За неделю до начала нового учебного года мама будущего десятиклассника Константина (имена героев публикации изменены) вдруг узнает, что ее сын не записан ни в одну из школ Риги, хотя завуч выбранного учебного заведения еще в начале июля ей клятвенно обещала, что все будет хорошо. Но «хорошо» не сбылось, наоборот, последняя неделя перед 1 сентября превратилась в кошмар для семьи и борьбу за среднее образование для сына. Свою боль и возмущение хаосом в системе школьного образования Риги наша читательница Ангелина излила «МК-Латвии». А мы попытались разобраться, что происходит и сколько десятиклассников может принять Рига.
Через проценты к звездам
В Латвии стремительно увеличивается число людей с высшим образованием. В то же время не более 40% выпускников 9-х классов выбирают профессиональное образование. Остальные поступают в 10-й класс общеобразовательных школ. Но похоже, что столько десятиклассников Риге не нужно.
– Сын учился в Анниньмуйжской школе, и нам всем пообещали, что мы пойдем в 10-й класс, – рассказывает свою историю Ангелина. – Мы успешно сдали выпускные экзамены, и вдруг нам сообщают, что у школы больше нет права набирать старшие классы. Конечно, мы расстроились, но начали искать другие варианты. Большинство одноклассников пошли в рижскую школу № 96, и тут встал вопрос проходных баллов.
Поясняем, что в этом году установлены правила, согласно которым продолжить учебу в 10-м классе школы могут только те ученики, кто на всех выпускных экзаменах за 9-й класс получил более 35%.
Причем в конце предыдущего учебного года вдруг было объявлено, что все без исключения желающие попасть в среднюю школу должны не только сдать выпускные экзамены, но и написать дополнительно комбинированную работу по математике и иностранному языку, получив за нее не менее 38 пунктов. В этом году вступительный экзамен отменили, количество пунктов округлили до 35%, но легче не стало.
В прошлом году недобравшие вожделенных пунктов девятиклассники долго бродили между школами по принципу «где возьмут, там и хорошо». И те школы, которым не хватало учеников, брали даже заведомых «двоечников». Ведь если средняя школа не набирает 150 человек (10–12-е классы в сумме), ее через пару-тройку лет прикрывают. Ну а так как Министерство образования делает ставку на оптимизацию, то я считаю, что в планах у властей закрыть как можно больше 10–12-х классов.
Рижская дума подсуетилась и указала директорам школ не принимать в 10-й класс учащихся с результатом ниже 38 пунктов (в этом году – проходные 35%). Таким образом в прошлом году за бортом общего среднего образования оказалась чуть ли не половина девятиклассников, многие из которых всерьез мечтали о дальнейшем продолжении образования и поступлении в вуз. Кто-то, как и ожидалось, скрепя сердце, отнес документы в колледжи.
Но в конце лета все-таки проявились какие-то лазейки, какие-то менее строгие правила, какие-то более добрые директора, и потихонечку некоторые детки, недобравшие пунктов, все-таки просочились в школьную систему.
В этом году, чтобы поступить в 10-й класс города Риги, необходимо успешно сдать экзамен не менее 35%. Константин хотя и перешагнул планку в 10%, но до необходимого вступительного минимума не дотянул.
Омбудсмен против?
– Мы пришли в 96-ю школу, показываем сертификат: английский очень хорошо (40%), латышский – 30%, математика ниже необходимого (15%). За год у сына по латышскому языку было 5 баллов, по математике 4 балла и по английскому 5 баллов, – рассказывает Ангелина. – Нам говорят: «Да, подавайте документы, мы набираем три десятых класса, все замечательно, все хорошо, вот ваш номер, следите за информацией на нашем сайте. 11 июля и 11 августа будут дополнительные приемы». Но 11 июля мы вдруг получаем отказ, поскольку по двум предметам у Константина нет необходимых 35%. У ребенка опять стресс. Но тут омбудсмен вроде как сказал, что такой подход к поступлению в 10-й класс неправомерен, и надо брать всех детей.
Действительно, в Бюро омбудсмена Юриса Янсонса посчитали, что установленные Рижским самоуправлением для поступления в 10-й класс проходные 35% противозаконны, так как каждый ученик имеет право начать учиться в средней школе, если получил аттестат об основном образовании – и Рига не исключение.
Конкретные правила 1 марта принял Департамент по образованию, культуре и спорту РД. В бюро Юриса Янсонса призвали самоуправление немедленно усовершенствовать правила и убрать необоснованные требования. Но Рига не спешит их отменять, хотя Бюро омбудсмена получило уже много звонков и писем от обеспокоенных родителей.
– Есть ученики, у которых лучше знания по естественно-научным предметам, а есть ученики, которые, наоборот, лучше знают языки, – пояснил представитель бюро Эдгар Лакутис. – По этим критериям получается, что один процентный пункт или один балл может стать причиной того, что конкретный ученик не сможет претендовать на поступление в определенную среднюю школу и получить среднее образование. И тогда возникает вопрос, о каком инклюзивном образовании в данном контексте вообще может идти речь? И еще один аспект: если эти правила были разработаны за несколько месяцев до конца учебного года, без участия учеников и родителей, то о каком надлежащем управлении здесь мы можем говорить?
Но в Комитете по образованию, культуре и спорту Рижской думы считают, что законов не нарушали и даже ссылаются на свою необыкновенную доброту, так как задача стояла обеспечить 40% проходного балла. И только в первый год после введения этой системы было решено сделать послабление в виде 35%.
По мнению представителя комитета Лаймы Гейкиной, перед рижскими девятиклассниками открыты все дороги, например, можно пойти в профессиональную среднюю школу, на дистанционное обучение или работать.
«Извините, мы его не берем...»
– Поскольку нам отказали в 96-й школе, мы подали документы одновременно и в приличный техникум, и в рижскую школу № 53, – продолжает Ангелина. – Мне позвонили и из техникума, и из 53-й школы, сказали: «Мы вашего сына берем». Мы дома посоветовались и решили, что в техникум все-таки не пойдем, поскольку сын еще не определился, чего он хочет. Константин понял, что он хочет учиться, и учиться лучше, чем в 9-м классе, и нас записали в регистре Latvija.lv в 10-й класс 53-й школы. Все выдохнули. И тут, как раз после заявления омбудсмена, мне звонят из 96-й школы и говорят: «Вы знаете, такая ситуация, что мы все-таки берем вашего ребенка и еще тех несколько человек из вашего класса, которые подавали документы. Мы берем, сто процентов вас берем».
Была середина июля, и мы уже записаны в 53-ю школу. Но я очень обрадовалась и спрашиваю, что мне теперь надо сделать. Завуч рассказывает, что нам надо обязательно «выписаться» из 53-й школы на Latvija.lv, чтобы они могли нас вписать к себе. Я звоню в 53-ю школу, очень извиняюсь, но прошу нас выписать. Они меня начинают уговаривать, что, мол, может быть, вы все-таки останетесь. Я и в техникум написала письмо с извинениями и просьбой вычеркнуть нас из списка поступающих, так как нас берут в 10-й класс и все у нас хорошо. После чего я послала завучу 96-й школы скриншот с выпиской и сообщила, что нас уже можно записывать. Завуч ответила: «Спасибо, обязательно в течение нескольких дней это сделаем». Я стала каждый день заходить на Latvija.lv, а там нас все нет и нет – уже теперь ни в какой школе. Я начинаю нервничать, звоню снова завучу. Она говорит: «Вы не волнуйтесь, живите спокойно, мы вас уже к себе записали, вот сейчас все придем из отпуска и 21–22 августа впишем вашего ребенка на Latvija.lv, что он у нас учится и определимся, в каком именно классе.
А 21 августа мне звонят из 96-й школы и говорят: «Извините, но мы не берем вашего ребенка». Как же так? Вы же обещали? Я выписала его из техникума, из 53-й школы? Мне говорят: «Вы понимаете, это не наша вина, это Рижское самоуправление так решило. Мы хотели сделать три десятых класса, а нам разрешили открыть только два…»
И получилась такая ситуация, что нас «отшили», в других школах уже полный набор, у ребенка нервный стресс, до школы осталось несколько дней, и я не знаю, что мне вообще делать. Я звоню в 53-ю школу – а там уже полный комплект, я звоню в другие учебные заведения – та же картина. Тогда я просто взяла своего ребенка за руку и пошла с ним в Рижскую школу Оствальда к директору: «Елена Ивановна, пожалуйста, возьмите нас в 10-й класс». Мы целый час разговаривали, я все объяснила, и она нас взяла. Я писала заявление – у меня рука тряслась. Это полный беспредел, что происходит! Такого просто не должно быть! Нельзя экспериментировать на детях! Мало того, что с этими 35% сколько все перенервничали, так еще и полная неопределенность и непредсказуемость. Я знаю ребенка, который неделю пролежал на кровати: «Мама, я никому не нужен!»
Два пишем, один на ум пошло
– На 22 августа у нас в школе было 80 претендентов на поступление в 10-й класс, – объясняет завуч рижской средней школы №96 Марите Мельке-Осемляка. – И мы, естественно, обратились в Департамент образования Рижской думы, чтобы нам разрешили открыть третий 10-й класс, но нам отказали. Так что нам пришлось делить учеников по максимуму на два класса и, соответственно, отказать тем, у кого результаты были ниже. В Риге минимально в 10-м классе может быть 25 учеников, но у самоуправления есть право решать, открывать или нет еще один класс. В прошлом году мы тоже обращались с просьбой открыть третий 10-й класс, и тогда нам разрешили. А в этом году – нет.
Как стало известно «МК-Латвии», в этом году многим рижским школам было отказано в праве открыть дополнительные десятые классы, хотя они набрали достаточное количество претендентов на обучение.
– У нас в школе хорошие программы, на которые есть спрос, дети идут к нам целенаправленно, потому что у нас сильная средняя школа, знающие учителя, мы обеспечены преподавателями химии, физики, биологии, математики, предметами гуманитарного цикла, и никогда не было так, что некому вести уроки, – рассказывает завуч. – В какой-то мере есть и наша вина в том, что мы не оказались готовы к такому наплыву учеников, но раньше никогда не было такого прецедента, чтобы нам не разрешили открыть еще один класс. В следующем году мы будем умнее, будем сразу запрашивать три класса. Департамент, конечно, тоже планирует количество классов, в феврале-марте они запрашивают информацию, сколько мы хотим 1-х и 10-х классов. Но никогда нельзя предугадать количество претендентов в 10-й класс, а мы хотим быть полностью уверены в своих расчетах. Мы знали, что два класса мы точно соберем, поэтому мы их и запросили. В прошлом году было то же самое, и получилось три больших десятых класса. По опыту прошлого года мы надеялись, что так же будет и в этом году. Но вышло, что нам отказали. Думаете, мы, как школа, очень счастливы в этой ситуации? Мы очень несчастны, и разговор с каждым родителем – это очень неприятный разговор. Я сама мама и понимаю, насколько это обидно и даже некрасиво. Но, к сожалению, так вышло.
На наш вопрос, нельзя ли было эту проблему решить хотя бы в начале лета, Мельке-Осемляка объяснила, что до августа все ученики считаются претендентами, и в Риге вообще сложилась стрессовая ситуация с проходным баллом в 35%. У кого-то из учеников могло не хватать даже одного процента, и многие подавали апелляцию на результаты экзамена.
– Чисто по-человечески мы все измучились с этой проблемой и даже вовремя не смогли уйти в отпуск, – рассказывает завуч. – Дело в том, что в июле они еще не считаются нашими учениками, а претенденты могут подавать документы сразу в четыре школы, и мы тоже можем узнать об их окончательном решении в самый последний момент. А принять ребенка в 10-й класс – это целая китайская азбука, потому что дети тоже долго думают, часто передумывают, тогда идет следующий по очереди, потом опять очередь может поменяться – не так-то все просто.
Не виноватые мы
– Официальной бумаги, что отменили 35%-ный барьер по результатам экзаменов, установленный Рижским самоуправлением для поступления в 10-й класс, не было, – замечает Мельке-Осемляка. – Да, какие-то школы набирали претендентов с более низкими результатами, но это были устные разговоры.
Между тем, не разрешая одним школам, которые популярны среди учеников и их родителей, открывать дополнительные классы, самоуправление закрывает глаза на то, как учебные заведения с недостающим количеством претендентов добирают к себе всех оставшихся за бортом, с показателями ниже 35%. То есть естественный отбор (в школе должны остаться лучшие), задуманный Минобразования, опять не срабатывает, и система средних школ в столице формируется исходя из определенных интересов Рижской думы.
– У нас в школе 950 учеников, – рассказывает завуч 96-й школы, – но есть школы, которые просто выживают. Нам очень жаль, что мы не смогли открыть третий 10-й класс и были вынуждены отказать определенному количеству претендентов. Мы годами работаем на свою репутацию, чтобы были разные качественные программы, чтобы мы были обеспечены кадрами – а это высший пилотаж. Мы с этим вызовом справились, и у нас никогда не было такой ситуации, чтобы какой-то предмет не преподавался. Это серьезная ежедневная работа всего коллектива, которую никто не видит. Мы создали себе определенный имидж, и теперь попали в такую неприятную ситуацию. Но мы не можем заранее предвидеть, сколько именно человек к нам придет. Должны же быть какие-то пути к отступлению. И я считаю, что самоуправление должно поощрять те школы, которые умеют привлечь учеников. А нас, наоборот, как будто наказывают. Эти отказы – стресс не только для родителей, но и для нас.
Обнять и простить?
Мы не могли пройти мимо еще одного скандала, связанного с поступлением в 10-й класс. В этой истории юноша не попал в 10-й класс из-за годовой оценки по латышскому. Она оказалась ниже необходимого минимума в 5 баллов – это второе обязательное условие для поступления.
По словам матери, которая поделилась своим горем в соцсетях, она только 21 августа узнала, что ее сын не может пойти в 10-й класс, потому что его оценка по государственному языку недостаточно высокая. До того она даже не подозревала о такой проблеме и спокойно готовилась отправить ребенка 1 сентября в школу.
Надо отметить, что пользователи соцсети по-разному отнеслись к подобной ситуации. Кто-то утешает мать, что не одной школой измеряется ценность ребенка, предлагает обнять его и простить. Кто-то советует узнать у сына, какие у него планы на жизнь. Возможно, он вместо высшего образования хочет поступить в техникум или колледж?
«Может быть, это и правильно, – комментирует новые правила поступления в 10-й класс учительница физики одной из рижских школ. – Если ребенок плохо учился в основной школе, мало шансов, что в 10-м классе он вдруг одумается. Будет еще три года бездельничать. И это ненормально, когда в 16 лет человек не знает, чем бы он хотел заняться в этой жизни. С другой стороны, коней на переправе не меняют. Все эти нововведения происходят в невероятном хаосе. До конца лета родители понятия не имели, будет их сын учиться в школе или не будет, все эти бегания из одной школы в другую, все лето в подвешенном состоянии – возьмут не возьмут, это очень неправильно. В цивилизованных странах все вопросы с поступлением, будь то школа или университет, решаются заранее, еще весной. Хотя, может быть, создание хаоса – и есть задача нашего Министерства образования? По крайней мере цель – оставить в Риге всего несколько школ с 10–12-ми классами становится все очевиднее. А пока это только разминка, эксперимент – как поведут себя родители в ситуации уменьшения возможностей для их детей учиться в 10-м классе».
В последние десятилетия в Латвии значительно увеличилась доля молодых людей, получивших высшее образование, говорится в докладе об образовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Education at a Glance 2022. В 2021 году 46% населения в возрасте 25–34 лет имели высшее образование. Для сравнения, в 2000 году таких было всего 17%. Кому-то надо возвращаться и к станку.
Татьяна МАЖАН