Продолжаем рассказ о детских фильмах, снятых на Рижской киностудии. Как ни странно, к самому концу еe существования таких фильмов стало больше. Даже впервые были сняты две детские картины за один год

В 1986 году журнал «Максла» писал, что Рижская киностудия в области детского кино за один год выполнила норму за несколько лет.

Мальчик, но не с пальчик

«До сих пор не было повода серьезно говорить о латвийском детском кино. Предназначавшиеся для детей произведения не выделялись чем-то особенным. У нас нет ни традиций детского кино, ни узкоспециализированных мастеров. Эта ситуация еще раз подтверждает, что национальное кино не может полноценно развиваться, если в регионе нет по-настоящему сильной прозы», – утверждал кинокритик Агрис Редович.

Поводом же для его радости стали два фильма – и первый из них вообще чемпион. Это не только первый латвийский фильм-сказка, но и первый латвийский фильм, снятый совместно с зарубежными партнерами – чехословацкой киностудией. В общем, это фильм «Спридитис» по пьесе Анны Бригадере, написанной в 1903 году.

Идея экранизации витала на Рижской киностудии несколько лет, но дважды  – в шестидесятых и начале семидесятых годов  – от этой идеи отказывались. Пока она не была предложена Гунару Пиесису, признанному мастеру экранизаций латышской классики. Поначалу Пиесис тоже хотел отказаться, но режиссера увлекла возможность не сдерживать свой темперамент и фантазию. Пиесис говорил: «Если кто-нибудь из нас, режиссеров, почувствует, что мы отяжелели и увязли, нам следует обратиться к детскому кино, испытать себя в сказке, способной восстановить силы, фантазию и радость творчества».

На русском языке фильм называется «Мальчик с пальчик», что совершенно неправильно. Это совсем другой персонаж и совсем другая история. Недаром сама Бригадере предупреждала: «Спридитис – это не не-мецкий Däumling, не русский Мальчик с пальчик, он не брат им, ни родной, ни двоюродный. Не является он также и обобщением образов латышских сказок. Спридитис – латышский мальчик и плод свободной фантазии».

В Чехословакии фильм шел под названием «Сказка о Мальчике».

Выбор Москвы

Согласно сюжету латышский мальчик Спридитис уходит от злой мачехи искать счастья и попадает в замок Матери Ветров. За свою доброту и готовность помочь, за чуткое, отзывчивое сердце он получает в дар волшебную дудочку, палочку и перстень, которые помогают ему победить Черта, задумавшего взять в жены принцессу Златовласку, спастись от Ведьмы и вернуться в родные края.

Начальный этап создания «Спридитиса» проходил трудно – хотя сценарий был утвержден в Москве в сентябре 1983 года, режиссер продолжал над ним работать. И совершенствовал его и в следующем году, хотя в январе фильм уже был включен в планы Рижской киностудии. Тогда же стало известно, что картина будет совместной со студией «Баррандов» из Праги, где еще в 1970 году было создано специализированное детское объединение. Режиссeр и оператор отправились в Чехословакию, главной задачей было найти пригодный для съемок замок в псевдоготическом стиле. Объездили всю страну, нашли в Южной Моравии, в Леднице. Там же решили построить царский дворец и дворцовый парк с хозяйственными постройками на природе, а также зал во дворце. Еще несколько съемочных локаций были найдены в Эстонии, где были сняты внутренние виды ведьминого дома, хозяйского дома, замка Матери Ветров и различные пейзажи.

В Латвии снимали зал Дворца Ветров в Царникаве, ветряную мельницу в Этнографическом музее, рыночную площадь в Риге и виды на море в Бигауньциемсе Тукумского района, где у режиссера была дача.

Часть ролей пришлось отдать чешским коллегам. Роль короля режиссер хотел поручить Эдуарду Павулсу, но тот только озвучил его на латышском. Чешские актеры были довольно известны у себя в стране. Только Мирослава Соучкова (так писали еe фамилию для благозвучия), сыгравшая роль Златовласки, была всего лишь студенткой первого курса Академии художеств в Брно.

Однако и латвийским актерам ролей хватило. В фильме снимались Эльза Радзиня, Астрида Кайриша, Мирдза Мартинсоне, Юрис Стренга. Интересно, что Антру Лиедскалныню в роли ведьмы на русский язык озвучивал сам Георгий Милляр, главный исполнитель ролей Бабы-яги в советском кино.

Как всегда, самой большой проблемой был поиск юных исполнителей. На роль Лиените, подруги главного героя, была выбрана Даце Гасюна, ученица 4-го класса 2-й средней школы Елгавы. Спридитиса выбрали из 400 мальчиков, пришедших по объявлению в газете и на радио. Было отобрано пять кандидатов, но окончательный выбор сделали в Москве, выбрав Роланда Нейландса. Ученика 4-го класса 4 рижской средней школы с английским уклоном. На съемках у него не было проблем общения с иностранными коллегами. А вообще, на съeмочной площадке в Чехословакии были два переводчика.

Пиесису впервые пришлось работать с таким юным актером, и он решил руководствоваться его реакцией – если мальчику ситуация не кажется естественной, то значит надо что-то менять, потому что и зрителям не покажется.

Съемки были закончены в июле 1985 года в Чехословакии, 5 ноября фильм был представлен худсовету киностудии. С тем, чтобы, если надо, внести исправлении перед отправкой фильма в Москву. Претензии возникли только у поэтессы Мары Залите, автора текста песен фильма. Она заявила, что фильм ей не понравился еще во время написания сценария: «Ужасная эклектика, никакого чистого фольклора, эмоционально не захватывающая».

Таинственный буклет

В 1986 году фильм вышел на экраны и получил множество призов. Всесоюзный детский кинофестиваль в Алма-Ате, Международный детский кинофестиваль в Чехословакии, фестивали в Кишинeве, Таллине, Тбилиси. Латышская пресса особо отмечала, что на международном фестивале детского кино в маленьком итальянском городке Джиффони «Спридитис» впервые упоминался как один из трех претендентов на Гранпри, но получил лишь золотую медаль.

Итальянцы интересовались возможностью покупки прав на показ фильма в кинотеатрах и на телевидении, но этим занималась организация «Совэкспортфильм». Которая почему-то выпустила рекламный буклет фильма, указав, что его режиссeром является Николай Гусаров из Украины. Это тем более странно, что «Совэкспортфильм» тогда возглавлял Олег Руднев, бывший глава Госкино Латвии, уж он-то Пиесиса знал.

Следующий успех «Спридитиса»  – главный приз на Международном фестивале детских и юношеских фильмов в Буэнос-Айресе весной 1988 года, а также участие в Софийском фестивале детского кино.

Латышская критика оценила фильм сурово. Журнал «Максла» писал: «В нем слишком много несовершенств, которые, пожалуй, простительны робкому новичку, а не мастеру, профессионалу… Маскарадные костюмы и сомнительно поставленные танцы сближают эту сцену с дешевыми ревю, а прыжки на батуте пусть оценивают специалисты этого вида спорта. …В общем, возникла суматоха, в которой смешались благие намерения режиссера, удачные находки и несколько жемчужин…»

В советском прокате фильм посмотрели 4900000 зрителей. Это не так много, но времена уже были другие, самым известным латышским фильмом стал «Легко ли быть молодым?». В Латвии фильм до сих пор популярен, однако в культурный канон не внесен.

Конец фильмов

Вдохновленный успехом, Гунар Пиесис задумал экранизировать еще одну пьесу-сказку Анны Бригадере – «Майя и Пайя». О чудесных приключениях в подземном царстве двух сестер: доброй, трудолюбивой Майи и ленивой, завистливой Пайи.

Это было настоящим творческим подвигом. Фильм создавался в условиях, когда общественная и политическая жизнь бурлила, однако культурные связи рушились, Рижская киностудия переживала агонию. Фильм хотя и снимался там, но официально выпущен уже объединением «Латвияс кино».

Пиесис рассказывал: «Из 600 кандидатов мы выбрали Элину Силиню [Майю] из Валмиеры и Иеву Савичу [Пайю] из Тукумса. Элине двенадцать лет, но Иева нас обманула: будучи всего десятилетней, она «сыграла» положенный возраст во время кинопроб. Позже, уже во время съемок, она призналась Лилите Озолине, сыгравшей роль мачехи, что с некоторой радостью одурачила всю группу. «Иначе меня бы не взяли!»

А вот главную мужскую роль должен был играть актер из Германии, который так и не приехал. Его заменил работник киностудии Герман Тихонов. Вначале он «одолжил» для съемок только свои ноги, но потом оказалось, что его данные отвечают замыслу режиссера. Снимали на хуторе в 60 километрах от Талси.

Фильм вышел летом 1991 года, когда система кинопроката уже развалилась, в кинотеатрах показывали совсем другое. И его мало кто тогда видел. Как и предчувствовал Гунар Пиесис, эта сказка стала его последней работой в кино. Он умер в 1996 году.

Послесловие

Но это был ещe не самый конец. До конца остались еще два детских фильма, один из которых оказался самым последним фильмом Рижской киностудии.


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.