Ураган, который бушевал в Латвии в октябре, повалил многие деревья и на Рижских кладбищах. Наши читатели прислали фотографии и обратились с вопросом: «Кто должен убирать поваленные деревья с могил и восстанавливать поврежденные памятники и надгробья? Должно ли это делать руководство кладбища или ликвидация последствий ураганов – исключительно головная боль самих владельцев мест на столичных кладбищах?»
Рижанка: «Едва могла сдвинуть упавшую ветку»
Рижанка Вероника рассказала, что ухаживает за двумя семейными захоронениями, одно из которых находится на Первом лесном кладбище Риги, а второе – на Втором лесном. Женщина рассказала «МК-Латвии», что в минувшие выходные по обыкновению пришла на Второе лесное кладбище прибрать могилки, сгрести опавшие листья и заменить увядшие цветы, однако испытала настоящий шок:
– Уже по пути на могилы близких я увидела, что повсюду прямо на могилах лежат упавшие деревья. Причем это были не какие-то тоненькие ветки и стволы, а огромные старые дубы, клены и сосны с толстыми стволами, которым уже не меньше четырех-пяти десятков лет, а может, даже и больше. Судя по всему, их повалило недавним ураганом. Причем ветер был таким сильным, что их стволы были даже не вырваны с корнями, а просто треснули, как спички. Часть деревьев при падении повредила мемориальные плиты и надгробья. Но многие памятники все же уцелели: некоторые захоронения завалены так, что сквозь ветки и листья виднелись лишь надписи на надгробьях – имена и фамилии погребенных. Я видела по меньшей мере пять поваленных деревьев, которые упали на могилки. И это в радиусе ста метров от нашей могилки.
– Ваша семейная могила тоже пострадала?
– К счастью, нет. И хотя на одну из могильных плит моего родственника во время урагана упала довольно увесистая ветка клена, она не повредила и не сдвинула памятник. Просто лежала сверху. Мне удалось убрать ее своими силами – поднять и затем волоком оттащить на дорожку. Надеюсь, сотрудники кладбища ее затем распилят и вывезут. Это уже не первый случай, когда поваленные ветки деревьев падают на могилку: после урагана 7 августа на Первом лесном кладбище огромная ветка сосны вот так же упала на могилку моих дедушки и бабушки и воткнулась в землю вертикально – так глубоко, что мне едва удалось ее вытащить. Хорошо, я еще молода и полна сил, смогла освободить могилку самостоятельно, а что делать пожилым одиноким людям, которые попадают в такую ситуацию? Вряд ли им под силу сдвинуть упавшие стволы.
– Вы сообщили об этом руководству лесных кладбищ или сотрудникам?
– Да, я позвонила в Управление кладбищ и проинформировала о поваленных деревьях и ветках, заваливших наши могилки на Втором лесном. Мне обещали разобраться и сделать все, что в таких случаях предпринимается – вызвать арбористов, ветки и стволы распилить и вывезти с места захоронения. У меня даже возникла мысль на будущее застраховать семейные могилки,на случай, если ураган повторится. Береженого Бог бережет. Ведь на старейших Первом и Втором лесном кладбищах очень много старых деревьев, которые нависают над захоронениями и действительно представляют риск в случаях, когда стихия разгуляется.
– Но пока ваши семейные захоронения не застрахованы?
– Нет, в Управлении кладбищ мне сказали, что такую услугу не оказывают, а если мы все-таки желаем застраховать нашу собственность (семейное захоронение) от вандалов или разгула стихии, советовали обращаться в крупнейшие страховые компании. Но пока у меня до этого руки не дошли и я не узнавала условия, на которых такую услугу можно получить.
Посетитель кладбища: «Зачем заказывать дорогие памятники?»
Житель Пардаугавы Сергей, у которого на Зиепниеккалнском кладбище похоронены родители, рассказал, что недалеко от могилок родных ураганом тоже повалило деревья. Он показал фотографии уже распиленных стволов. Надгробья его родителей чудом не пострадали:
– Видел, как неподалеку распиливали упавшие деревья. Некоторые могильные плиты даже завалило ветвями. По всему кладбищу я не ходил, но только в пределах видимости три больших дерева упало. Но, если честно, я отношусь к этому философски, поскольку усопшим они вреда уже не нанесут. Родным и близким, ясное дело, обидно. Конечно, старые деревья с мощными стволами и кронами представляют опасность для захоронений – в случае ураганного ветра могут упасть и расколоть памятники и надгробья. Но я считаю, что в случае разгула стихии никто не виноват, поэтому требовать от кладбищенского руководства восстановить могильные плиты за городской счет я не стал бы, это как-то нелогично. Восстанавливать их – дело самих владельцев могильных мест. Считаю, что владельцам захоронений стоит подумать о безопасности заранее, не дожидаясь урагана: если в нескольких метрах от могилок растет какое-то высокое старое дерево, может, даже уже засохшее и представляющее потенциальную опасность, не стоит медлить, нужно как можно быстрее его спилить.
– Как именно? Самим вековые деревья спиливать нельзя даже на своих участках. Тем более в общественном месте.
– Самим нет, но об этом должно позаботиться руководство кладбища – попросить их спилить или отпилить сухие ветки. Уже одно это обезопасит захоронение в случае разгула стихии. Кустарник мы сами своевременно подрезаем и выкорчевываем. А большими деревьями должны заниматься арбористы. Да и, по большому счету, стоит ли устанавливать на кладбище массивные дорогостоящие памятники, чтобы потом дрожать, чтобы их не повалило упавшее дерево или не повредили вандалы? Вполне достаточно скромной могильной плиты, ведь усопшим уже не важно, как оформлено захоронение. Гораздо важнее, чтобы не забывали и поминали добрым словом. А скромную плиту не так дорого и восстановить.
– Как вы относитесь к тому, чтобы все-таки на случай разгула стихии застраховать захоронения?
– Не вижу в этом смысла. Если памятник недорогой, можно отреставрировать самому или поставить новый, а если дорогой, то с учетом самориска, думаю, владельцу земельного участка это будет совсем не выгодно. Наша надгробная плита стоила в свое время 100 евро. Если в страховку входит самориск в размере 100–150 евро, то страховая компания ничего нам не заплатит в случае повреждения. Хотя, конечно, это зависит от условий страховой компании.
Кладбище Бикери: «Нас беда миновала»
Валда Берзиня, управляющая рижским кладбищем Бикери по ул. Юглас, 71, рассказала, что на этом погосте ураганом сильно поломало ветки, но сами деревья, к счастью, уцелели:
– Нам придется приглашать специалистов фирмы, которая занимается непосредственно уходом за деревьями – арбористов. Они приезжают и распиливают упавшие ветви. Сами работники кладбищ этим не занимаются. Но мы принимаем заявления у людей и дальше уже заказываем такую услугу.
– Могут ли ваши клиенты впредь застраховать свои захоронения от подобных рисков? Кладбище оказывает такие услуги?
– Нет, мы не страхуем могилы. Если кто-то хочет это сделать, следует интересоваться такой возможностью в страховых компаниях.
– То есть сейчас в случаях, когда дерево упало и повредило памятник или могильную плиту, людям самим приходится восстанавливать разрушенное? Им не от кого ждать компенсации ущерба?
– Нет, мы не восстанавливаем поврежденные памятники и не возмещаем ущерб. Сами понимаете, в октябре в этом году деревья еще не сбросили листья, стояли с зелеными кронами, и конечно, крупное здоровое дерево с листьями очень тяжелое. Если оно упадет целиком или даже сбросит одну тяжелую ветку, она способна опрокинуть и даже повредить памятник или могильную плиту. Но ведь никто от этого не застрахован – мы не можем предвидеть последствий разгулявшейся стихии, а значит, не можем и гарантировать полную безопасность мест захоронения своим клиентам и возместить ущерб. Тут ничего не поделаешь. А вообще этот год отличился особенно сильными штормовыми ветрами, не припомню, чтобы в последние годы в Риге было что-то подобное.
Похоронное бюро: «В день урагана чуть не убило наших работников»
Замдиректора похоронного бюро Klusums VS Гунтис Крампужс рассказал, что в перечень услуг компании не входит страхование мест захоронений, но упавшие от штормового ветра деревья в этом году доставили немало хлопот и могильщикам:
– Сотрудники нашей фирмы выполняли заказ на Юглском кладбище в день урагана. Были назначены похороны, все прошло по плану, похороны закончились, мы все уехали и буквально через час большое дерево упало на то место, где стоял катафалк.
– Ваше похоронное бюро, если клиент попросит освободить место захоронения от упавшего дерева уже после похорон, сможет оказать такую услугу?
– Этим занимаются уже кладбищенские специалисты, у них есть договор со специалистами – арбористами. Есть специально обученные люди, которые ухаживают за могилами, приводят их в порядок, например, четыре-пять раз в год. Их услугами активно пользуются родственники покойных, живущие за пределами Латвии. Они заказывают уход, в стоимость которого входит также расчистка захоронения от листвы и веток упавших деревьев. А страховать такие случаи, на мой взгляд, невыгодно, вряд ли получишь какую-то компенсацию ущерба.
Покровское кладбище: «Работы по восстановлению выполняем сами»
Виктор Смирнов, управляющий старинным рижским Покровским кладбищем, подтвердил, что в этом году очень много деревьев было повалено ветром. В том числе падали и на захоронения.
– У нас кладбище частное. В отличие от муниципальных погостов, которым приходится объявлять конкурсы на закупку всевозможных услуг, в том числе услуги арбориста, который приедет и распилит упавшее дерево, мы делаем все сами – определяем степень ущерба, освобождаем могилы от упавших деревьев, восстанавливаем поврежденные мемориальные плиты. Нередко клиенты даже не знают, что на могилу их родных упало дерево, настолько оперативно оно убирается. Стоит понимать, что частное кладбище существует на деньги клиентов, места у нас платные (стоят от 600 евро в зависимости от места) и содержание могил также ведется за счет клиентских взносов. Годовой взнос составляет 50 евро. Так вот, восстановление поврежденных могильных плит и захоронений тоже производится за счет этих общих клиентских взносов.
– На вашем кладбище много красивых старинных памятников. Вы не страхуете их от стихии или вандалов?
– Одно время подумывали об этом, изучали спрос, но взвесив все за и против, рассудили, что пока в этом нет особой надобности. Вот что действительно следует страховать, так это ограды и могильные плиты. Но не от стихии, а от банальных краж. Такие случаи часты особенно на Яунциемском и Болдерайском кладбищах, где с могил воруют металлические заграждения, а порой даже сами могильные плиты или памятники. По сути, тут помогло бы страхование частного имущества от кражи, но только мало кто из страховщиков хочет этим заниматься. Можно сказать, что эта ниша – большая черная дыра.
Страховщики: «Клиенты и не спрашивают о таких полисах!»
Представитель страховой фирмы Balta, директор отдела по возмещению Ингус Савицкис подтвердил, что застраховать могильный камень или оградку в этой компании пока невозможно:
– Мне пока неизвестны случаи, когда клиенты просили бы страховать места захоронения их близких от стихийных разрушений. Наша компания таких услуг не предоставляет. Мы подумывали об этом, но пока решения не приняли. Теоретически оформление такого полиса возможно, как и покупка страхования на случай других повреждений или краж. Например, клиент может объединить страхование нескольких объектов в один договор. Тогда это компании будет выгодно.
– То есть пока люди самостоятельно ликвидируют такого рода последствия, индивидуальные договоры не заключаются?
– Да, пока не было особого интереса на такого рода страхование, но могу отметить, что даже если оно будет введено, стихийные бедствия довольно трудно прогнозировать, поэтому маловероятно, что мы сможем застраховать могильные памятники от повреждения в результате, например, урагана. Пока же, думаю, родные и близкие захороненных могут обращаться с заявлением к руководству своего кладбища, которое по договору обязуется следить за порядком на подведомственной территории и ликвидировать последствия причиненного вреда. Если управляющий конкретного кладбища своевременно не озаботился тем, чтобы спилить засохшее иди поломанное дерево, и оно в результате урагана упало на чью-то могилу и сломало памятник, это ответственность управляющего, который не предусмотрел риски.
– Но это сложно будет доказать, если владелец места захоронения ранее не жаловался на аварийное дерево вблизи захоронения.
– Конечно, доказать это будет непросто. Но вполне реально, если обратиться к эксперту – арбористу. Такой специалист сможет засвидетельствовать, что состояние упавшего дерева было аварийным, и оно давно нуждалось в срубе. Все-таки страхование могильного памятника от ущерба стихии это не то же самое, что страхование автомобилей, на которых упали во время штормового ветра деревья. Такие случаи мы компенсируем в рамках полиса KASKO, и очень многим водителям после октябрьского урагана уже оплатили нанесенный ущерб. Но с памятниками мы пока не определились, будем ли оказывать такую услугу. Есть ведь и такое явление, как вандализм. В таких случаях следует обращаться в полицию.
Управление кладбищ: «Пишите заявления!»
Криш Норис, юрист столичного Управления кладбищ, заверил «МК-Латвию», что после ураганов управление получило большое количество заявлений от клиентов городских кладбищ с просьбой убрать поваленные деревья или их ветки с могил и памятников.
Точно число пострадавших от стихии могил на разных рижских кладбищах пока неизвестно, оно еще подсчитывается и информация обобщается, и руководство Кладбищенского управления столицы сможет назвать точное число только на этой неделе.
Юрист столичного Управления кладбищ отметил, что близкие покойных, могилы которых в той или иной степени пострадали от стихии, могут обращаться с заявлениями в центральное Управления кладбищ или же напрямую к руководству своего кладбища, описав ситуацию и степень нанесенного ущерба. Также можно приложить фотографию. Однако будет ли оказана помощь в восстановлении могилы, оценивается строго индивидуально.
Как связаться с управляющим кладбища в Риге?
Яунциемское кладбище |
Яунциемская 8-я поперечная линия, 10 |
67012396 |
Болдерайское кладбище |
Ул. М. Клейсту, 16 |
67012359, 26553093 |
Первое лесное кладбище |
Ул. Айзсаулес, 10 |
29167374 |
Второе лесное кладбище |
Ул. Гауяс, 12 |
20240113 |
Кладбище Микеля |
Ул. Гауяс, 2 |
67012411 |
Кладбище Райниса |
Ул. Айзсаулес, 1а |
67012034 |
Саркандаугавское кладбище |
Ул. Несаулес, 9 |
67012419 |
Плявниекское кладбище |
Ул. Лубанас, 94 |
67012422 |
Кладбище Матиса |
Ул. М. Матиса, 1 |
67012393 |
Юглское кладбище |
Ул. Стамериенас, 1 |
29369089 |
Кладбище Бикери |
Ул. Юглас, 71 |
29369089 |
Кладбище Лачупес |
Ул. Балтэглю, 41 |
67012388, 25656419 |
Зиепниекканское кладбище |
Ул. Малу, 19 |
67012377, 27844194 |
Кладбище Плескодалес |
Ул. Вентас, 3 |
67012429, 25769454 |
Новое еврейское кладбище |
Ул. Лизума, 4 |
67012402 |
Старое Болдерайское кладбище |
Ул. Силикату, 5В |
67012359, 26553093 |
Виктория СОКОЛОВА