Недавно в администрации Латвийской почты заявили, что готовы пересмотреть скандальный план реорганизации почтовых отделений. О том, какие отделения сохранят, а какие все-таки закроют, будет известно к концу апреля. Тем временем исследования ученых показывают, что пожилые люди в регионах нуждаются в почте, поскольку не владеют цифровыми навыками.

«Пользуйтесь услугами в Интернете!»

Напомним, что согласно первоначальному плану Латвийской почты в течение 2024 года предполагалось закрыть 105 почтовых отделений из 176 имеющихся. Жителям предлагали привыкать к новому порядку. Например, если раньше вы оплачивали счета в почтовом отделении, то теперь делайте это в интернет-банке.

Вот тут и проявилась в полной мере слепота власть имущих. После пандемии коронавируса в Латвии началась повальная цифровизация государственных и муниципальных услуг. «Зачем ходить на почту, в самоуправление, в пункт обслуживания клиентов? Делайте все в Интернете!» – твердят нам.

Проблема в том, что четверть жителей Латвии – это пенсионеры. Далеко не все они вообще пользуются Интернетом. Выходит, что власти и учреждения полностью списывают их со счетов.

Проблема государственного масштаба

Этот вопрос на прошлой неделе дошел до обсуждения на подкомиссии Сейма по уменьшению неравенства.

Исследователь Латвийского университета Илзе Милейко рассказала депутатам, что примерно 40% жителей страны в возрасте 65 лет и старше все-таки умеют пользоваться Интернетом. Но большая часть делает это на примитивном уровне, что мешает полноценно пользоваться цифровыми услугами. К тому же у многих пенсионеров нет смартфонов или компьютеров, а часть из них проживает в регионах, где отсутствует интернет-покрытие.

Проблема доступности услуг для этих людей грозит приобрести государственный масштаб.

У них и холодильника-то нет…

– Во время исследования мы сфокусировались на пожилых людях, проживающих отдельно, – рассказала на заседании подкомиссии Сейма исследователь Латвийского университета Илзе Милейко. – Такие старики должны оплачивать счета, записываться к врачу, получать другие услуги в Интернете. Но у них рядом нет детей или внуков, которые могли бы оперативно помочь. Пожилые просят о помощи соседей, родственников, социальных работников. Таким образом увеличиваются риски мошенничества.

Еще одна проблема заключается в  том, что для 90% пожилых людей главный доход – пенсия. Примерный средний размер латвийской пенсии все мы знаем. Хорошо, если двое сениоров живут вместе, общий доход позволяет им худо-бедно выжить. А вот показатели бедности у одиноких пенсионеров очень высоки – 46,7%, а среди женщин еще выше – 49%. Что это значит? По мнению ученой, сегодня одинокий пенсионер зачастую экономит и просто не может купить себе смартфон или компьютер.

– Мы знаем, что у некоторых сениоров нет даже холодильника, радио, телевизора – о каком компьютере и Интернете идет речь? – риторически спрашивает Милейко. – Люди не могут обеспечить свои насущные потребности.

До банка и обратно – за два дня?

В ходе своего исследования Милейко обнаружила, что проблема получения услуг для жителей регионов усугубляется. Банки и почта закрывают свои отделения в маленьких населенных пунктах, переходят в более крупные.

– А теперь представьте себе населенный пункт, где довольно плохое транспортное сообщение, – предлагает ученая – Пожилому человеку, чтобы оплатить коммунальные счета, приходится подстраиваться под расписание транспорта, выделять немало времени на дорогу туда и обратно. Бывает, что транспорт ходит так, что в банк не попасть, потому что автобус доезжает до города вечером, а уезжает рано утром, когда банк еще не работает! Абсурд? Абсурд! А это реальный пример, между прочим. В ходе исследования мы познакомились с женщиной из глубинки, которой требуется два дня, чтобы оплатить счета.

Почтальон и продукты приносит, и в морг отправляет

В этом контексте Латвийская почта долго оставалась лояльной к тем латвийцам, которые не пользуются Интернетом. Почтовые отделения заменяли жителям и магазин, и банк, и Интернет.

– Сельские почтальоны – это больше, чем люди, которые приносят вам почту и пенсию, – подтверждает Милейко. – Часто они выполняют социальную функцию, доставляют лекарства пожилому, отправляются для него в магазин. Конечно, это не входит в рабочие обязанности почтальона, но в маленьких общинах имеет чрезвычайно важное значение. А иногда бывает, что почтальоны, принося пенсию, находят уже мумифицированное тело своего клиента. Потому что почтальон – последний, с кем виделся и общался несчастный умерший несколько недель назад.

Ликвидация маленьких почтовых отделений будет настоящей катастрофой для немалой части латвийского населения, считает исследователь Латвийского университета:

– Я предлагаю посмотреть на почтовые отделения шире, передав им часть функций государственных учреждений, чтобы почта могла оказывать жителям регионов гибридные услуги. Например, в Эстонии в маленьких населенных пунктах в почтовых отделениях даже сдают в аренду инструменты тем, кому необходимо.

«Обещаем тщательно все продумать!»

Лигита Ауструпе, и. о. госсекретаря Министерства сообщения, пояснила, что Латвийская почта неизбежно будет сокращать расходы.

– Мы видим необходимость оптимизации почтовых отделений, но не ликвидации почтовых услуг, – пояснила Ауструпе. – Пока думаем, как это обеспечить, учитывая условия в каждом населенном пункте. Наша задача – найти оптимальный вариант сокращения расходов и сохранения услуг для людей.

По словам Л. Ауструпе, есть вероятность, что почтовые отделения могут преобразовать, превратив в некое муниципальное учреждение:

– Социальная функция почты очень важна, но эта социальная функция должна быть оплачена, то есть почте нужно финансирование. 

«Начните говорить с людьми!»

Как один из возможных сценариев рассматривается открытие в регионах единых Центров обслуживания клиентов.

– Только не тешьте себя этими центрами по обслуживанию клиентов, – возражает Айно Салминьш, советник по вопросам народного хозяйства Латвийского союза самоуправлений. – Пожилым людям в первую очередь нужно общение. В местной библиотеке им могут оказать помощь с тем, чтобы создать электронную почту, ввести пароль для оплаты счетов и так далее. Но людям в возрасте за 80 в первую очередь надо поговорить. После закрытия школ молодежь разъехалась, старики умирают, оставшиеся чувствуют себя брошенными.

При этом Салминьш уверен, что проблему с закрытием и реорганизацией почтовых отделений можно решить менее болезненно для жителей регионов. Для этого следует более открыто обращаться к людям:

– Предложите им новую версию обслуживания на испытательный срок, например, на два-три месяца. Толковое новшество прижилось бы у населения, так начните с людьми диалог.

«Да что же вы все о деньгах?»

Что касается исследования о недоступности цифровых услуг для людей старшего возраста, то оно лишь показало то, что давно очевидно и для жителей, и для властей.

– С учетом недоступности Интернета именно почта остается местом социализации пожилых людей, живущих в сельской местности, – эмоционально подчеркнула представитель Латвийской федерации пенсионеров Айя Лейтане. – Иногда мы только от почтальона узнаем, что кому-то из стариков на хуторе стало плохо, что к нему нужно приехать. Ведь у отдельных сельских жителей нет даже телефона.

Латвийская федерация пенсионеров выступает резко против того, чтобы вопрос с реорганизацией почтовых отделений решался в ультимативном порядке – мол, с 1 апреля почта в вашем поселке просто закрывается.

– Почему мы рассматриваем вопрос только с точки зрения финансов? – спрашивает Лейтане. – Нельзя все мерить на деньги, в государстве должно существовать такое понятие, как забота о людях, на которой не зарабатывают. Вы так не считаете?

Депутаты с такой постановкой вопроса согласились. Однако твердых обещаний жителям регионов все-таки не дают. Так что окончательный план по реорганизации почтовых отделений мы узнаем в апреле от администрации самой Латвийской почты.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.