В новом году продолжаем вспоминать немногие фильмы рижской киностудии, снятые для детей. В начале 70-х годов ожидалось, что таких фильмов будет больше, и они станут лучше. Но на самом деле золотое время детских латышских фильмов подходило к концу.

Страсти на острове

В 1968 году дуэт молодых режиссеров – Янис Стрейч и Эрик Лацис, вдохновленные успехом фильма «Часы капитана Энрико», решили продолжить совместное творчество на ниве детского кинематографа.

На этот раз они выбрали повесть Лаймониса Вацземниекса о первых послевоенных годах в Латвии. Она была переведена на русский язык как «Ливсальские мальчишки», однако фильм в русском переводе назывался «Мальчишки острова Ливов». В фильме это остров на реке Даугаве, где идет острая социальная борьба между юными пионерами и представителями отжившего, как тогда считали, класса сельских богатеев.

Режиссеры говорили: «Мы хотим снять увлекательный детский фильм. Жизнь послевоенных лет – благодарный материал для этого. Мы в то время сами были подростками, пережили все, что связано со становлением новых общественных отношений. За новую жизнь боролись не только взрослые. Формировались и взаимоотношения между детьми, на которых влияли родители. Они есть и сегодня, это зависит от социальных условий общества, но в послевоенные годы особенно обострились. Мы очень увлечены этой темой. Можем ли мы показать это так, как захотим, время покажет...»

Литературный первоисточник был значительно переделан. На самом деле никакой Ливсалы в Латвии нет. Под этим названием писатель изобразил Кундзиньсалу – рижскую окраину, где прошло его детство. Однако авторы фильма перенесли действие в глухую латвийскую глубинку, на настоящий остров. Очевидно, им нужно было показать, что всe происходит в замкнутом пространстве. Также был придуман эпизод с паровой молотилкой, которую пионеры национализировали, а кулаки этого им не простили.

Идут съемки

Фильм снимался в Дундаге, где в октябре 1969 года прошла премьера для местных жителей.

В картине присутствуют не только идеологические моменты – вроде того, что местные пионеры боятся носить красные галстуки, а главный герой – шестиклассник Мартиньш Пуполс – все равно носит. Есть также стрельба, погоня, драки, разоблачение скрытых врагов и так далее.

В главной роли снялся Юрис Бружикс, ученик 9-го класса Кокнесской средней школы. В ролях остальных пионеров – школьники из Риги. Разногласия между соавторами возникли по поводу актера на роль учителя Земитиса, основного проводника идей новой власти в фильме. Стрейч хотел, чтобы тот выглядел совсем юным, но Лацис видел в этой роли актера другого типа – настоящего бойца, бывшего фронтовика. Лацис победил и взяли актера Юриса Плявиньша. Это была его первая роль, и она вызвала одобрение критиков: «Актер Ю. Плявиньш ведет свою роль на одном дыхании. В глазах его героя светятся ум и воля убежденного коммуниста. Его взрывы ненависти к классовым врагам психологически оправданы», – писала «Ригас Балсс».

Интересной идеей было приглашение в фильм двух близнецов – знаменитых хоровых дирижeров братьев Кокарсов. Они сыграли двух тоже близнецов, но бандитов.

Печать нереальности

Однако в целом пресса отнеслась к фильму критически. Та же «РБ» указывала на «рыхлость сюжета, недостаточный внутренний динамизм повествования».

Кинокритик Майя Аугсткална в журнале «Максла» писала, что еe беспокоит «усиление элементов театральности в творческом почерке режиссера… То, что в предыдущем фильме казалось лишь негативным акцентом, здесь уже стало нормой... Драматическая жизненная ситуация приобретает печать нереальности, которую невозможно замаскировать ни молниеносными драками, ни яркими вспышками гнева, ни точно изображенным окружением».

Довольно суровой была критика в журнале «Карогс», органе Союза писателей Латвии: «В фильме авторы попытались придать своим героям и классовый колорит, и психологический оттенок, но  – недостаточно. Элемент авантюризма преобладал над моментом социально-психологического исследования. Однако настоящего приключенческого фильма тоже нет. Есть серия быстро мелькающих кадров, «видимых кусочков» без более глубокой связи. В фильме можно найти немало привлекательных компонентов (музыка Р. Паулса, операторская работа З. Витолса). Однако подъема выше нет».

Также отмечали схематизм противопоставления положительных и отрицательных героев, неудачный выбор актеров, хотя юного исполнителя главной роли все хвалили. Возможно, дело было в том, что молодые режиссеры не верили в то, о чем снимали картину. Во всяком случае, Янис Стрейч.

В 2016 году в интервью российской газете режиссер рассказывал страшные вещи о том времени, когда, собственно, и происходят события фильма: «После войны на кострах жгли чуждую литературу из школьных библиотек. Полуграмотные политруки и председатели сельсоветов бросали в костры прислужников империализма  – Джека Лондона, Чарлза Диккенса, русского графа Толстого и белогвардейца Достоевского… Моего деда уничтожили «во глубине сибирских руд». Мою первую учительницу оторвали от четырех детей и отправили в Сибирь. Я вырос вместе с ее детьми у моей тети. В конце концов, мою маму в сорок седьмом угробил главврач города Даугавпилса, который на самом деле до войны был электриком. Партия поставила его на эту должность…»

В советском прокате картину «Мальчишки с острова Ливов» посмотрели 5 миллионов зрителей. Это больше, чем население Латвийской ССР, но по советским меркам довольно мало. Сейчас, когда по государственному телевидению по праздникам идут латвийские советские фильмы, эту картину почему-то не показывают. После нее тандем режиссeров распался. Лацис и Стрейч еще снимали детские фильмы, но каждый по отдельности.

Слово пацана

В это же время автор первого латвийского детского фильма Ада Неретниеце работала над вторым. За несколько лет до этого, в 1965 году, в рижском Театре юного зрителя с большим успехом прошел спектакль «Республика Вороньей улицы», и даже был удостоен Госпремии Латвийской ССР. А также экранизирован телевидением.

В начале прошлого века рижский район Гризинькалнс представлял собою рабочую окраину, на месте парка были песчаные холмы. Именно там среди нынешних улиц Варну, Красотаю, Пернавас, Звайгжню, Лауку сформировалась особая городская субкультура – так называемые «пашпуйки», то есть пацаны. В 1900 году в этом районе родился Янис Грикис – будущий писатель, который не только воспел свою малую родину в книге «Республика Вороньей улицы», но и взял псевдоним Янис Гризиньш.

В книге, довольно лихо и даже жестко написанной, ребята с Вороньей улицы дерутся, презирают полицию, нарушают закон, говорят на жаргоне, который современному читателю не понятен. И, конечно, сочувствуют революционерам, дело происходит вскоре после 1905 года. «Республиканцы» во главе с Лурихом противостоят «Империи Тулиана»  – детям лавочников, с соседней улицы Лауку. Случайно в руках «республиканцев» оказался саквояж, отданный им на сохранение незнакомцем, уходившим от погони. В нeм ребята нашли красный флаг, листовки и тяжeлый железный ящик, закрытый на ключ. Об этом узнала полиция…

Судьба Яниса Гризиньша сложилась трагически. Одаренный юноша сумел, работая слесарем на фабрике, изучить юрис пруденцию. В 1926 году он с отличием окончил Латвийский университет и получил командировку в Париж, чтобы готовиться в Сорбонне к защите степени доктора юридических наук. Там он написал и продолжение «Республики Вороньей улицы»  – «Профсоюзная дивизия Сены». Но закончить книгу не успел. В возрасте тридцати лет писатель заболел, в 1929 году был помещен в психиатрическую клинику в Париже, в 1931 году его перевели в Ригу, где 27 июня 1941 года он умер.

По советской версии его убили фашисты из команды Арайса, по нынешней – чекисты. Не менее загадочна история его книги. В нынешнем виде она появилась в 1947 году, и сейчас есть версия, что она была кем-то отредактирована, с целью показать героев более коммунистически настроенными. Что все они – будущие красные латышские стрелки, один даже охранял Ленина. Но поскольку черновиков нет, правду установить невозможно.

Сгорели карусели

Летом 1970 года Ада Неретниеце завершила подбор исполнителей из более трех тысяч школьников. На главную роль Луриха был выбран 12-летний Андрис Лиелайс. «По совету тeтки я пошeл на киностудию», – вспоминал он. Его соратников, а также врагов сыграли рижские школьники. Во взрослых ролях – Велта Лине, Эльза Радзиня, Юрис Леяскалнс, Эвалд Валтерс.

Художник фильма Герберт Ликумс помнил Гризинькалнс таким, каким он был в 1907 году. Песчаные дюны нашли в Вентспилсе. Основное действие развернулось на той самой улице Варну, на перекрестке улиц Красотаю и Артилерияс, в районе церкви Св. Павла. По улице запустили старинный трамвай, образец которого нашли в музее трамвайно-троллейбусного управления. В Вентспилсе же была устроена карусель. Однажды во время съемок подул сильный ветер, прожекторы перевернулись и карусель загорелась…

Премьера фильма состоялась в июле 1971 года в кинотеатре «Пиониерис». Критика отмечала, что исполнители детских ролей подобраны удачно, и это позволяет создать в картине живую атмосферу действия. «Маленькие актеры органично действуют в обстоятельствах, предлагаемых сюжетом».

Но были и критические замечания. «Юные герои подобраны умело, действуют они перед камерой свободно. Но авторы терпят поражение там, где они, как бы не доверяя писателю, решают более лобово и «открыто» показать социальные коллизии того времени. Во многих сценах фильма дети не по возрасту осмысленно включаются в политическую борьбу. В таких сценах картина приобретает тяжеловесность, становится надуманной, теряет художественную целостность», – писал журнал «Максла».

Основной же претензией было то, что фильм довольно далек от духа знакомой с детства книги. В нем нет ни романтики повести Гризиньша, ни еe особой интонации. Но не могло же советское детское кино романтизировать малолетних хулиганов!

В советском прокате «Республику Вороньей улицы» посмотрели 6 миллионов 200 тысяч зрителей, но это на русском языке. Сколько посмотрели на латышском – неизвестно, но для многих фильм остаeтся ярким воспоминанием детства.

Из юных актеров картины, конечно, самый известный – Андрис Лиелайс. В 1980 году поступил во ВГИК, учился у Евгения Матвеева. На Рижской киностудии снимался мало, переехал в Москву, стал штатным артистом киностудии им. Горького, получил российское гражданство. У него 68 киноролей, последняя – агент НКВД в сериале «СМЕРШ» – датируется 2022 годом. Но актер больше памятен телезрителям скандалами в эфире российских ток-шоу. В том же 2022-м Лиелайс вернулся в Латвию, участвовал в выборах в Сейм, но неудачно.

Послесловие

Вот такими были самые знаменитые детские фильмы Рижской киностудии, в чем-то похожие, но известные на всю страну. Они до сих пор обсуждаются в Интернете. Дальше всe пошло по нисходящей и даже не знаем, стоит ли об этом вспоминать. Ждeм вашего мнения.

 

 


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.