Два года назад, в начале пандемии Covid-19 в Латвии, президент Академии наук Ивар Калвиньш критиковал правительство за бездействие в отношении коронавируса. Как ученый настроен сегодня и каким видит наше будущее с коронавирусной инфекцией?
Найдите отличия
– Два года назад вы призывали людей дезинфицировать поверхности, чтобы не заразиться коронавирусом. Сейчас ваше мнение о необходимых мерах защиты от Covid-19 изменилось?
– Изменилось не мое мнение, изменился сам коронавирус. В 2020 году уханьский вариант вируса мог выжить на поверхностях длительное время, и у людей не было никаких средств защиты против него, кроме соблюдения эпидемиологических мер.
Кроме того, в 2020 году у эпидемиологов не было достаточно достоверной информации о том, какое количество времени коронавирус живет на поверхностях, ученым пришлось руководствоваться теми знаниями, которые были в отношении других типов вирусов. Поэтому в качестве основных мер защиты мы рекомендовали дезинфекцию и соблюдение дистанции.
После того, как вирус стал мутировать, он стал не только менее смертельным, но и менее устойчивым на поверхностях. Теперь, если больной человек подержался за поручень, здоровый, подержавшись за этот же поручень, уже менее подвержен риску заражения коронавирусом.
– Несколько лет назад ученые утверждали, что вирус и в воздухе держится несколько часов. Что об этом слышно сейчас?
– Хочу успокоить: коронавирусы, в том числе штаммы дельта и омикрон, распространяются воздушно-капельным путем, но держатся в воздухе сравнительно краткое время. Тем не менее это не означает, что можно безопасно находиться в одном помещении с зараженным коллегой.
Маски, дистанция и вакцинация
– Современными средствами защиты от Covid-19 являются защитные маски, соблюдение дистанции и обязательная вакцинация. Как вы считаете, они действительно помогают?
– Начну с масок. Уже давно доказано, что они защищают от заражения не своего владельца, а человека, который находится возле него.
Маски защищают довольно хорошо, если носить их правильно и регулярно менять на свежие.
Если в общественный транспорт больной коронавирусом войдет, например, в старой, несвежей маске, то из высохших на ее поверхности капель вирусы смогут попасть наружу. Пассажир, который будет сидеть рядом с человеком в такой маске, может заразиться коронавирусом.
Что касается соблюдения двухметровой дистанции, то это эффективный способ защиты от коронавируса.
О прививках
– Прививки защищают от заражения и тяжелого течения болезни?
– Прежде всего, хочу отметить, что надо разделять ту вакцинацию, которая была проведена в Латвии, и ту, которую правительству советовали провести ученые, в том числе – я и мои коллеги из Академии наук. Забегая вперед скажу, что к нам не прислушались.
Во-первых, среди закупленных в Латвии вакцин были и не самые активные, я говорю о препаратах AstraZeneca и Johnson & Jonsson. Эти вакцины вызывают выработку меньшего количества антител, чем, например, препарат Moderna и не могут на обещанное время защитить человека от заражения и от болезни. Тем не менее этими вакцинами было провакцинировано огромное количество латвийцев.
Между прививками AstraZeneca, Johnson & Jonsson и другими, например, препаратами Pfizer и Moderna есть существенная разница в эффективности в пользу последних.
Но это еще не все! Качественная прививка способна защитить не только от тяжелого развития болезни, но и от заражения в принципе. Вопрос только, как долго она может выполнять первую функцию и как долго – вторую. И вот здесь мы переходим ко второй ошибке правительства – бустерной вакцинации.
Вторая ошибка советников
– Дело в том, что время получения бустерной вакцины должно быть не единым для всех, а индивидуальным, и об этом мы неоднократно говорили на заседаниях оперативной группы по управлению кризисом, в том числе – перед началом третьей волны коронавируса более полугода назад, – говорит Ивар Калвиньш. – Мы предупреждали, что количество антител со временем снижается как у переболевших, так и у вакцинированных. Но скорость падения концентрации антител у каждого человека своя – у одного лица количество антител после вакцинации упадет через, например, четыре месяца, у другого через шесть, у третьего через восемь и т. д. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек время от времени делал тест на количество антител. Если количество антител упадет ниже определенного уровня, значит, человек имеет право получить бустерную вакцину.
Напомню, пару месяцев назад бустерную вакцину люди могли получить только при условии, что с момента первоначальной вакцинации прошло не менее полугода. У многих людей количество антител к этому моменту оказалось очень низким, поэтому они заражались, тяжело болели, возможно, даже умирали. Их смерть лежит на совести тех, кто давал правительству ошибочные рекомендации.
– А как надо было поставить процесс ревакцинации?
– Ревакцинироваться надо было не по желанию и не по указанию правительства, а исключительно по результатам теста на количество антител в крови конкретного человека. Упали антитела – имеешь право на получение бустера, их достаточное количество – в бустере нет необходимости.
Учитывая вышесказанное, ревакцинацию следовало начинать в более короткие сроки после вакцинации, чем это было разрешено Государственным советом по иммунизации. Тогда количество заразившихся, количество заболевших и количество умерших от коронавируса было бы намного-намного меньше. По факту получилось так, что почти вся Латвия привита, но люди массово заражаются, заболевают и даже умирают.
Благодаря непродуманным решениям нашего правительства процесс вакцинации был не только провален, но и дискредитирован в глазах латвийцев. Тем, кто хотел получить бустерную вакцину, этого не разрешали, а тех, кто не желал вакцинироваться – заставляли. Люди введены в заблуждение и больше не верят в эффективность прививок, и я не знаю, какие аргументы Минздрав и Государственный совет по иммунизации придумает в следующем сезоне, чтобы обосновать необходимость получения очередной дозы вакцины.
– Но это правда, что вакцинированные легче переносят болезнь и реже умирают?
– Те, у которых уровень антител высокий, почти не заражаются, не заражают других и не болеют. Те, у кого количество антител уже пошло на убыль, болеют, но не слишком серьезно. Если антител нет вообще, то человек может серьезно заболеть и даже умереть.
Что еще известно о ревакцинации?
– Что может произойти, если человек получит бустер, имея достаточное количество антител?
– В результате количество антител будет значительно превышать необходимые для защиты от болезни концентрации. Клеточный иммунитет человека будет резко активирован и может наступить аутоиммунная реакция против рецептора, который связывает гормон под названием ангиотензин. Этот рецептор регулирует артериальное давление, его поражение иммунными клетками может нарушить этот процесс. Непродуманная ревакцинация может быть опасной для тех, у кого есть инфаркт, инсульт, диабет, онкология и многие другие болезни.
Сертификат после болезни
– В настоящее время люди автоматически получают ковид-сертификат, если они переболели коронавирусом или прошли вакцинацию. Как вы оцениваете эту политику?
– Ковид-сертификат должен выдаваться исходя из количества антител, которые сформировались у человека после вакцинации или болезни. Если человек переболел, но уровень антител у него существенно ниже того, чем в среднем у вакцинированных людей, то без проведения дополнительной вакцинации ему не следует выдавать сертификат. Если уровень антител высок, то он должен получить сертификат не на шесть месяцев, как сейчас, а на время, пока количество антител не упало ниже определенного уровня.
То же касается вакцинации. Сначала надо выяснить уровень антител после вакцинации у конкретного человека, и в зависимости от этого определить срок действия его сертификата. Сертификат не должен быть бессрочным, потому что антитела навсегда не сохраняются. Ни после прививки, ни после болезни.
Новое решение правительства
В марте, пока готовился этот материал, Кабинет министров принял решение выдавать ковид-сертификаты также жителям Латвии, имеющим положительный результат теста на антигены коронавируса.
Очень важно знать, что домашний быстрый тест на антигены для получения ковид-сертификатов не годится. Получить сертификат можно будет только на основании антигенного теста, проведенного в лаборатории. Антигенный тест покажет положительный результат только в случае, если человек прямо сейчас болеет ковидом. Факт ковида, перенесенного в прошлом, он не подтвердит.
Правила вступили в силу 7 марта 2022 года.
– После чего вырабатывается большее количество антител: после болезни или после вакцинации?
– В целом переболевший ковидом человек защищен так же, как и только что вакцинированный. Но это в том случае, если количество антител, которые появились в результате заболевания, соответствуют количеству антител, которые появились в результате полной вакцинации.
Омикрон – конец эпидемии?
– Как вам кажется, распространение штамма омикрон может означать конец пандемии, так как, по некоторым данным, он дает более высокий иммунитет, чем вакцины и предыдущие штампы коронавируса?
– Омикрон активирует иммунитет больного против конкретного штамма коронавируса, но мы не можем утверждать, что это защитит переболевшего от других вариантов коронавируса. Вполне вероятно, что осенью к нам придет новый штамм коронавируса, и антитела к омикрону вряд ли помогут избежать заражения.
– Омикрон действительно более безопасный вид коронавируса, который не дает серьезного течения болезни?
– Для молодых он не более опасен, чем грипп, а для пожилых и младенцев даже этот штамм может оказаться смертельным. По этому поводу я не считаю правильным решение о полной отмене сертификатов.
«Он будет чем-то вроде простуды»
– Скажите, когда коронавирус исчезнет из нашей жизни?
– Скорее всего, ковид останется навсегда, но со временем его распространение перестанут называть пандемией. К коронавирусу начнут относиться, как к любому сезонному вирусному заболеванию, например, к гриппу. Его качества, которые приводят к смерти, значительно ослабнут, так как каждый последующий штамм вируса менее опасный, но более заразный. Я допускаю, что через несколько лет коронавирус станет чем-то вроде простуды, по симптомам и течению болезни.
– Будут ли нынешние вакцины эффективны к тем штаммам, которые циркулируют в Латвии сейчас или ожидаются в ближайшие полгода?
– Во-первых, один вариант вируса от другого варианта, хоть и различается, но не столь значительно, чтобы вакцина против них была полностью бесполезна. Прежние вакцины в какой-то мере уберегут от тяжелого течения болезни. Но чем больше различий между тем штаммом, против которого создавалась вакцина, и тем, который циркулирует в данную минуту, тем больше должна быть дозировка вакцины. Это надо обязательно учитывать при разработке схемы и доз вакцинации.
Когда пандемия только началась и меня спросили, что я думаю о вакцинах, я утверждал, что это средство не самое эффективное: когда появится вакцина, того вируса, против которого она разрабатывалась, уже не будет. Так оно и случилось, поэтому вакцина не справляется со своей главной задачей – полностью прекратить перенос инфекции.
– Если вдруг все жители нашей страны будут вакцинированы против коронавируса, получим ли мы коллективный иммунитет?
– Нет, коллективного иммунитета мы не получим. Как я уже не раз говорил, каждый сезон приходит новый вариант вируса. Но чтобы получить коллективный иммунитет, необходимо всех жителей планеты провакцинировать примерно в одно время, за два-три месяца, а это невозможно.
Вся надежда на лекарства
– Что может помочь в борьбе с коронавирусом?
– Я возлагаю надежды на лекарство молнупиравир. Если его принять в течение 24 часов с момента заболевания, то оно нейтрализует способность вируса инфицировать других. То есть, выпив таблетку вечером, утром человек будет неопасен для семьи, родственников. Да и он сам почувствует себя значительно лучше, так как вирус перестанет развиваться в его организме. Замечу, что молнупиравир не был разработан специально для лечения коронавируса, лекарство создавали для лечения другого вируса, но после проверок выяснилось, что он помогает и при Covid-19.
– Есть ли у Латвии эти лекарства?
– Насколько я знаю, Латвия их закупила, но не много, несколько сотен доз, тогда как коронавирусом болеют тысячи латвийцев. Но точно утверждать, что это именно так, я не могу, может быть, к настоящему моменту ситуация уже изменилась.
– Можно ли молнупиравир создать в Латвии, чтобы его не пришлось закупать в других странах?
– У нас есть определенные наработки, и если бы государство дало согласие на производство лекарства, схожего по действию с молнупиравиром, то мы бы справились с этой задачей. Но правительство на это деньги не выделяет, а без них провести работу по созданию лекарства невозможно. Я огорчен, что Латвия вообще не вкладывает средства в проведение исследований всего того, что могло бы помочь в борьбе с коронавирусом.
Прошу оценки
– Сейчас многие европейские страны облегчают въезд для туристов, не требуя от них ковид-сертификатов. Как вам кажется, это правильное решение?
– Я считаю, что неправильное. Да, со временем вирус становится более легким, не вызывает таких последствий, как раньше, но дать гарантию, что не появится штамм, который вызовет повышение числа смертности, мы не можем. А открытые границы только поспособствуют распространению новых вариантов.
– Что должно сделать наше правительство, чтобы не допустить этого?
– Во-первых, не отменять полностью ковид-сертификаты, во-вторых, обеспечить возможность провести тестирование всех, кто в этом нуждается. Для этого в день следовало бы было сделать не менее 25 000 тестов и таким образом обнаружить даже бессимптомных носителей вируса.
В-третьих, на начальных этапах волн ковида государство должно обеспечить всем зараженным коронавирусом возможность изолироваться в гостиницах, причем за государственный счет. Это тоже будет способствовать уменьшению распространения коронавируса. Сейчас, если заболел один человек, то обязательно заболеют все его домашние.
И четвертое. Государство не должно по своему усмотрению запрещать или разрешать своим гражданам ревакцинироваться. Вакцинация должна быть добровольной, но ее следует проводить «по уму», исходя из количества антител у конкретного лица, а не тогда, когда это определило государство или решил сам человек.
Ольга ВАХТИНА