Рижанка Наталья, оказавшись в сложной жизненной ситуации, сначала организовала собственную фирму по автоперевозкам, а затем освоила профессию водителя-дальнобойщика. Хотя считается, что не женское это дело – управлять многотонным грузовиком, Наталья уверена, что может дать фору многим мужчинам...

«Жизнь подтолкнула!»

Первое образование у Натальи традиционно женское, она художник-модельер. Но жизнь ее заставила освоить и мужскую специальность.

– Я родом из России, вышла замуж за латвийца, переехала жить в Латвию. Вначале я работала по профессии в собственной швейной мастерской, у меня было много клиентов, дело процветало. Но когда в начале двухтысячных многие мои клиенты разъехались за границу, мне пришлось начать работать простой швеей. Это меня не устраивало, так как не давало тот заработок, к которому я привыкла.

Финансовые трудности усугубил развод с мужем. Я осталась одна с сыном мужа от первого брака и нашей общей новорожденной дочкой. Мне нужны были средства на содержание детей и на оплату аренды квартиры, в которой мы жили. Как я уже сказала, мой бизнес не давал мне возможность покрывать все расходы, поэтому я поняла, что срочно надо придумать новый вид деятельности.

Наша собеседница рассказала, что одним из клиентов ее швейно-модельной мастерской был рижский миллионер, владелец фирмы по автоперевозкам. Он так много и часто рассказывал ей о своем деле, что постепенно Наталья стала понимать, как работает этот бизнес. Поэтому она решила... тоже заняться грузоперевозками.

Главное – это водитель!

– Я пошла учиться, получила сертификат и лицензию на международные автоперевозки. Затем потратила свои накопления на покупку сцепки (тягача и полуприцепа) и по рекомендации наняла на работу хорошего водителя, – вспоминает Наталья. – Прошло полгода, но доходы от моей новой деятельности все еще не радовали, так как не могли покрыть нужды семьи. Мне приходилось одновременно и фирмой руководить, и за швейной машинкой сидеть.

В какой-то момент мой водитель сказал, что с одной грузовой машиной я бизнес не построю, чтобы раскрутиться, нужно иметь хотя бы две машины.

По словам нашей собеседницы, вопрос, где взять средства на вторую машину, был решен достаточно быстро, а вот проблема поиска высококлассного водителя требовала времени.

– Когда я только начинала бизнес, меня предупредили, что самое главное в моем новом деле – это водитель. Найду хороших водителей – фирма будет процветать, не найду, ничего не получится. Как я уже сказала, первого водителя мне рекомендовали, но где найти второго такого же, я не знала. Поэтому я приняла решение самой выучиться на дальнобойщика, чтобы самостоятельно водить машины. Мой сотрудник-водитель поддержал меня в этом и обещал научить всему, что знает.

– Но почему именно водитель – ключевое звено в бизнесе по грузоперевозкам?

– Хороший водитель бережно относится к технике, просчитывает маршрут, знает, как обращаться с документами, умеет рассчитывать время и многое другое. Знаете, я считаю, что называть таких работников водителями-дальнобойщиками, это отчасти унизительно. По мнению общества, представители этой профессии – недалекие люди, которые ни на что другое не способны, кроме как сидеть за баранкой фуры. На самом деле водитель, который совершает международные рейсы, это профессионал высочайшего уровня, который за свой опыт заплатил и временем, и средствами.

Нелегкая жизнь

Наталья рассказала, что водительские права категории СЕ она получила в автошколе «Фортуна». И хотя уровень преподавания теоретической части наша собеседница оценивает негативно, но вот занятия по вождению грузовой машины (ее учителем был известный инструктор Игорь Долгов) дали ей такой опыт, что сразу по окончании обучения она без страха села за руль и отправилась в самостоятельный рейс.

– К моменту начала учебы у меня не было опыта вождения грузовой машины, но был опыт грузоперевозок. Очутившись за партой, я не могла понять, почему преподаватели не дают своим ученикам практическую информацию о предстоящей работе, – говорит Наталья. – С высоты сегодняшнего опыта скажу так: если бы я владела латышским языком на должном уровне, то могла бы сама читать лекции и давать живые примеры.

Выпустившись из автошколы и получив права, как правило, дальнобойщики не могут отправиться в самостоятельный рейс, так как многого не знают. А надо учить их так, чтобы на выходе получать водителя, способного сразу отправиться в международный рейс, говорит Наталья.

По словам собеседницы, ее жизнь во время учебы сложно было назвать легкой.

– Утром я «работала» мамой – развозила детей в школу и садик, днем зарабатывала деньги, после обеда вновь возвращалась к обязанностям мамы и по вечерам и до ночи занималась учебой. Я понимала, что мне надо очень хорошо учиться, так как на дороге мне некому будет помочь. В общей сложности обучение на дальнобойщика заняло полгода.

«Они хихикали надо мной!»

Наша собеседница признается, что была единственной женщиной на курсах, поэтому другие ученики – мужчины – поначалу отнеслись к ней с недоверием и даже хихикали, встречая ее в аудитории.

– Вы бы знали, сколько раз я слышала снисходительное: «Ты же женщина? Зачем тебе учиться на дальнобойщика? Тебе надо дома сидеть», – говорит Наталья. – Но у меня был заготовлен ответ, который всех любопытствующих насмешников ставил на место. Я отвечала: «А ты женись на мне, корми меня и моих детей, вот тогда я дома и посижу!»

Конечно, я понимала, почему мужчины считали мою учебу блажью. В то время мне было около 30 лет и я весила около 50 килограммов. Мало кто мог поверить, что я смогу управлять огромной фурой и делать все то, что делают здоровые и матерые водители-дальнобойщики.

Но я всегда считала и считаю: главное это не сильное тело, главное – это сильный дух. Я всегда была сильна своей верой в то, что смогу справиться с любыми трудностями, а все ограничения – только в голове. А сомнения в себе отнимают у человека силы, когда ему надо справляться с испытаниями.

А еще – не буду скрывать – мне хотелось доказать всем сомневающимся, что я смогу быть высококвалифицированным дальнобойщиком, что это мне под силу.

«Не плакала и не жалела себя!»

– Сложно поверить, что во время работы дальнобойщиком вы не сталкивались с трудностями.

– Конечно сталкивалась, причем не раз. В одних случаях мне приходили на помощь мужчины, в других никто не приходил и я сама со всем справлялась.

Однажды перед Новым годом ночью я приехала на выгрузку груза. Не буду вдаваться в подробности, но так получилось, что мне надо было, во-первых, выгружать груз самостоятельно, а во-вторых, вручную, без помощи вспомогательных средств. Грузом был алкоголь, виски «Тулламор». И вот я в течение 10 часов сначала раскручивала каждую палету с бутылками виски, а затем выгружала коробки с этим «Тулламором». Другие водители показывали на меня пальцем, усмехались и говорили: «Смотрите, баба без остановки таскает ящики!» Когда я почти весь груз разгрузила, приехал еще один дальнобойщик, увидел меня и пришел на помощь.

– Вам, наверное, в эти минуты было очень себя жалко?

– Нет, я не плакала и не жалела себя. Я думала только о деле и о том, что выставлю этой фирме счет за то, что мне приходится работать грузчиком, причем без вспомогательных средств. (Позже за мою вынужденную работу грузчиком мне заплатили 800 евро. Неплохо!)

Но на этом мои приключения в том рейсе не закончились. После разгрузки я поехала в сторону Финляндии на Беломор-канал. Был сильный мороз, минус 26 градусов, и дорога больше напоминала каток, чем проезжую часть. По такой дороге было очень сложно ехать, но мне надо было не просто ехать, а гнать что есть силы, чтобы успеть загрузиться. Не скрою – было страшно, но я знала, что справлюсь, доеду вовремя и без приключений. Так все и вышло. А страх только разрушает человека.

«Было сложно, но я справилась!»

– Могу рассказать еще один случай. Однажды мою машину загрузили евродосками до самого верха. Но так получилось, что ремни, которые их скрепляли, были одновременно обледенелыми и мокрыми, и я никак не могла их раскрыть при выгрузке, – рассказывает Наталья. – Точно такая же проблема была и у других дальнобойщиков. Тем не менее я нашла способ помочь сначала самой себе, а затем и всем остальным. Но повозиться пришлось изрядно, и это заняло время.

По дороге к следующему пункту назначения в городе Вытегра в бампер моей фуры врезалась «Волга», которая выехала на встречную полосу и разбила мне фару. Приехала полиция, начала разбирательство. Пока все оформили, наступила ночь. А так как до этого я решила сократить дорогу, то мне пришлось ехать через лес, причем только с одной работающей фарой. Мой путь пролегал через гору, покрытую льдом. И хотя я сделала все возможное, чтобы на нее забраться, мне это не удалось, голову тягача машины потянуло вниз и вынесло на встречную полосу.

Я до пяти утра сидела с рацией в руках и предупреждала всех, чтобы ехали на данном участке дороге аккуратнее, потому что там находится мой тягач. До сих пор помню, насколько уставшей я себя чувствовала в этот день. В конце концов меня спас – вытащил – водитель лесовоза. Я отблагодарила его латвийскими продуктами, которые всегда покупаю для этих целей. Сделает для меня человек то, чего не должен, и я ему дарю рижский бальзам, коробку конфет или палку колбасы. Но хочу сказать, что у дальнобойщиков и без подарков принято друг другу помогать, и не важно, кто просит о помощи – мужчина или женщина.

«Да, запаску меняю самостоятельно»!

– Неужели все ЧП, которые случаются на дороге, женщина-дальнобойщик может решить самостоятельно?

– К сожалению, нет. Есть ситуации, которые женщина чисто физически не способна решить. Если из прицепа вышел воздух и вырвало шланг, то у редкой женщины хватит сил подсоединить его обратно. Со мной все это тоже случалось. Помню, как зимой лежала под полуприцепом, но как я не пыталась, не могла затянуть хомутом шланг для подачи воздуха в полуприцеп, так как давление его вырвало. Тогда я достала рацию и по ней попросила коллег о помощи. Через полчаса ко мне подъехал мужчина и помог.

– А менять самостоятельно запаску на фуре или полуприцепе вам приходилось?

– Конечно, но в этом нет особенной сложности, есть хитрости, благодаря которым с этой задачей справится даже женщина.

Семья дальнобойщиков

Наталья рассказала, что сейчас у нее пять фур, и бизнес можно считать налаженным. В ее фирме водителями работают наемный работник, она сама, а также сын и муж.

– Спустя два года после того, как я открыла фирму по перевозкам и стала дальнобойщиком, ко мне вернулся муж. А еще через некоторое время завод, на котором он работал, закрылся, – говорит наша собеседница. – В то время я была беременна еще одним ребенком и уже не могла ездить в рейс, поэтому предложила мужу выучиться на водителя международных рейсов и он согласился. Таким образом в семье появился второй дальнобойщик. А когда старший сын вырос, то и он тоже стал дальнобойщиком.

Наталья рассказала, что уже давно работает только весной, летом и в сентябре. Зиму и два последних осенних месяца она предпочитает проводить в Испании, где у нее своя небольшая двухэтажная квартира. Оттуда Наталья руководит своей фирмой и выполняет функции бухгалтера.

– Так как я сама вожу фуру, то понимаю все опасности этой работы, поэтому волнуюсь за мужа и сына, когда они в рейсе. Особенно большой страх за них возникает при переходе осени в зиму, я знаю, какие в это время опасные дороги и как сложно не потерять бдительность на протяжении всего пути, особенно под конец рейса, – говорит Наталья. – В эти минуты я жалею, что знаю все тонкости своего дела, ведь не зря говорят: меньше знаешь – крепче спишь.

– Вы хотели бы, чтобы ваши дочки тоже тоже стали дальнобойщиками?

– Нет, не хочу, так как считаю, что это действительно не женская профессия, на ней женщина выгорает, хотя и справляется не хуже мужчин со своими обязательствами.

– Кто лучше водит фуры – мужчины или женщины?

– Женщина как водитель лучше, она умеет держать в голове несколько дел и выполнять их одновременно. К тому же женщины более ответственные работники, чем мужчины.

Хороший водитель на вес золота!

– Насколько легко сегодня найти хорошего водителя?

– Это такая же сложная проблема, как и 15 лет назад, когда я сама пошла учиться на дальнобойщика.

Многие начинающие водители не понимают специфику работы, не готовы к ней. И только когда случается ЧП, они понимают смысл моих советов.

– А что вы им советуете?

– Например, я всегда говорю взять с собой соль, пятилитровую бутылку с песком, две пары перчаток, запасную шапку, запасные ботинки. Быть дальнобойщиком – это не только уметь водить машину, рассчитывать дорогу и работать с документами. Надо еще понимать, для чего класть решетки под колеса и

быть готовым к тому, что придется разгружать и загружать машину под проливным дождем.

«А я не хочу быть моделью!»

– Насколько безопасно работать дальнобойщицей? Нет ли опасения, что на стоянках коллеги начнут к вам приставать, ломиться в дверь...

– Такого ни разу не было и думаю, что не будет. Конечно, ко мне много раз подходили коллеги и пытались познакомиться, но при этом вели себя не нагло и воспринимали отказ вежливо.

Я уверена, что если ты всем своим видом показываешь мужчине, что тебе его ухаживания не интересны, то никаких поползновений и не будет. Но комплименты я всегда с радостью принимаю. Когда те, с кем я сотрудничаю, впервые видят меня за рулем, то говорят: «Тебе надо работать моделью!» Но если бы я хотела стать моделью, то пошла бы в эту сферу. А я выбрала другой вид деятельности.

– А отрицательные высказывания на свой счет вы слышали?

– Конечно. Когда происходили ЧП и водители понимали,что за рулем фуры женщина, то кричали мне разные оскорбительные фразы. Мне запомнилось, как один мужчина крикнул: «Что ты здесь делаешь, иди домой, жарь котлеты, а не садись за руль!»

– Как вы отреагировали на это?

– Моя работа меня закалила настолько, что палец в рот не клади. Поэтому, извините за грубость, но я ответила ему так: «Это ты иди домой и «жарь» жену, видимо, плохо это делаешь, поэтому такой злой!»

Вы не думайте, я не горжусь тем, что научилась отвечать грубостью на грубость и по большому счету считаю, что профессия в этом смысле меня испортила. Я начала резко отстаивать свои границы, не по-женски, а по-мужски.

– Наталья, в нашей публикации вы не хотите назвать свою фамилию. Почему?

– Я немного стесняюсь своей нынешней профессии. В ней нет ничего плохого, но все-таки не женское это дело – водить фуры. Поэтому я хочу, чтобы меня продолжали знать как художника-модельера.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.