В школы Латвии на этой неделе вернулись примерно 220000 учеников, сообщает Министерство образования. Какие проблемы ждут детей, их родителей и педагогов в новом учебном году? В этом попытались разобраться члены парламентской Комиссии по образованию, культуре и науке Сейма.
В отечественной системе образования накопилось достаточно проблем. И первая из них – это острая нехватка учителей. Силвия Ренберга, парламентский секретарь Министерства образования и науки, озвучивает следующие цифры:
– По состоянию на 1 сентября в дошкольных учреждениях по всей Латвии не хватало 722 педагогов, еще 661 учитель требовался школам.
В профессиональных учебных заведениях дела обстоят получше, тут не хватает только семи преподавателей. Специальные школы спешно разыскивают 54 сотрудников с педагогически образованием.
В целом в Латвии открыто 1447 педагогических вакансий. Причем реальная нехватка педагогов оценивается еще выше.
■ ■ ■
Парламентский секретарь МОН не скрывает серьезности проблемы:
– Ясно, что педагогов не хватает, и это создает серьезные риски для всей сферы образования.
Самая плачевная ситуация с нехваткой рабочих рук педагогов сложилась в Риге: детские сады нуждаются в 447 воспитателях, а школы – в 309 учителях.
В других самоуправлениях ситуация лучше. Так, на втором месте за Ригой по числу вакансий следует Даугавпилс, где требуется 34 воспитателя и 32 учителя. Это много, но все-таки в десять раз меньше, чем в столице.
Интересно, что учителя требуются не всем самоуправлениям. Вакансии открыты в Елгаве, Бауском крае, Юрмале, Тукумсе, Сигулде и Огре. В других регионах Латвии школы и садики педагогическим персоналом к началу учебного года обеспечены.
■ ■ ■
На вопрос, учителей по каким предметам особенно не хватает стране, Силвия Ренберга отвечает, что самая дефицитная специальность – это преподаватель математики, по ней открыто 69 вакансий:
– Далее следуют учителя английского (51 вакансия) и латышского языка и литературы (45 вакансий). Нужны 34 учителя информатики, 27 преподавателей дизайна и технологий. Учителя музыки тоже требуются, но вакансий сравнительно немного – всего 19, преподавателей физики ищут в 11 учебных заведениях.
Конечно, хотелось бы знать, что делает государство, чтобы привлечь в школы молодых специалистов и вернуть опытных учителей, которые по каким-то причинам перешли на другую работу.
– Предусмотрены стипендии в размере 300 евро для тех студентов, которые выбирают специальность преподавателя иностранных языков (стран Евросоюза) или латышского языка и идут работать в школу, – перечислят парламентский секретарь. – Также с 2024 года предлагается погашать кредит на учебу тем молодым педагогам, которые проработали по специальности не менее года и продолжают трудиться.
Кроме того, тех учителей, которые уже работают преподавателями, рассчитывают удержать на местах за счет помощи от самоуправлений. Местные власти могли бы не только компенсировать педагогам транспортные расходы, но и предоставлять служебные квартиры. Правда, пока это выглядит красиво только на бумаге.
Уже работающие учителя могут получить дополнительно квалификацию преподавателя математики, географии, природоведения, биологии, физики и химии, иностранных языков и латышского языка.
■ ■ ■
Второй вызов, который ждет учителей и школьников в 2023/2024 учебном году, это переход на систему «Единой школы». Под этим подразумевается, что школы, реализующие программы обучения для нацменьшинств, будут постепенный переводить на латышский язык.
«Единая школа – это процесс необратимый. Создание единой системы обучения важно для всего общества», – говорит Силвия Ренберга.
Очевидно, что педагогам и детям будет сложно, но государство обещает им поддержку. И одновременно уже планирует серьезную борьбу с саботажем реформы.
– Мы не можем допустить, чтобы на бумаге уроки проходили на латышском языке, а на деле – на русском, – подчеркнула Ренберга.
В этом учебном году на латышский язык обучения перешли первые, четвертые и седьмые классы, а также все учащиеся детских садов. В следующем году к ним присоединятся ученики вторых, пятых и восьмых классов, а к 2025/2026 году обучение будет полностью осуществляться только на латышском языке.
Уже в этом учебном году на обучение только на латышском языке перейдут 14000 детей.
■ ■ ■
На прошлой неделе Кабинет министров выделил средства на поддержку учителей и детей. Например, дополнительное финансирование получат помощники учителей.
– Помощники учителей должны находиться рядом с детьми, видеть, какие проблемы у них возникают при переходе на латышский язык обучения, помогать с пониманием терминов, – говорит парламентский секретарь МОН. – Возможно, для этого понадобятся дополнительные группы продленного дня.
На зарплаты дополнительных помощников педагогов, логопедов и учителей продленки в бывших школах нацменьшинств МОН в этом году выделит 1,7 миллиона евро.
Образование в цифрах
220051 школьник начал учебу 1 сентября 2023 года.
25968 педагогов будут работать в частных и муниципальных школах.
21584 первоклассника пошли в школу в этом году.
10000 молодых людей начали учиться на первом курсе профессиональных учебных заведений, общее число студентов в таких школах – около 28000.
536 общеобразовательных учреждений будет работать в Латвии в этом учебном году.
72 частных учебных заведения приняли учеников этой осенью.
4 латвийские школы были полностью перестроены к началу этого учебного года. Это Екабпилсская государственная гимназия, Кулдигская центральная средняя школа, Валмиерская государственная гимназия и Елгавская технологическая средняя школа.
1 новая школа открыла двери в сентябре. Это Огрская государственная гимназия.
1 вечерняя и заочная школа работает в Латвии.
■ ■ ■
Конечно, возникает вопрос об обучении детей, прибывших в Латвию с Украины. Многие из них продолжают учиться удаленно в украинских школах.
– В этом году в образовательных учреждениях Латвии продолжат учиться около 3500 украинских детей и подростков, – поясняет эксперт МОН.
Все эти дети учатся на латышском языке. Однако в обучении украинских школьников есть две большие проблемы. Первая – это дети, которые не получают образования в Латвии. С осени Государственный центр качества образования будет требовать сведения о том, в какой именно школе такой ребенок учится удаленно (это может быть онлайн-школа в любой точке земного шара). Не исключено, что сбор такой информации станет первым шагом к тому, чтобы затребовать обязательное обучение таких школьников в Латвии.
Вторая проблема связана с трудностями обучения украинских детишек на латышском языке. Ведь они часто приходят в класс без всякой языковой подготовки.
В МОН поясняют, что в ближайшем будущем для иностранных школьников, прибывающих в Латвию, будет введен так называемый переходный год обучения. Например, 1–3-классники смогут обучаться по программе с особым акцентом на латышский язык. Более старшим ребятам предложат индивидуальный план обучения с тем, чтобы облегчить освоение языка.
■ ■ ■
Депутат Сейма Антонина Ненашева спросила, что МОН намерен делать, чтобы после введения принципов единой школы учебные заведения в Латвии больше не делились на «латышские» и «русские».
– МОН старается донести до общества, что все школы теперь одинаковые, – признала Силвия Ренберга. – Но в обществе эта тема все еще стигматизирована...
По мнению парламентского секретаря Минобразования, латышские семьи и сегодня едва ли согласятся послать своего ребенка в школу, которая ранее реализовала программу нацменьшинств.
Этот ответ высокопоставленного чиновника во многом характеризует печальную ситуацию в нашей стране.
■ ■ ■
Силвия Ренберга рассказала, что МОН работает над концепцией привлечения педагогов:
– Например, мы хотим обеспечить учителям оплату труда в размере 2500 евро за одну ставку, что должно стать хорошей мотивацией.
Однако депутат Сейма Юрис Клотиньш считает, что министерству следовало бы больше поддерживать учителей, причем делать это прямо сейчас:
– Власти Эстонии ввели для учителей эстонского языка повышающий коэффициент 1,5 в оплате труда, если они работают в регионах, где много русскоговорящих. Считаю, что учителя латышского языка, работающие в школах нацменьшинств, заслужили такой же поддержки.
На это представители МОН заявили, что в Латвии и так обеспечивают поддержку педагогам в школах нацменьшинств (оплачивают менторов, семинары, курсы и лагеря). На эти цели до конца 2023 года выделено 3,8 миллиона евро. А вот речи о том, чтобы повысить зарплаты таким учителям, не идет.
– Если мы в одних школах повысим ставку для педагогов латышского, а в других оставим ее в прежнем размере, это будет дискриминация, – заявила Силвия Ренберга. – Поверьте, преподавание математики и физики требует не меньше усилий, чем обучение латышскому языку.
■ ■ ■
В целом на заседании парламентского Комитета по образованию не удалось узнать ничего нового о будущем латвийских школ.
Однако пока политики и чиновники в один голос обсуждают вопросы языка обучения, забытыми остаются другие проблемы. Вот что об этом рассказала Инара Дундуре, советник Латвийского союза самоуправлений по вопросам образования:
– В Латвии имеются правила Кабинета министров № 610, которые определяют стандарты гигиены для учебных заведений. Согласно этим правилам, с 1 сентября 2023 года на каждого ребенка в классе должно приходиться не меньше двух квадратных метров. Выходит, что в тех школах, которые достались нам в наследство с советского времени, в одном классе могут учиться только 24 ребенка, тогда как на деле в помещении учится вплоть до 30–32 человек. Мы должны договариваться с Минздравом о продлении переходного периода или решать вопрос иначе... Говорят, что Латвии нужно укрупнять школы, обеспечивая им большее количество учеников, разделенных по группам. Но признаем, что в имеющихся школах просто нет достаточного количества помещений!
Также Инара Дундуре напоминает, что во многих школах имеются сложности с программой обучения в начальных классах, поскольку многие дети в этом возрасте еще не умеют хорошо читать.
– У нас образовалась брешь в нормативных актах. С одной стороны, имеется действующее руководство о том, что должен уметь ребенок, отправляющийся в первый класс, а с другой стороны – программа начальной школы. Эти два акта никак не стыкуются между собой. Если в руководстве по подготовке ребенка к начальной школе не предусмотрено, что к первому классу он должен бегло читать, то как можно с ходу обучать его, например, природоведению?
Это несоответствие нужно устранить, говорит эксперт, чтобы обеспечить более эффективное обучение в младших классах.
А еще Инара Дундуре напомнила представителям МОН и депутатам Сейма о плачевных результатах государственных экзаменов весной 2023 года:
– Сейчас, когда результаты экзаменов известны и проанализированы, важно понять, почему почти 1000 детей по всей Латвии не справились с проверками. Возможно, дети могли бы сдать экзамен, если бы школы в течение учебного года сумели преодолеть формальности и обеспечили бы им поддерживающий персонал (педагогов, которые помогают ребенку справиться с уроками и восполнить пробелы в освоении материала. – Прим. ред.).
Если мы хотим качественного образования для своих детей, возможно, начинать следовало бы именно с таких мелочей.
Виктория СОКОЛОВА