Во время сильного урагана, который пронесся по Курземе и Земгале на прошлой неделе, серьезно пострадали дикие птицы. Крупным градом побило стаю аистов, которые находились на одном из полей в Яунпилсе. Более десяти птиц погибло на месте, еще столько же доставлено в единственный в Латвии птичий приют Drauga spārns, где им продолжают оказывать помощь.
О том, как проходило спасение аистов, «МК-Латвии» рассказал Эдвин Дорофеев, один из волонтеров приюта, который приехал в Яунпилс по просьбе местных жителей спасать пострадавших пернатых.
«Птицы не успели укрыться»
– Эдвин, как же вы оказались на месте событий?
– Крупный град величиной с куриное яйцо во время урагана настиг на одном из полей в Земгале стаю аистов, которая находилась в полях. К сожалению, они не успели укрыться и серьезно пострадали. Получив различные травмы, они не могли ни улететь, ни укрыться где-либо. Местные жители, не в силах справиться своими силами, позвонили нам в приют Drauga spārns. Я как раз в этот день дежурил на телефоне и сразу же рванул туда.
– И что вы увидели на месте?
– Картина была ужасающая! Настоящая птичья трагедия: смотрю – некоторые птицы с травмами просто ходят по полю, у кого-то крыло повреждено, у кого-то голова разбита, у кого-то были внутренние травмы. Было много и погибших птиц. Тех, кого еще можно было спасти, мы привезли к нам в реабилитационный центр птичьего приюта.
– Как их удалось поймать?
– Нужна определенная ловкость и сноровка, ведь даже травмированные аисты не даются в руки. То, как мы бегали по полю, это непередаваемая картина. Но выручил многолетний опыт, так что всех удалось поймать и забрать.
Жители сами пострадали, но думали о спасении аистов
– Вам кто-то помогал на месте?
– В одиночку я бы, конечно, не справился, со мной была моя спутница Алла, она тоже очень помогла, спасибо ей большое. Посильную помощь оказали и местные жители. Очень большую работу проделали! Ведь точного места – геолокации – у нас не было, поэтому хорошо, что нас встретили в Яунпилсе у моста и сопроводили на место трагедии. Столько клеток и коробок не представлялось возможным привезти, поэтому в ход шли полотенца и простыни и просто куски ткани. Люди помогали заворачивать птиц в эти полотенца и простыни... Без этого никак! Ведь аисты не понимают, что их ловят, чтобы спасти и подлечить, они, раненые, всячески сопротивлялись и пытались вырваться. Перед местными жителями, что называет, снимаю шляпу: они ведь и сами пострадали – тем не менее это не помешало подумать о птицах, уделить время и им.
– Сколько же птиц пострадало и скольких из них удалось спасти?
– Когда работаешь, не считаешь, но уже потом, в машине, я посмотрел, – было более десяти погибших аистов, их градом просто забило до смерти. Отдельные птицы были на грани жизни и смерти, таких мы все-таки доставили в центр, в надежде выходить. Один аист умер буквально на руках сотрудников нашего центра реабилитации сразу же по прибытии, остальных они все еще пытаются спасти. Это девять аистов.
Выкинуло ветром из гнезда
– Получается, что град обрушился настолько стремительно, что птичья интуиция не сработала вовремя – аисты не успели спрятаться в укрытие?
– Как и всегда во время стихийного бедствия – цунами, торнадо – все происходит стремительно. Град был очень сильным и крупным и шел по косой, в результате были разбиты окна в домах и машинах, как нам рассказали местные жители. Поэтому неудивительно, что и птицы серьезно пострадали.
– Вас вызывали только в сторону Яунпилса? В других регионах помощь птицам не потребовалась?
– Когда мы проводили операцию спасения аистов на Яунпилсском поле, мне позвонили еще из соседнего населенного пункта – Васки. И попросили забрать еще одного пострадавшего аиста. Рассказали, что порывом ураганного ветра его выбросило из гнезда и кинуло на какой-то штырь. Он зацепился за него крылом и тоже получил серьезную травму. Мы приехали и за ним и тоже забрали в приют.
Единственный в Латвии птичий приют Drauga spārns на своей страничке в социальной сети Facebook публично выразил благодарность за оперативную доставку аистов своему волонтеру Эдвину Дорофееву. В обычной жизни он трудится водителем общественного транспорта, а в свободное от рабочих рейсов время спасает пострадавших пернатых, выручает из разных переделок и неприятных ситуаций.
Идут на поправку!
Александр Синеволнов – руководитель приюта Drauga spārns, который находится в Тукумском крае, в Пуре, рассказал, в каком состоянии пострадавшие в Яунпилсе птицы находятся сейчас:
– Скажу, что не все так плохо. Самочувствие пяти из восьми аистов уже наутро улучшилось, и если в первый день птицы лежали, теперь уже почти все стоят. У них уже постепенно появляются силы, ведь мы даем лекарства от шока, от травм, витамины. Поим водой, ведь очень важно не допустить их обезвоживания и существенной потери веса. Вводим жидкость подкожно. И, конечно, хорошо кормим. Предлагаем им мясо или рыбу. Если птица потеряет в весе хотя бы килограмм, ей потом сложно будет улететь в теплые края – у нее не будет необходимой мышечной массы и жировой прослойки, а значит, и силы будут уже не те. Чтобы они могли мигрировать, им нужно быть в хорошей форме. Надеемся, часть птиц через какое-то время уже отпустим на волю, чтобы успели вовремя прибиться к стае и улететь. Ведь обычно в августе-сентябре аисты улетают.
– Какие еще птицы содержатся у вас в приюте? Ведь это не только аисты?
– Только одних аистов у нас содержится более ста. За все годы работы приюта столько накопилось. Это те, кто уже никуда не может улететь из-за полученных травм.
Лимит на аистов у нас уже превышен – больше принять при всем желании не сможем. Ведь их мало того что нужно разместить, их же еще нужно ежедневно кормить. Те, кто уже залечил раны, но не может летать, содержатся на улице в специальном вольере – в полной безопасности. Один человек ежедневно приходит убирать, другой – кормить.
Но есть у нас и другие птицы – самые разные, например чайки. Вот, кстати, совсем недавно тот же Эдвин Дорофеев спас пострадавшую чайку в Вайвари. Поймать ее удалось лишь с третьего раза, при этом птица мучилась, не в силах освободиться от застрявших рыболовных воблеров. Позвонили местные жители и попросили нас помочь. Эдвин провел, можно сказать, просто филигранную работу – зафиксировал чайку и вытащил из гортани эти крючки. Сейчас эта чайка тоже находится у нас на реабилитации.
Но после бури в Добеле к нам, кроме аистов, привезли еще и пострадавших журавлей. Так что наш приют пополнился еще четырьмя пациентами. К сожалению, из всей стаи в 22 журавля выжили только четверо. Один из них потерял зрение. Остальные очень сильно травмированы, их травмы несовместимы с жизнью на воле, поэтому, судя по всему, они останутся у нас пожизненно.
Профиль – водоплавающие птицы
– Кто еще стал вашим пациентом?
– Наш профиль – это водоплавающие птицы. Они содержатся в вольере, могут плавать, то есть для них созданы условия, максимально приближенные к природным. Если птица окрепла и может плавать и летать, мы ее отпускаем. Чаще всего это происходит осенью или весной.
– И хищные птицы у вас тоже есть?
– Да, в данный момент есть много самых разных хищных птиц. Это и маленькие, и большие ястребы, тетеревятники. Есть даже морской орел. Но у него, к сожалению, травмировано крыло и он не летает. У орла персональный вольер, где для него довольно много места. Он встает с рассветом, слушает все природные звуки. У нас ведь тут рядом лес, в шаговой доступности живут и косули, и кабаны. Так что он прислушивается ко всему, что происходит вокруг, и живет в условиях, максимально приближенных к его естественной природе.
Были одно время у нас и филины, но потом мы решили передать их другим специалистам.
Половина пациентов возвращается в природу
– А как же хищные птицы попадают к вам в приют? Люди не боятся их брать в руки и привозить вам?
– В беспомощном состоянии после травм птицы не опасны. Кстати, хищные птицы страдают не только в авариях, но и от естественных врагов. Например, ястреб вполне может сцепиться с совой. Но чаще, конечно, птицы попадают к нам после травм от столкновения с машинами.
– Какой процент ваших пациентов все-таки возвращается в свою привычную среду?
– Больше половины всех доставленных птиц удается реабилитировать и выпустить на волю.
– Попадают и птицы, злонамеренно травмированные человеком? Не раз сообщалось о случаях стрельбы из окон из пневматического оружия.
– Бывает и такое. Есть люди, которых, например, раздражают крики птиц по утрам. И вот они всеми возможными способами пытаются от этих птиц избавиться, даже применяя оружие.
Хочу напомнить любителям тишины, что есть множество гораздо более цивилизованных и гуманных способов избавиться от навязчивого соседства. Часто слышу от людей, живущих по соседству, что вот, подкармливали птиц, а потом кто-то из их соседей подстрелил одного, потом второго, в итоге птенцы остались без родителей. Такие истории очень сложно слушать равнодушно, мне не понятно, что делается в голове у тех людей, которые так поступают. Возможно, это какое-то расстройство психики или на них что-то находит и таким образом они снимают стресс, накопившийся гнев? Это очень негативная практика, не советую так поступать.
Приют существует на пожертвования
– Кто все эти люди, которые помогают в вашем приюте птицам?
– Просто неравнодушные люди. Кто-то с детства подбирал раненых птиц и выхаживал их, то есть знакомые с подобной практикой. Здесь у нас они могут реализовать такое желание помогать птицам, попавшим в беду.
– Сколько лет вы сами занимаетесь реабилитацией птиц?
– Около 12–13 лет.
– А с чего все началось? Как решили открыть приют?
– Тринадцать лет назад в Юрмале произошла чрезвычайная ситуация – загрязнение воды, и в результате несколько десятков чаек выбросило штормом на берег в тяжелом состоянии. Они отравились и понадобилась реабилитация в течение трех недель. Тогда я попытался помочь, и некоторых чаек удалось выходить и отпустить. И так возникла идея создать приют.
– У вас есть еще какая-то основная работа, которой приходится уделять время?
– Сейчас нет, я работаю только в приюте уже 10 лет. А раньше занимался коммерческой деятельностью. Теперь все мое время посвящено исключительно помощи птицам.
Приют существует на пожертвования, лечение травмированных птиц стоит недешево, к тому же в приюте на постоянной основе трудятся работники, которые убирают в вольерах и кормят птиц в реабилитационном центре. Кто-то следит за тем, чтобы была горячая вода, кто-то отвечает за свет, кто-то занимается лечением. У нас много работников. Но есть и те, кто помогает на общественных началах. Государство ведь приют не финансирует, он существует на частные средства неравнодушных людей, поэтому волонтеры просят жителей, по возможности, поддержать пожертвованиями лечение и реабилитацию выживших и тяжело раненных аистов. Эти птицы охраняются государством и занесены в Красную книгу.
Центр переполнен и другими крылатыми пациентами, он нуждается также в простынях и полотенцах для подстилок и финансовой помощи на кормление птиц и уход за ними.
Счет для пожертвований можно найти на нашей домашней странице организации Латвийского общества помощи диким птицам Drauga spārns.
Счет для пожертвований Латвийскому обществу по оказанию помощи диким птицам:
Latvijas Savvaļas putnu palīdzības biedrība DRAUGA SPĀRNS
Vienotais reg. Nr. 40008193885
Konta Nr. LV07PARX0016203270001
Виктория СОКОЛОВА