Недавно Мартиньш Казакс, президент Банка Латвии, подтвердил, что к Новому году в Латвии может начаться техническая рецессия. Давайте разберемся, что это такое и свидетельствует ли рецессия о новом экономическом кризисе.
По данным статистики, ВВП Латвии во втором квартале снизился на 1,4% по отношению к первому кварталу. В годовом разрезе прирост экономики снизился с 6,7% в первом квартале до 2,6% во втором квартале.
По неофициальным правилам, падение ВВП в течение двух кварталов подряд является признаком начала экономического кризиса. Иногда такой кризис еще называют технической рецессией. То есть обоснованно говорить о начале рецессии в Латвии можно будет только в конце 2022 года, когда станут известны результаты ВВП за третий квартал. Если к декабрю также будет наблюдаться сокращение ВВП, можно говорить о рецессии.
Уже сегодня в такой ситуации оказались США, где в течение двух кварталов подряд зафиксировано падение ВВП. Правда, администрация президента Байдена отказывается называть происходящее рецессией, а использует загадочный термин «необходимое замедление экономики». Но сути происходящего это, конечно, не меняет.
■ ■ ■
Многие эксперты пророчат США и Евросоюзу дальнейший спад экономики. Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева не исключает наступления глобальной рецессии в 2023 году. «Перспективы за последнее время значительно ухудшились. 2022 год будет тяжелым, но 2023 год, возможно, будет еще тяжелее. Риски рецессии в 2023 году возросли», – считает Кристалина Георгиева.
Сейчас весь вопрос в том, насколько глубоким будет спад. Большинство экспертов уверено, что спад будет мягким и в общем итоге даже пойдет на пользу экономике. Но, например, американский аналитик Нуриель Рубини, предсказавший кризис 2008 года, считает, что мировую экономику могут ожидать глубокие потрясения.
■ ■ ■
Что же касается Латвии, то все наши эксперты и политики говорят о мягком сценарии. Тот же Мартиньш Казакс полагает, что нет никакого повода говорить о глубоком кризисе в экономике Латвии. Предполагается, что в результате рецессии жителям лишь придется немного сократить свое потребление и не более того.
Обоснование у этой точки зрения следующее. ВВП в упрощенном виде – это общее количество произведенных товаров и услуг. Чем больше люди потребляют, тем сильнее растет экономика. Сейчас из-за активного печатания денег в недавнем прошлом и сложной геополитической ситуации спрос стал превышать предложение. Деньги у большинства жителей пока есть, а вот товаров на всех может не хватить. В результате мы получили резкий рост инфляции. Как можно решить эту проблему? Теоретически надо бы производить больше товаров и услуг. Только вот в краткосрочном периоде увеличить производство не получится, да решить проблему дефицита ресурсов не очень просто. В такой ситуации самый простой способ снизить инфляцию – это сократить потребление. Именно этим сейчас и занимаются мировые центробанки. Тон всем задает Федеральная резервная система США, которая активнее всех повышает процентные ставки. Остальные центробанки тоже не отстают, вот и Европейский центральный банк в июле поднял ставку на 0,5%. Кредиты станут дороже, а денег в экономике станет меньше.
Такие мероприятия действительно должны ограничить спрос. И первые результаты уже налицо – биржевые цены на ряд ресурсов, в частности, на цветные металлы, стали падать.
Глава ФРС считает, что экономика США сейчас находится в отличном состоянии и никакие кризисы ей не грозят. А небольшое охлаждение экономики – это та цена, которую надо заплатить за стабилизацию инфляции. Примерно такой же точки зрения придерживаются и остальные главы центробанков, а также наше экономисты. Поэтому по поводу приближающейся рецессии никто особо не переживает – как-нибудь переживем.
■ ■ ■
Что же ожидает экономику Латвии при мягком варианте рецессии? Уже сейчас, в условиях роста цен на продукты питания и коммунальные услуги, многие жители начинают экономить. Зимой же экономить придется еще больше. В результате потребление товаров и услуг, не относящихся к группе жизненно важных, сократится. А значит, уменьшится и ВВП.
«Более крупные счета за электричество и отопление означают уменьшение трат на другие товары, это снизит общее потребление. Это – одна из причин, по которым Банк Латвии прогнозирует остановку роста экономики в третьем квартале и возможное небольшое снижение ВВП в последние месяцы года», – считает экономист банка Luminor Петерис Страутиньш.
При этом рецессия сильнее всего ударит по малообеспеченным жителям, у которых львиная доля трат уходит на коммунальные издержки и питание. Эксперты советуют бедным людям во время зимы экономить и отказываться от покупки товаров длительного пользования, например, бытовой техники. Увы, опять мы начинаем бороться с кризисом через затягивание поясов.
■ ■ ■
При таком сценарии объем заказов в промышленности уменьшится, но сокращение не станет критическим. Поэтому экономисты считают, что массовых увольнений и резкого роста безработицы не будет.
Единственный минус: может сократиться или вообще остановиться рост зарплат. В группе риска находятся строительная отрасль и транзит, которые могут пострадать сильнее всего. Финансовый сектор пока стабилен и там особых проблем не ожидается.
А вот рынок недвижимости даже при мягком варианте развития событий может немного охладиться. По данным агентства Arco Real Estate, уже в июле цены на серийные квартиры снизились на 0,1%. Небольшое, но все же знаковое снижение. Весенний ажиотаж закончился, и потенциальные покупатели очень осторожно относятся к покупке жилья. А с началом отопительного сезона эта осторожность может увеличиться.
Сразу скажу, что при умеренной рецессии обвала на рынке недвижимости не ожидается. Тем не менее в соседней Швеции цены на недвижимость падают уже почти шесть месяцев подряд.
■ ■ ■
Но, как уже упоминалось, есть и другое, более жесткое мнение насчет грядущей рецессии. Так, авторитетный экономист Нуриель Рубини ожидает, что мировую экономику настигнет глубокий экономический кризис.
«Представление, что рецессия будет короткой и поверхностной, совершенно бредовое», – уверен эксперт.
По его словам, для серьезного падения ВВП и долгового и финансового кризисов есть много причин. Среди аргументов Рубини назвал растущую ключевую ставку по кредитам, а также большие долги американской экономики, которые достигли исторических вершин за время пандемии коронавируса. Долговая нагрузка развитых стран продолжает расти, и это отличает ситуацию от кризиса 1970-х годов: тогда уровень долга был небольшим.
Другие эксперты утверждают, что мировая экономика сейчас является очень слабой. Экономический рост в прошлом году был всего лишь частичным восстановлением после ковидных ограничений и не более того. Мощные стимулирующие программы привели к росту потребления, которое нам выдают за экономический рост. На самом деле мировая экономика очень слаба, а разрушенные логистические цепочки полностью не восстановлены. В условиях ослабленной экономики и огромных накопленных долгов любое ужесточение денежно-кредитной политики будет иметь катастрофические последствия. Говоря простым языком, ослабленные и погрязшие в долгах корпорации без дополнительной поддержки будут просто банкротиться. И в данной ситуации больше всего может пострадать именно Европа, которая имеет долгов не меньше, чем США, но практически лишена собственных энергоресурсов. Поэтому экономика Европы окажется под двойным ударом – увеличения процентных ставок и резкого роста цен на энергоносители. В итоге при негативном варианте развития событий Европу может ожидать резкое падение спроса.
Ну а так как Латвия сильно интегрирована в европейскую экономику, то жесткий вариант кризиса может быть импортирован и к нам.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист