Недавно в Латвии грянул очередной скандал: министр финансов Янис Рейрс отстранил от должности генерального директора Службы государственных доходов Иеву Яунземе. Повод для такого решения был самый серьезный. По мнению министра, в главном налоговом ведомстве страны недостаточно борются с коррупцией.
У работников СГД в руках находится огромная власть. Учреждение отвечает не только за сбор налогов, работу с налоговыми должниками, но также и за таможню.
Скандальные истории происходят практически каждый год.
■ ■ ■
Май 2016 года. Задержан налоговый инспектор, который вымогал взятку у совладельца сельского хозяйства, обещая облегчить ему жизнь. Как вспоминала пострадавшая Лидия Силдаре, к ней в магазинчик явились двое работников СГД и практически прямо завели разговоры о взятке: «Мол, мы же свои люди, с нами можно без проблем договориться». Не исключено, что по такой схеме нечестные инспекторы обрабатывали и других владельцев предприятий.
Июль 2020 года. Задержана целая группа преступных лиц, которые требовали у предпринимателя взятку в размере 65 тысяч евро для передачи работнику СГД. Взамен сотрудник налогового ведомства обязался организовать проверки в ряде предприятий и придушить их негативными заключениями.
Апрель 2021 года. Сотрудники Таможенного управления СГД задержаны по подозрению в контрабанде в крупном объеме.
Июль 2022 года. Пятеро сотрудников Управления по взысканию налогов СГД задержаны по подозрению в злоупотреблении служебным положением и подделке документов. Официально поясняется, что «нарушение связано с уничтожением акцизных товаров, изъятых у некоторых коммерсантов». По всей видимости, работники СГД не передавали товары на уничтожение, а возвращали их в коммерческий оборот. По этому делу у подозреваемых были обнаружены крупные суммы наличных денег, табачные изделия и более 1900 различных бутылок алкогольных напитков.
Часть этих дел раскрыта Управлением внутренней безопасности СГД, то есть нельзя сказать, что служба не борется против коррупции. Но для того, чтобы оценить эффективность этой борьбы, нужно знать, сколько случаев так и остались нераскрытыми. А это, как вы понимаете, невозможно.
■ ■ ■
Зато мы можем судить о коррупции в СГД по дерзости новых преступлений работников службы. Очередной случай стал последней каплей в чаше терпения министра финансов Яниса Рейрса и 15 сентября привел к отстранению главы налогового ведомства Иевы Яунземе. Против Яунземе возбуждено дисциплинарное дело.
«Произошло небывалое дело, – комментировал свое решение Рейрс. – Задержана организованная преступная группа, которая состоит из высокопоставленных работников СГД. Задержанные, которые по решению суда находятся под арестом, это не какие-то налоговые инспекторы или отдельные таможенники, они работают в управлении СГД под руководством директора, который, в свою очередь, подчиняется генеральному директору службы».
Должностные лица задержаны за самые серьезные преступления, которые только можно было совершить, подчеркивает министр: «Невозможно представить, как после всего этого учреждение может притворяться, что ничего не произошло, и продолжать спокойно работать дальше».
■ ■ ■
Что же произошло в Датском королевстве, то есть в таинственных глубинах главного налогового ведомства страны?
В августе по подозрению в коррупционной деятельности задержаны как минимум трое многолетних следователей Налогово-таможенной полиции СГД. Вполне вероятно, что с ними сотрудничал еще один коллега. Улик против двоих следователей оказалось так много, что они уже находятся под стражей.
Пострадавшим оказался предприниматель Андрис Рамолиньш, совладелец фирмы STIGA RM. Сам процесс вымогательства взятки напоминает детективный сюжет и, судя по всему, был хорошо организован.
■ ■ ■
Еще прошлой осенью бизнесмен получил сигналы о том, что против него готовится заказное уголовное дело. И через несколько месяцев к Андрису Рамолиньшу пришла следователь налоговой и таможенной полиции. Она сообщила, что в отношении бизнеса семьи бизнесмена возбуждено уголовное дело. При этом предпринимателю сразу сообщили, что уголовное дело заказное, то есть, по всей видимости, оно проплачено его конкурентами.
Основной акцент вымогатели делали на общественный скандал, который может разрушить репутацию и бизнес предпринимателя. Поэтому Андрису Рамолиньшу предложили договориться и за 100 000 евро спустить уголовное дело на тормозах.
При этом предпринимателю намекнули, что его случай далеко не первый в практике следователей СГД. И «стол заказов» работает не только для приема заказов, но и в случае реальных уголовных производств. В качестве доказательства предпринимателю показывали конфиденциальную информацию из других уголовных дел.
В итоге Андрис Рамолиньш согласился на условия следователей СГД, но всю информацию о сделке передал в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). Ну а далее процесс действительно развивался по детективному сюжету.
■ ■ ■
Вымогатели велели предпринимателю купить два новых мобильных телефона и далее сообщение шло только по ним. Телефон нужно было держать в режиме полета и включать в строго определенное время.
На встречу предпринимателю надо было приходить одному без охраны, при этом каждый раз его обыскивали. Места встречи постоянно менялись, один раз на переговоры надо было идти даже на кладбище. И хотя на переговоры приходил один и тот же следователь, у предпринимателя не вызывал сомнения тот факт, что здесь действует целая группировка сотрудников СГД. Было заметно, что за предпринимателем наблюдают со стороны, чтобы исключить возможность вмешательства правоохранительных органов.
Но тем не менее можно сказать, что все закончилось хорошо и вымогатели были задержаны.
■ ■ ■
Журналистам передачи Nekā personīga удалось выяснить имена задержанных и оказалось, что это далеко не рядовые сотрудники СГД. Так, самой главной фигурой является многолетняя работница СГД Инита Луре. В финансовой полиции она работает с 2005 года. В течение полутора лет она также занимала руководящую должность – была заместителем начальника Первого следственного управления. До августа этого года Луре была старшим следователем налогово-таможенной полиции. Трудовые отношения СГД с ней были прекращены всего за две недели до ареста. Вместе с Луре был арестован ее коллега Интар Шталбергс. На службе он с 2018 года. А в августе этого года его повысили до должности начальника Первого следственного отдела Управления по расследованию финансовых преступлений.
Также известно, что обыски БПБК были проведены в доме другого сотрудника СГД – Яниса Акментиньша.
Пострадавший Андрис Рамолиньш утверждает, что знает, кто является заказчиком сфабрикованного уголовного дела – об этом ему сообщила сама следователь СГД. И произошло это по указке известного «серого кардинала» политической силы, находящейся у власти. Конкретных имен он не назвал, так как подписался о неразглашении информации.
■ ■ ■
Если все, что говорит Андрис Рамолиньш, правда, то это просто катастрофа. Получается, что коррупция насквозь пронизала всю систему государственного управления.
С одной стороны, правительство в последние годы проводит очень активную борьбу с теневой экономикой и жестко закручивает гайки. Любой доход, который могут иметь люди, хотят обложить налогами. С другой стороны, СГД, которая занимается сбором налогов, получила огромные полномочия для борьбы с теневой экономикой. Теоретически против любого предприятия можно сфабриковать фальшивое уголовное дело и обвинить его в неуплате налогов или других нарушениях. И получается, что СГД превращается в мощный репрессивный аппарат, который можно использовать в целях личного обогащения.
Таким образом, чрезмерное увлечение борьбой с теневой экономикой и расширение полномочий налоговой службы может привести к негативным последствиям – к росту коррупции. Если раньше коррупционные скандалы в СГД носили единичный характер – кто-то банально попался на взятке, то сейчас дело идет об организованной группировке, которая (по словам Андриса Рамолиньша) поставила исполнение заказов на поток и может иметь влиятельных покровителей.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист