он не возьмется за старое и не будет пойман с поличным.
– Могут ли сами родители задержать и удерживать такого преступника, дожидаясь приезда полиции?
– Действовать нужно по обстоятельствам. Ясно, что сам ребенок не сможет задержать взрослого мужчину, а родители – в зависимости от телосложения. Конечно, если вы видите, что в отношении ребенка совершается преступление, медлить нельзя, нужно действовать – звать на помощь, удерживать преступника, вызывать полицию.
«МК-Латвия» обратилась в Государственную полицию с вопросом, получен ли сигнал от жителей Зиепниеккалнса и будет ли организована профилактическая работа с целью защитить детей. На момент подготовки номера ответа мы еще не получили.
Светлана ГИНТЕР

