На прошлой неделе на внеочередном заседании Огрская краевая дума приняла решение о демонтаже пяти советских памятников. Мы узнали, что это за памятники. Один из них уже снесён.

По словам председателя думы Огрского края Эгила Хелманиса, хотя «уже 30 лет прошло с тех пор, как Латвия восстановила независимость, к сожалению, ликвидации последствий оккупации не уделено необходимого внимания». А потому, «сейчас самое время, чтобы эти последствия ликвидировали».

Так что, по мнению огрских властей, поддерживает и прославляет советскую власть? Вот пять памятников, которые будут ликвидированы под городом Огре.

■ Памятник дипломатическому курьеру Народного комиссариата иностранных дел СССР Теодору Яновичу Нетте возле железнодорожной станции Икшкиле. Установлен в 1976 году.

5 февраля 1926 года в поезде Москва – Рига между станциями Икшкиле и Саласпилс на советских дипкурьеров было совершено вооруженное нападение. Дипкурьеры Теодор Нетте (1896–1926) и Иоганн Махмасталь (1891–1942), коммунисты, латыш и эстонец, в скоротечной перестрелке отбили нападение. Товарищ Нетте, увы, ценой своей жизни. А тяжело раненный Махмасталь, истекая кровью, охранял диппочту и не подпускал к ней никого до тех пор, пока не появился советский дипломат, кого он знал лично.

Махмасталь и Нетте были награждены орденами Красного Знамени. Для Теодора Нетте награда оказалась посмертной. Его похоронили с воинскими почестями в Москве на Ваганьковском кладбище.

В честь Нетте был, как мы знаем, переименован пароход «Тверь», чему посвящены знаменитые строки Маяковского. А 5 февраля дипломатическо-курьерская служба МИД РФ отмечает день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Меня смущает только установленная рядом, если не ошибаюсь, лет 15 назад табличка, которая показывает, что называется, трудности перевода. На русском языке Нетте назван «советским дипломатическим курьером», а по-латышски почему-то «российским» (Krievijas diplomātiskais kurjers).

■ Памятник Освободителям в поселке Лаубере. Установлен в 1970 году.

Памятник стоит возле школы. В основании находится плита с надписью только на латышском языке – ставили местные жители: Mūžam lai dzīvo varoņu slava. Lauberes ciema atbrīvotājiem. 1944. IX («Пусть вечно живет слава героев. Освободителям поселка Лаубере. IX 1944»). Поселок Лаубере был освобожден от фашистов 9 октября 1944 года. Погибшие в этих боях солдаты похоронены на воинских кладбищах в поселках Сунтажи и Мадлиена.

■ Памятник освободителям в поселке Мадлиена. Установлен в 1986 году.

Возле лютеранской церкви стоит памятный камень с надписью, опять же, только на латышском языке: 1944. gada 26. septembrī Padomju armija atbrīvoja Madlienu no vācu fašistiskajiem iebrucējiem («26 сентября 1944 года Советская армия освободила Мадлиену от немецко-фашистских захватчиков»). Погибшие в этих боях солдаты похоронены на воинских кладбищах в поселках Мадлиена и Ватране.

Точнее, памятник там стоял до вчерашнего дня. 26 апреля он был снесён. По словам председателя Огрской краевой думы Эгила Хелманиса, весящий несколько тонн памятник будет использован в качестве основания для укрепления дороги...

■ Памятник советским разведчикам в поселке Томе. Установлен в 1975 году.

На большом памятном камне, который стоит напротив местного музея и библиотеки, высечена надпись: «Вечная слава разведчикам Советской армии. Mūžīga slava Padomju Armijas izlūkiem. Tomē 1944 28 VII – 20 IX».

28 июля 1944 года под Балдоне в немецкий тыл была заброшена спецгруппа «Байкал» разведотдела штаба 1-го Прибалтийского фронта. Под поселком Томе 19 июля погиб в бою радист Юрий Журавлев, а 20 сентября – командир группы политрук (в ряде документов – капитан) Арвид Янович Розе-Родионов (1909–1944, уроженец Лиепаи) вместе со вторым радистом Анатолием Кукушкиным. Всего через три дня оставшиеся в живых члены разведгруппы встретились с наступавшими красноармейцами.

Погибших разведчиков после войны перезахоронили на советском мемориале в городе Огре. А недалеко от места последнего боя Розе-Родионова был установлен данный памятный камень.

■ Памятник жертвам нацистского террора. Установлен в 1974 году.

Юго-западнее Мадлиены, близь Большой усадьбы (Lielā muiža, она же старая мадлиенская школа), стоит в поле столп, на вершине которого уже давно расположилось гнездо аистов. На каменном столпе есть барельеф, покрытый полусодранным металлическим листом: человек, напряженный от боли, от давящей на него тяжести. Когда-то под барельефом была табличка с надписью Fašisma upuriem («Жертвам фашизма»).

В газете Dzimtenes Balss (19.8.1971) были опубликованы воспоминания Августа Бреманиса, который во время войны жил на соседнем хуторе Виботнес, о том, что случилось на этом поле в конце августа 1944 года: «Через день, то есть в понедельник, в послеобеденное время палачи карательного отряда из подвалов Большой усадьбы вывели пятерых заключенных мужчин, среди них был один из братьев Апшис, который до ареста жил на хуторе Веритес под Мадлиеной, и примерно в 250 метрах юго-западнее от усадьбы в небольшом кустарнике расстреляли, а останки сожгли». На следующий день гитлеровские каратели убили еще 20 человек. Расстреливаемых из усадьбы выводили группами по пять человек. В одной из групп была женщина. Ей перед смертью пришлось смотреть, как убивают других заключенных, а тела бросают в огонь.

Историкам удалось выяснить, что этой несчастной была Ольга Авотниеце, которая до ареста жила и работала на Крапской сыроварне в соседнем поселке Верене. Вместе с ней были убит и сожжен ее муж Рудольф Авотниекс, отец Константин Мазис, брат Николай Мазис, сестра Вера Апшис, ее муж Карлис Апшис и брат мужа Янис Апшис. Кроме них там же были казнены еще два человека (предположительно, два еврея, которых каратели до последнего заставляли себя обслуживать) – всего 27 человек.

И вот в память об этих людях, на месте их гибели и сожжения в 1974 году на средства Мадлиенского совхоза был установлен данный памятник.

Что еще надо знать?

  • С 23 апреля вступили в силу поправки к Закону о собраниях, шествиях и пикетах, которые запрещают организовывать такие мероприятия ближе, чем в 200 метрах от любых памятников, прославляющих Советскую армию, победы и память ее солдат.
  • Предприятие Cesvaines piens отказалось от использования бренда «Российский сыр». Теперь этот популярный продукт будет называться «Тильзитским сыром».
  • На прошлой неделе Национальное объединение предложило в рамках Закона о политических партиях «запретить партиям отрицать военные преступления и выражать поддержку подрыву суверенности демократических государств или их территориального единства». Предполагается, что эти поправки направлены против Русского союза Латвии – лидер этой партии, евродепутат Татьяна Жданок, не поддержала мартовскую резолюцию Европарламента против войны на Украине.

Александр РЖАВИН


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.