Сколько газа сейчас хранится в Инчукалнском подземном газохранилище и сколько планируется закачать в этом году? Хватит ли этих запасов для Латвии на осень и зиму? Сможем ли мы обойтись без российского газа, поставки которого прекратятся в 2023 году и что станет ему альтернативой?  На эти вопросы отвечает Улдис Барисс, председатель правления AS Conexus Baltic Grid— единого оператора по транспортировке и хранению природного газа в Латвии.

Пополняем резервы

Предприятие Conexus Baltic Grid управляет инфраструктурой поставок природного газа по всей Латвии. Во-первых, это единая газотранспортная система – газопровод. Во-вторых, это Инчукалнское подземное газохранилище — одно из самых современных газовых хранилищ в Европе.

Инчукалнское газохранилище — важный стратегический актив для региона Балтийского моря. Объем активного природного газа в хранилище может достигать 2,3 миллиарда кубометров, что полностью обеспечивает потребности Латвии в газовом топливе.

Современная магистральная газотранспортная система, входящая в структуру компании, имеет протяженность 1 190 км и напрямую соединяет латвийский рынок природного газа с Литвой, Эстонией и Россией.

— Главный вопрос: сколько газа Латвия потребляет в течение года?

— В прошлом году жители и предприятия потребили 12 тераватт-часов природного газа. Предполагается, что в этом году потребление будет меньше, так как цены на топливо выросли и видно, что все потребители стараются экономить.

 — Как изменилась работа Инчукалнского газохранилища с начала войны на Украине?

— Как только начались боевые действия на Украине, мы стали заполнять Инчукалнское газохранилище —  сезон закачки газа начался намного раньше, чем обычно. Обычно мы процесс пополнения резервов запускаем в мае, а в этом году начали в конце февраля. Из-за того, что газ из России мы стали получать в меньших объемах, чем раньше, теперь требуется больше времени, чтобы наполнить газохранилище для следующего отопительного сезона. Из Литвы мы пока не можем получать такие объемы газа, как ранее из России.

Тем не менее, теперь, с начала войны в Украине, большая часть газа к нам поступает именно из Литвы — с Клайпедского терминала сжиженного газа. На литовцев мы можем положиться. Литовцы позаботились о том, чтобы заполнить свой терминал в необходимых объемах и зафрахтовать корабли для доставки сжиженного газа.

— Если Латвия перейдет на закупки СПГ, то эти резервы также будут храниться в Инчукалнсе или предусмотрены другие способы хранения?

— Сжиженный газ — это форма природного газа, которую перевозят кораблями. Газ удобнее транспортировать по морю в сжиженном виде, при транспортировке на кораблях он занимает намного меньше места. Потом прямо на терминале в Клайпеде газ нагревают, и он обретает обычную форму природного газа, которую можно передавать по общей газотранспортной системе. Соответственно в Латвию газ поступает не в сжиженном, а в обычном виде.

— Могут ли в Латвии построить терминал для СПГ?

— Латвийские власти сейчас оценивают предложения, которые им подали два потенциальных инвестора по развитию газовых терминалов. Запланировано, что оценка пройдет до конца августа. Тогда и будет принято решение.

— Цены на СПГ (сжиженный газ) и обычный газ отличаются? Какой газ выгоднее покупать?

— Это вопросы к коммерсантам. В долгосрочной перспективе независимо от того, в какой форме поступает газ — на рынке за него платят примерно одинаково.

Поэтому не могу сказать, что одна форма газа будет намного дешевле другой. Ни один поставщик ниже рыночной цены торговать не будет.

Что будет с российским газом?

— Что происходит сейчас с поставками российского газа? Мы продолжаем его получать?

— Небольшие объемы российского газа поступают и сейчас, но нерегулярно. В июне был небольшой объем поступлений. Полагаться на Россию мы больше не можем.

— Есть ли информация, кто закупил российский газ?

— Это коммерческая информация, которую мы не можем распространять. Это могут делать только сами компании, которые заключили сделки.

— Латвия сможет обойтись без российского газа?

— Как системный оператор, мы уже в этом году не полагаемся на поставки из России — они могут быть, а могут и не быть. Поэтому власть создала стратегический резерв и трейдеры полностью заполнили Клайпедский терминал. На мой взгляд, этого будет достаточно, а если в Эстонии вовремя построят терминал СПГ в Палдиски, мы сможем обойтись без поставок российского газа.

Газа хватит всем?

— Насколько сегодня заполнено Инчукалнское газохранилище?

— Сейчас у нас заполнено 9,6 тераватт-часов, это 40 % от технически максимального объема, который можно хранить в Инчукалнсе. Для летнего сезона это очень большой объем.

Но надо помнить, что мы все в Балтии находимся в единой газотранспортной системе. Поэтому в нашем хранилище находится газ не только для Латвии, но и для Эстонии, и для Финляндии, и для Литвы. А в зимнее время латвийские трейдеры забирают газ и напрямую из Клайпедского терминала, а не только из нашего хранилища.

Почему литовцы получают газ не только из своего терминала, но и от нас?

— Потому что источники поставок газа с точки зрения безопасности должны находиться в разных местах. Каждый трейдер (торговец газом), чтобы образовать свой коммерческий портфель, частично приобретает газ летом и хранит его, а частично покупает в осенне-зимнее время. Мы все понимаем, что зимой цены станут выше, поэтому коммерсантам надо найти баланс — сколько закупить сейчас и хранить до отопительного сезона и сколько закупать зимой напрямую из терминала.

— Может ли сложиться такая ситуация, что нашим соседям — литовцам или эстонцам — понадобится газ, и мы его отдадим, но у нас будет нехватка газа?

— Приведу аналогию с другими видами отопления, чтобы вам было легче понять. Если у нас в Латвии образуется дефицит щепы или отопительных брикетов, то мы сможем купить их в Литве. Если у литовцев появится дефицит —они могут купить в Латвии. Если щепы или брикетов запасено мало, дефицит может возникнуть в обоих государствах, если запасы достаточны, всем хватит, и дефицита не будет. Похожая ситуация и с природным газом. Чтобы мы все могли чувствовать себя безопасно, газа должно хватать всем.

Во время дефицита преимущество у того, кто своевременно купил дефицитный товар. Если латвийские торговцы своевременно запаслись газом, то у них появится преимущество. Они смогут своих клиентов обеспечить газом, а излишки продать другим торговцам, у которых газа не хватает. То же относится и к пользователям.

Им надо заключить договор с торговцами газом своевременно — не стоит откладывать покупку газа на позднюю осень.

— Как повлияет на газоснабжение Латвии открытие терминала СПГ в эстонском Палдиски? Если он запустится и начнет работать осенью, это поможет нам пережить отопительный сезон?

— На осень нам газа точно хватит, сейчас задержек в поставках нет, газ поставляют по графику. Предполагается, что терминал в Палдиски начнет работу в конце ноября. Уверен, этот терминал поможет нам пережить зиму без дефицита газа. Но в первую очередь он предназначен для эстонских и финских пользователей. В отличии от Латвии, Финляндии отключили российский газ сравнительно недавно. Поэтому там скорее возникнет дефицит, если зимой Палдиски не заработает.

— На цену газа открытие терминала в Палдиски не повлияет?
— Надеюсь, что цены смогут немного снизиться, если предложений в регионе будет больше. Однако, цены на газ диктуют мировые рынки. И тут терминал в Палдиски кардинально ситуацию не изменит.

— Есть ли у Conexus Baltic Grid план по развитию газовой инфраструктуры в Латвии? Что в него входит?

— Сейчас мы развиваем два проекта: один связан с модернизацией хранилища в Инчукалнсе, другой — вместе с литовцами модернизируем газотранспортное соединение между нашими странами, чтобы увеличить объем газа, который можно подавать из Литвы в Латвию. Потому что сегодня образуются «пробки». В результате реализации этого проекта мы надеемся в следующем году в два раза увеличить возможности передачи газа по направлению из Литвы в Латвию.

Потребление газа падает

По данным Комиссии по регулированию общественных услуг (SPRK) в период с ноября 2021 года по апрель 2022 года потребление природного газа в Латвии, по сравнению с тем же периодом годом ранее, сократилось на 18%.

Также уже известно, что в мае и июне этого года потребление газа сократилось на 43% по сравнению с прошлым годом.

Спад на 18% вызвали погодные условия и высокие цены на природный газ. Несмотря на холодное начало прошлой зимы, в целом средняя температура воздуха зимой была выше климатической нормы, это уменьшило расходы газа на отопление.

Наступит ли кризис?

— С 4 по 8 июля в Латвии проходили учения с имитацией энергетического кризиса и нехватки газа. Что такое энергетический кризис и в какой ситуации он наступает?

— Энергетический кризис объявляют, когда газа всем потребителям не хватает. Мы делаем все, чтобы такая ситуация в Латвии не случилась. Но надо время от времени тестировать системы и убеждаться, что они работают. Этим занимается оператор газоснабжения Gaso, представители которого ежедневно общаются с крупными клиентами. Если коротко, то в случае возникновения дефицита газа Gaso могут ограничить доступ к газу для крупных коммерсантов, если это будет необходимо.

Вторая вещь, которую мы тестировали во время учений, это система обмена информацией между сторонами — Gaso, Министерством экономики и Conexus Baltic Grid.

В тренинге приняли участие пользователи природного газа - юридические лица. В ходе учений была смоделирована ситуация на случай объявления в стране энергетического кризиса.

— В случае, если образуется дефицит, могут ли в Латвии ввести ограничения на поставки газа домохозяйствам или предприятиям?

— Нет, ограничений для домохозяйств и жителей не введут. Ограничения могут коснуться крупных пользователей - юридических лиц. Им надо своевременно закупить газ, об этом Министерство экономики и предупреждает. Тем более, что большой объем газа предприятиям сразу невозможно будет приобрести, придется закупать его постепенно.

— Если кризис все-таки возникнет, Инчукалнское газохранилище первым сообщит об этом? При какой заполненности газохранилища может быть объявлен энергетический кризис?

— Заполненность хранилища — не единственный параметр, который играет роль. Важно оценить и то, возможно ли обеспечить все плановые поставки газа. Если появляются обоснованный риски, что это невозможно, Conexus Baltic Grid сообщает информацию в Минэкономики. И представители министерства дальше решают, что делать.

Неприкосновенный запас

— Есть ли в нашем газохранилище неприкосновенный запас газа на случай ЧП и каков он, этот резерв, который можно будет выкачать, если понадобится?

— Стратегический резерв у государства есть. На эти цели зарезервированы 2 тераватт-часа природного газа. Это было сделано впервые в этом году, раньше подобных резервов мы не делали.

— Сколько газа максимально может вместить наше хранилище? Хватает ли мощностей Инчукалнса для хранения больших запасов?

 — Техническая мощность хранения — 24 тераватт-часа газа. Это в два раза больше, чем Латвия может потратить в год.

— Как изменчивость цен на газ сегодня влияет на действия трейдеров? Как проходит сезон активной закачки газа, и чем он отличается от предыдущих?

— Мы видим, что в этом году мощности хранилища торговцы используют на 100 процентов. Цена газа постоянно колеблется, это дает трейдерам возможность улучить момент, когда газ можно закупить подешевле и потом хранить его в хранилище, а не только зимой покупать. Ведь очевидно, что зимой цены будут выше, чем сейчас.

 — Сейчас отдельные предприятия решаются на создание долгосрочных резервов, то есть закупают как можно больше газа наперед. Так поступило этой весной Latvenergo, которое по решению правительства должно было закупить несколько тераватт-часа газа на будущую зиму.

— Да, Latvenergo уже оповестило, что приобрело природный газ на следующую зиму. Предприятие Rīgas Siltums, согласно публичной информации, сделал то же самое. Минэкономики призвало всех поставщиков теплоэнергии по возможности вовремя создать запасы газа, не оставлять решение проблемы на последний момент.

— Когда компании закупают газ, он хранится в Инчукалнском газохранилище? Или у них есть свои хранилища?

— Нет, других хранилищ в Латвии нет. Если крупные пользователи покупают газ, он хранится у нас в Инчукалнсе.

Ситуация под контролем

— Сообщалось, что в Латвии есть другие места, подходящие под естественные подземные газохранилища вроде Инчукалнского. Целесообразно ли их развивать сейчас?

— В Латвии такие места есть. Но сейчас нет запроса на увеличение объема хранилищ. И нет необходимости их создавать. Мы активно работаем над тем, чтобы заполнить тот объем Инчукалнсского хранилища, который технически можем заполнить.

— Поделитесь прогнозом, при нынешних темпах закачки газа на сколько газохранилище будет заполнено к началу осенне-зимнего сезона? Сильно ли данные будут отличаться от данных за прошлые годы?

— Сегодня мы воздерживаемся от прогнозов — ситуация довольно неопределенная. Можем сказать, что заполненность на конец июня, составляющая 9,6 тераватт-часа — это хороший показатель. И в целом хранилище наполняется лучше, чем мы ожидали. Ситуацию сейчас никак нельзя оценивать как плохую.

— Какой процент заполненности газохранилища гарантирует Латвии надежное газоснабжение зимой? 

— Тут нет единого ответа. Зимой газ может поставляться потребителям и из газохранилища, и напрямую. Мы знаем что Клайпедский терминал на четвертый квартал года полностью зарезервирован. Это значит, что корабли с СПГ будут приходить в регион и в конце года. Такого раньше никогда не было. Получается, что клиентам в балтийском регионе будет доступна прямая поставка газа независимо от России.

Кроме того, с 1 мая 2022 года латвийская газовая сеть соединилась с газовой сетью Польши. Если у нас образуется дефицит, часть газа можно будет получить напрямую из Польши. Возможности, которые дает инфраструктура, сейчас широкие. И повторю, есть надежда на открытие терминала Палдиски — оттуда газ можно будет получать зимой. Поэтому газа зимой должно хватить.

В среднем в Европе хранилища обеспечивают только 20-30 процентов от общего годового расхода газа. Мы уникальны — у нас настолько большое хранилище, что можем обеспечить весь расход.

Положиться на ветер не получится

— Производители теплоэнергии намерены в течение ближайших лет перейти на щепу, активнее использовать солнечную энергию и энергию ветра. Может ли возникнуть ситуация, когда газ Латвии больше не понадобится? Есть ли у вас какой-то прогноз по потреблению газа на ближайшие годы?

— Конечно, потребление газа снизится. И это правильно в том отношении, что газ надо использовать лишь там, где его другим топливом трудно заместить.

Но если производство теплоэнергии по большей части может перейти на щепу или гранулы, то при производстве электроэнергии невозможно заместить газ другим топливом. Это будет очень неэффективно. Так что в промышленных процессах природный газ трудно заменить чем-то другим.

Думаю, в будущем газ будет использоваться в основном для производства и как источник производства электроэнергии.

Положиться на ветер в производстве электроэнергии не получится — он то дует, то нет. А природный газ — удобное топливо, его можно подать тогда, когда оно нужно.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.