Каждый, кто получал отказ Государственной врачебной комиссии экспертизы здоровья и трудоспособности (VDEĀVK) в присуждении инвалидности или получил более «легкую» группу, знает, насколько сложно это принять. Более легкая группа означает, что пособие по инвалидности будет меньше, меньше будет и льгот. До 2025 года можно было уже через три месяца запросить пересмотр группы или донести в Инвалидную комиссию нужный документ, то теперь придется подождать шесть месяцев. Поэтому важно не допустить ошибок в оформлении документов на инвалидность.
«А где ваша подпись?»
Компания Santas Survilas konsultāciju birojs специализируется как на подготовке документов во VDEĀVK, так и на обжаловании решений Инвалидной комиссии. Владелица этой компании, юрист Санта Сурвила рассказала, что порой сами люди виноваты в том, что VDEĀVK отказывает им в инвалидности.
– Одна из самых частых ошибок, это составление заявления на группы инвалидности на русском языке. Заявление на русском языке VDEĀVK даже рассматривать не будет, – рассказала наша собеседница. – Кроме того, человек может забыть поставить свою подпись на заявлении или указать дату. Но эти ошибки – мелкие, и обычно, если работники VDEĀVK их замечают, то связываются с человеком и просят исправить недочет, чтобы они имели право рассмотреть заявление. Но когда-нибудь может случиться и так, что отсутствие подписи приведет к отказу рассматривать заявление, – рассказала наша собеседница. – Кроме того, согласно поправкам к Закону об инвалидности, с 2025 года процесс освидетельствования инвалидности начинается только после получения Инвалидной комиссией всех документов, предусмотренных законодательством. Без этого процесс рассмотрения документов начат не будет.
Чтобы начать процесс экспертизы инвалидности, человек должен представить следующие документы:
- заявление лица о проведении экспертизы;
- направление на Инвалидную комиссию от семейного врача или лечащего врача (форма 088/u).
Если экспертиза инвалидности требуется в связи с профессиональным заболеванием, то должна быть предоставлена справка о профессиональном заболевании, выданная Центром профессиональной и радиационной медицины Клинической университетской больницы им. Паула Страдыня.
В группе отказать!
– Инвалидная комиссия отказывает в запрашиваемой группе инвалидности из-за того, что сам человек не рассказал семейному врачу обо всех нюансах своего здоровья, например, посчитал их несущественными, – продолжает наша собеседница. – Например, люди забывают указать свои профзаболевания или не говорят о хронических болезнях, или болезнях, полученных давным-давно. Человек к этим проблемам привык и думает, что они никак не коррелируют с тем заболеванием, из-за которого он хочет получить инвалидность. Условно говоря, человек получает травму спины и претендует на группу инвалидности. Но он не говорит врачу о своих головокружениях, приступах астмы, острых мигренях и т. д.
В большинстве случаев у человека, который претендует на инвалидность, несколько диагнозов. Но он почему-то уделяет внимание только последнему или самому тяжелому, забывая указать все остальные или их влияние на свою жизнь.
«Да я все могу!»
– Какие еще ошибки допускает сам человек?
– Он ошибочно заполняет анкету самооценки, в которой описаны разные действия, которые человек ежедневно делает. В анкете надо написать, как он с этим справляется: легко, с трудом, с очень большим трудом или вообще не может самостоятельно умыться, одеться, приготовить еду, – продолжает наша собеседница. – Также надо указать, может ли человек сам совершить действие или ему нужна посторонняя помощь. Так вот, я заметила, что люди часто заполняют эту анкету из соображения, как они себя чувствовали и что делали в «лучший день». Например, обычно человек не может самостоятельно умыться, но неделю назад чувствовал себя хорошо и вдруг сделал это. И человек пишет, что он самостоятельно проводит гигиенические процедуры. Или человек знает, что здоровье позволяет ему сделать бутерброд, поэтому пишет, что способен сам приготовить себе еду. Но, по сути, это не так!
Пожилые люди не хотят, чтобы их считали немощными, поэтому вместо того, чтобы написать, что какое-то действие они могут совершить только с посторонней помощью или с очень большими трудностями, пишут, что делают его «просто с трудностями». Например, человек пишет, что ему сложно самостоятельно поесть, а на самом деле он даже ложку до рта донести не может (то есть ему не сложно самому поесть, а он не может этого в принципе сделать). Но если обо всем этом умолчать, то у работников VDEĀVK сложится неверная картина о способностях человека, который запрашивает инвалидность. И он получит отказ или легкую группу. Поймите: в анкете самооценки не зря написаны фразы «делаю с трудом», «делаю с очень большим трудом» и «вообще не могу сделать». Каждая из них влияет на будущую группу инвалидности!
– А разве врачи по диагнозу человека не могут понять, что он может делать, а что – нет?
– В том-то и дело, что один и тот же диагноз дает разную степень функциональных нарушений. И если человек неправильно заполнит анкету самооценки, у работников VDEĀVK не будет возможности понять, как на человека повлияла его болезнь. Они обязаны ориентироваться на то, что сам человек написал.
Семейный врач, будь внимателен!
– На ком, кроме самого пациента, тоже лежит ответственность за отказ VDEĀVK давать инвалидность?
– Я считаю, что большая ответственность лежит на семейном враче пациента. Семейный врач заполняет документ, на который ориентируется VDEĀVK при вынесении решения. Но если врач торопится или относится к делу спустя рукава, он заполняет бланк без указания деталей, не перечисляя симптомы всех болезней пациента, а не только той, из-за которой запрашивают инвалидность. А самая частая ошибка семейного врача заключается в том, что врач не пишет, как все эти симптомы влияют на пациента, что он может делать, а что – нет.
Но не всегда семейный врач виноват в том, что он указал не все нюансы. Иногда сам пациент не считает нужным рассказать обо всех своих проблемах со здоровьем или объяснить, как они влияют на его жизнь. Очень важно четко донести до семейного врача, что человек из-за болезни делать не может и почему.
Нужен психиатр!
По словам нашей собеседницы, очень многие латвийцы пытаются получить группу инвалидности в связи с психическим диагнозом. В этом случае важно, чтобы справка от психиатра была составлена корректно.
– Если психиатр понимает, что за пациентом нужен уход, то он должен написать не только его диагноз, но и указать необходимость ухода. А также врач должен указать, сколько часов в день надо ухаживать за пациентом, может ли пациент обходиться без круглосуточного надзора и т. д. От этого зависит, какую группу инвалидности ему дадут, – говорит Санта Сурвила. – Я видела одну справку, составленную психиатром для VDEĀVK. Там были описаны нарушения в здоровье пациента, был указан его диагноз, но отсутствовала информация о том, что пациент может и не может делать самостоятельно, и какого уровня уход за ним необходим. Эта справка была составлена таким образом, что тот, кто ее читал, мог прийти к выводу, что с человеком по большому счету все в порядке. А на самом деле это было не так.
Запрос информации
– Кстати, сами врачи VDEĀVK говорят, что очень часто медики составляют справки формально, и эти бумаги не дают представления о пациенте, – продолжает наша собеседница.
– Но Закон об инвалидности предусматривает, что VDEĀVK может запросить информацию, если комиссии что-то не ясно!
– Да, у сотрудников комиссии есть это право, но они редко им пользуются. Я помню только один случай, когда сотрудники VDEĀVK во время первого разбирательства дела предложили человеку повторно заполнить анкету по самооценке. После этого он получил группу инвалидности.
– А в каких случаях сотрудники VDEĀVK обязаны запросить информацию у пациента?
– В случае отсутствия основных документов, о которых я рассказала в самом начале.
«Дайте мне группу!»
– А вот если в самих документах отсутствует важная информация о здоровье человека, то комиссия не даст об этом знать, – продолжает наша собеседница. – У меня была клиентка с множеством проблем со здоровьем, она прошла много обследований, которые это показывали. Клиентка претендовала на третью группу инвалидности, но комиссия отказала, после этого женщина обратилась ко мне. Я прочла ее документы и обратила внимание, что в них указана лишь часть ее проблем со здоровьем, а в заключении семейного врача не была видна взаимосвязь между диагнозами пациентки и ее функциональными нарушения. После того, как все ошибки были исправлены, женщина вновь подала документы на определение инвалидности и получила группу.
А вот вам фотография!
– Может ли случиться так, что пациент перечислил семейному врачу все свои проблемы со здоровьем, врач тщательно оформил справку, но человек все равно получил отказ в группе инвалидности?
– Конечно, именно так и произошло с другой моей клиенткой, у которой был диагностирован артроз суставов. Пальцы ее рук были вывернуты, из-за этого она почти ничего не могла делать, даже кружку в руках не могла удержать. Но диагноз «артроз суставов» не мог дать ясного представления о функциональных нарушениях моей клиентки, поэтому она получила отказ в группе. После того, как мы прислали во VDEĀVK фотографии рук моей клиентки, женщина получила инвалидность. Сотрудники VDEĀVK поняли, что функциональные нарушения моей клиентки действительно «тянут» на инвалидность.
Вас вызывает VDEĀVK !
– Как лучше для человека: чтобы его вызвали во VDEĀVK или чтобы его заявление на инвалидность оценили заочно?
– Я считаю, что присутствие человека на заседании комиссии иногда дает бОльший эффект, чем список его диагнозов. И практика показывает, что когда сотрудники VDEĀVK видят человека, то чаще дают ему ту группу, которую он запрашивает.
– Есть ли у человека право настаивать, чтобы его вызвали на заседание комиссии?
– Нет, он может выразить свое желание присутствовать, но ему имеют право отказать в этом.
Срок справки
– Какие еще ошибки допускают люди, когда запрашивают группу инвалидности?
– Они часто забывают проверить срок справок о пройденном обследовании, заключении врача и т. д. Чтобы Инвалидная комиссия приняла справку к рассмотрению, она не должна быть старше двух месяцев, и вот с этим возникают проблемы. За государственный счет попасть к врачу-специалисту или на обследование в течение двух месяцев задача трудновыполнимая.
Конечно, можно пойти к врачам за собственный счет, тогда тебя примут хоть завтра. Но у людей, претендующих на группу инвалидности, каждый цент на счету. Так почему они должны тратить их на обследования, которые совсем недавно проходили? Что за бюрократия!
Более тяжелая группа
– А по какой причине человеку отказывают в присвоении более тяжелой группы инвалидности?
– Такое бывает, если врач не указал, что нарушения здоровья его пациента являются долгосрочными, а также не написал, какие болезни являются хроническими, что может поддаваться лечению, а что не может. Значит, сотрудники VDEĀVK могут решить, что проблема человека, который запрашивает более тяжелую группу инвалидности – проходящая. Если у человека есть возможность восстановить здоровье, значит, он не может рассчитывать на тяжелую группу инвалидности.
– Что же делать?
– Семейный врач должен написать, что пациенту были проведены такие-то обследования, которые показали, что его функциональные нарушения не пройдут в течение определенного времени или вообще никогда.
Кроме того, врач может указать, что обследования трехлетней давности отличаются от недавних обследований и это говорит о том, что болезнь пациента прогрессирует. Поэтому ему надо дать вторую или первую группу инвалидности.
А если человек провел время в больнице и там ему делали обследования, то обязательно надо показать семейному врачу выписку из стационара, а также прислать ее во VDEĀVK.
VDEĀVK ошибся!
– А по каким причинам сама комиссия может совершить ошибку и не дать человеку инвалидность?
– Судя по делам моих клиентов, Инвалидная комиссия рассматривала документы очень формально, не углубляясь и не стараясь найти взаимосвязь между диагнозом, обследованиями и функциональными нарушениями. Другими словами, работники VDEĀVK, только исходя из диагноза, приходят к выводу, что человек может делать, а что – нет. Это неправильно, так как при одном и том же диагнозе у разных людей функциональные нарушения могут быть более ярко или менее ярко выражены.
Надо не анализировать медицинские проблемы человека, а смотреть на то, насколько тяжелы индивидуальные функциональные нарушения и насколько они ограничивают активность человека и его работоспособность.
Как быть и что делать?
– Что должен сделать человек, если ему отказали в группе?
– Ничего он не может сделать, только оспорить решение комиссии. Дело в том, что если комиссия приняла документы на рассмотрение и рассмотрела их, значит, сочла, что всего хватает. Поэтому у пациента уже нет возможности «донести» еще какой-то медицинский документ, попросить семейного врача подкорректировать свое заключение, написать о еще каких-то болезнях или проблемах в жизни из-за здоровья.
Надо понимать: даже когда будет процесс оспаривания решения VDEĀVK, комиссия все равно будет оценивать тот же самый пакет документов, что и раньше, и те же самые слова врача.
– Неужели ничего нельзя сделать?
– Единственное, что можно сделать – это в заявлении об оспаривании решения указать, как те или иные нарушения здоровья влияют на жизнь.
Когда клиенты приходят ко мне, я начинаю с того, что пытаюсь понять, что человеку мешает нормально жить и работать. И только потом смотрю на его документы и пытаюсь найти взаимосвязь между тем, что в них указано, и тем, что я услышала от клиента. Если человек говорит, что у него каждый день кружится голова, и он даже не способен дойти до работы (не говоря уже о том, чтобы работать,) я пытаюсь найти в его документах подтверждения его слов. Это надо сделать, чтобы понять, на чем делать акцент.
Не чаще, чем раз в полгода
– Как часто можно заново прислать пакет документов и пересмотреть уже назначенную группу инвалидности?
– С этого года просить пересмотреть группу можно не чаще, чем раз в шесть месяцев. Это значит, что только через шесть месяцев можно снова предоставить комиссии весь пакет документов. А вот оспорить группу инвалидности можно только в течение одного месяца после ее присуждения.
– А есть ли исключения из этого правила?
– Да. Если с инвалидом случился несчастный случай, то он должен обратиться к семейному врачу. Возможно, в качестве исключения пациенту разрешат раньше, чем через шесть месяцев, запросить новую группу. Например, пациент два месяца назад получил третью группу инвалидности. Но неделю назад он попал в очень серьезную аварию и теперь имеет право на первую группу инвалидности.
Также к этому относятся случаи, если нарушение здоровья является тяжелым и имеет неблагоприятный прогноз, или если у человека появились устойчивые функциональные ограничения. В этом случае оценка инвалидности или нетрудоспособности может быть проведена раньше – до истечения шестимесячного срока.
– Как часто вы добиваетесь пересмотра группы в сторону повышения для ваших клиентов?
– Из десяти человек только четверым удается пересмотреть группу.
– Правда ли, что сейчас латвийцы чаще сталкиваются с отказами в присвоении им инвалидности?
– Да, людям стали чаще отказывать, так как сотрудники VDEĀVK, возможно, экономят государственный бюджет.
Ольга ВАХТИНА