Если в 2017 году потребление алкоголя на душу населения в Латвии составляло 10,9 литра в год, то в 2022-м – уже 11,9. Это худший показатель в Европе. Пока правительство решает, как сделать жизнь нации более трезвой, наркологи лечат тысячи пациентов, попавших в объятья алкогольной зависимости. В большинстве случаев лечение проходит успешно. Как сейчас алкоголику избавиться от пагубной привычки с помощью государства?

«Я проснулась, и стало страшно…»

Елгавчанке Марии было всего 28, когда она осознала, что увлечение алкоголем приобрело губительный характер.

– Мой самый длинный запой длился несколько месяцев, с недолгими перерывами, – вспоминает Мария. – Помню, с друзьями отмечали Новый год – бурно, весело, несколько дней, часто напиваясь до беспамятства. А когда я наконец очнулась, на дворе был май, а сама я находилась в больнице, под капельницей. Мне стало страшно, и я прямо на месте поклялась сама себе, что больше – ни капли.

Мария прошла лечение, состоящее из приема медикаментов, консультаций психолога, групповых психотерапевтических занятий и регулярных посещений нарколога. С тех пор прошло семь лет – женщина живет жизнью обычного человека, к спиртному не притрагивается (по ее словам, даже не тянет).

Однако в Латвии немало людей, которые даже в самый страшный момент не могут остановиться. Почему так происходит?

– Увы, для населения сейчас алкоголь очень доступен, доступен он и взрослым, и детям, причем в большом ассортименте и по акциям, – говорит доктор Астрида Стирна, руководитель Службы наркологической помощи Рижского центра психиатрии и наркологии и главный специалист по наркологии Министерства здравоохранения. – Дошло до того, что стало невыгодно готовить самогон, из-за повышения цен на сахар и энергоресурсы спиртное экономнее покупать в магазине.

Худшие показатели в Европе

Да, алкоголь широко доступен, но ведь не все же становятся алкоголиками.

– Многое тут зависит от государства. Есть страны с сильной политикой по отношению к алкоголю, например, с запретом на ночную торговлю алкоголем, высоким возрастным порогом для покупки алкоголя, например, не ниже 21 года. В нашем же государстве все еще продолжается дискуссия о том, чтобы повысить возрастной ценз при покупке алкоголя до 20 лет.

Думаете, что это улучшит ситуацию?

– Конечно! Мы видим это по опыту Литвы, где это уже сделали. Литовцы ограничили время торговли по выходным, например, в воскресенье алкоголь продают только до трех часов дня. Ситуация у них улучшилась. В нашей стране худшие показатели в Европе по потреблению алкоголя.

И что с этим можно сделать на государственном уровне?

– Я думаю, что надо говорить не только о доступности лечения и профилактике, но о государственной политике.

Производители и торговцы говорят, что новые запреты ничего не дадут, но наш опыт показывает, что важное значение имеет ограничение доступности алкоголя. Я помню результат запрета ночной торговли алкоголем, которая у нас в свое время процветала. Тогда тоже были скептики, говорившие, что люди все равно будут напиваться. Тем не менее проблема уменьшилась, меньше автоводителей стали по ночам ездить за алкоголем, перестали по ночам шастать к магазинам и пить подростки.

– Но пока мы пьем больше прежнего. Почему это происходит?

– Одним из факторов стал ковид. Многие люди перешли на удаленный режим работы, в связи с этим могли позволить себе одновременно и работать, и употреблять алкоголь. Этому подвержены разные слои населения, в том числе и интеллигенция.

Чаще всего человек, употребляющий алкоголь, не видит свою проблему, до него начинает доходить только тогда, когда у него возникают проблемы со здоровьем.

Откуда что берется?

– Сколько можно пить, чтобы не превратиться в алкоголика?

– Никто не может точно сказать, – признается доктор Стирна. – Эксперты ВОЗ считают, что не существует никакой рекомендованной дозы. Для одного человека эта условная рекомендованная доза может стать причиной серьезных проблем со здоровьем и зависимостью, а другому от нее ничего не будет. Но фактически любая доза алкоголя опасна, так как мы не знаем, какие последствия она за собой повлечет.

И как понять, что человек начал злоупотреблять алкоголем?

– У такого человека начинается ежедневная тяга к спиртному, он не может это контролировать, увеличивает дозы принимаемого алкоголя, поскольку у него возрастает толерантность. И если раньше он выпивал, например, по стакану, то теперь может выпить целую бутылку. Еще одним сигналом становится то, что человек может выпить с самого утра, когда ему требуется опохмелиться. Все это – сигналы проблемы.

Диагноз, это на всю жизнь

Играют свою роль здесь и генетика?

– Если у кого-то из членов семьи были проблемы с алкоголем, то увеличивается вероятность возникновения таких проблем у его детей. Но может быть и наоборот – ребенок насмотрится на своих родителей, и в жизни не притронется к спиртному. Также чем раньше в смысле возраста человек начал употреблять алкоголь, тем больше вероятность развития алкогольной зависимости. Это доказано рядом исследований. В частности, в Северных странах проводилось исследование подростков, и было показано, что те из них, кто рано начал употреблять алкоголь, имеют риск развития алкогольной зависимости в четыре раза больше, чем их сверстники, начавшие употреблять спиртное во взрослом возрасте. Это доказывает, что чем сильнее мы будем откладывать возраст знакомства человека с алкоголем, тем лучше. Это существенно!

Правда ли, что женский алкоголизм неизлечим?

– Нет, так сказать нельзя. Алкоголизм неизлечим, независимо от того, мужской он или женский. Если диагноз был поставлен – это на всю жизнь. Вопрос в том, что мы можем сделать, чтобы задержать эту болезнь, чтобы она не развивалась дальше, чтобы добиться стабильной ремиссии. А это опять зависит от самого человека, от того, чего он хочет сам, от того, какова его мотивация и хочет ли он что-то изменить. Если, например, у человека был эпизод злоупотребления алкоголем, возникла опасная для жизни ситуация, и он побывал в лечебном учреждении, а потом ничего не делает в плане лечения, то, по данным исследований, в 40–70% случаев происходит рецидив. В Латвии есть программа лечения. К сожалению, для наркологических пациентов не предусмотрены компенсируемые медикаменты, их приходится покупать за полную цену, а ведь часто наши больные – люди малообеспеченные.

Когда у человека нет денег ни на медикаменты, ни на пребывание в стационаре, риск рецидива увеличивается.

«И тебя вылечат… Если захочешь»

Как сейчас лечат от алкогольной зависимости?

– Основное лечение, конечно, проводится амбулаторно. Стационарное же лечение в первую очередь предусмотрено в случаях острого психоза или при тяжелом абстинентном состоянии пациента.

В наркологическом стационаре Рижского центра психиатрии и наркологии два отделения. Первое – острое, куда пациент попадает в состоянии интоксикации или психоза и лечится в среднем от 1 до 14 дней.

Второе – отделение Миннесотской программы, где лечение длится 28 дней и включает в себя услуги психиатров, ресоциализацию и другую помощь, необходимую пациенту для изменения образа жизни.

Лечение по Миннесотской программе могут получать не только бывшие пациенты «острого» отделения, но и все зависимые люди с направлением нарколога.

Из «острого» отделения стационара пациента выписывают на амбулаторное лечение или переводят в стационар на психотерапевтическую программу (Миннесотская программа). Эта программа доступна только в трех местах в Латвии: в Рижской психоневрологической больнице, в больнице «Гинтермуйжа» в Елгаве и в рижском Центре морской медицины (SIA Akrona 12).

В какую сумму могут обойтись лечение и медикаменты?

– Находясь в стационаре, человек должен платить только пациентский взнос – 7 евро в день, начиная со второго дня пребывания. Общая сумма, которую он заплатит за лечение от алкоголизма в круглосуточном стационаре за один год, по закону не может превышать 355 евро. За одну амбулаторную консультацию специалиста по государственным квотам пациент платит 4 евро. А вот медикаменты при амбулаторном лечении недешевые, самое малое надо рассчитывать примерно на 100 евро в месяц.

Миннесотская программа в стационаре рассчитана на 28 дней, поэтому набегает некоторая сумма, и не все могут позволить себе провести в больнице такой срок. Кроме того, часто прохождению программы мешает работа, поэтому мы думаем над тем, как сделать в нашей стране эту программу амбулаторной, чтобы человек один-два раза в неделю приходил на занятия групповой терапией.

Для этого мы ждем государственную поддержку, а пока работаем с тем, что есть. На психотерапевтическую программу у нас очередь.

Будет программа мотивации

Ожидается ли что-то новое в 2024 году?

– В следующем году мы открываем новое отделение после ремонта, тогда у нас появится возможность принять больше пациентов на новую программу мотивации. Ведь пациент после некоторого перерыва далеко не всегда готов продолжать лечение, он не знает, надо ли ему это, он не понимает, вылечился или нет, и ему надо помочь решить, продолжать ли лечиться в стационаре или амбулаторно, с этой целью мы хотим дополнить Миннесотскую программу программой мотивации.

Каков алгоритм получения оплачиваемой государством помощи?

– В первую очередь главное контактное лицо для пациента – это амбулаторный нарколог, к которому обращается сам человек.

Нарколог является специалистом прямого доступа, это значит, что попасть к нему по государственной квоте можно без направления семейного врача.

Очереди на посещение нарколога за пациентский взнос практически нет, например, к специалистам Рижского центра психиатрии и наркологии можно попасть меньше чем через пять дней после записи (тел.: 67080147, 67080193).

Как много времени занимает процесс лечения?

– У всех по-разному. Если человек после снятия острой интоксикации не желает продолжать лечение, то может выписаться из стационара даже через несколько дней. Но если он принял решение начать бороться со своей зависимостью, то остается на максимальный срок.

И что дальше?

– Дальше он идет к наркологу, с которым лечение проходит уже в амбулаторных условиях. Для получения стойкой ремиссии понадобится три-шесть месяцев активного наблюдения у специалистов и участия в программах, не меньше. И затем нарколог определит, как часто пациенту нужно приходить на консультацию – кому-то раз в неделю, кому-то раз в несколько месяцев.

Если, допустим, пациент в ремиссии, и визиты к наркологу не частные, но человек чувствует, что вот-вот сорвется…

– Надо непременно связаться с лечащим врачом и возобновить какой-то из назначенных курсов. Обычно пациенты так и делают – они сами ищут помощи, понимая, что есть риск срыва.

Не верьте пьяным!

Какой среднестатистический портрет современного алкоголика?

– Это определенно мужчина (соотношение женщин и мужчин – 1 к 4). Средний возраст – 25–45, но бывают проблемы и у 60–80-летних.

Как вообще пациенты в остром состоянии попадают на лечение в Рижский центр психиатрии и наркологии?

– В отдельных случаях пациентов доставляют экипажи неотложной помощи, которые вызывают родственники, других больных доставляет полиция. От сезона это не зависит, но зима – традиционное время праздников и застолий, так что наплыв пациентов в Центр наркологии и психиатрии в связи с этим увеличивается.

Много ли пациентов принимает центр?

– Все наши 28 коек практически всегда заняты. Такого, чтобы в отделения не было возможности принять пациента из-за переполненности, еще не случалось, но работы хватает. Вот сейчас время обеда, есть несколько пустых коек. Уверена, что это ненадолго и к вечеру или наутро они будут заняты.

Есть ли у нас принудительное лечение от алкоголизма?

– Принудительного лечения нет – кроме случаев, когда психическое состояние пациента неконтролируемо и опасно для общества и для него самого. Но как только это состояние нормализуется, у человека есть все права идти домой, если он того захотел. Но наши сотрудники честно пытаются побудить пациента начать лечение. В большинстве случаев это удается.

Есть очень хорошие примеры, когда ремиссия длится более 10 лет, но какие-то резкие изменения, например, сильный стресс, могут спровоцировать у человека рецидив.

Какие еще сигналы могут подсказать, что человеку снова пора обращаться за помощью?

– Повышенная нервозность, нарушения сна… Да человек сам чувствует, что у него начался процесс возврата, и сам обращается к специалисту.

Что делать, если человек говорит, что у него все нормально: «Хочу – пью, не хочу – не пью»?

– Это отрицание болезни. С таким пациентом бесполезно работать.

Но часто эти же люди в подпитом состоянии чуть ли не плача говорят, что готовы лечиться!

– Не верьте. О желании лечиться человек должен сказать, будучи абсолютно трезвым. Принцип «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» в данном случае не работает.

Не решайте проблемы алкоголика!

Что можно посоветовать близким человека с алкогольной зависимостью?

– Ошибки близких – скрывать зависимость, решать рабочие проблемы алкоголика, ограждать от них (чем часто грешат жены, думая, что помогают таким образом мужу). Так можно довести до ситуации, когда уже никто не поможет.

В жизни бывает всякое. Если человек случайно «перебрал» или отравился некачественным алкоголем и обратится за помощью, помогут ли ему за счет государства?

– Интоксикация не возникает от одного веселого вечера – люди попадают к нам после нескольких дней беспрерывного питья, вплоть до недели. Причем в эти периоды у человека с каждым днем увеличивается переносимость алкоголя, и, соответственно, увеличивается доза.

А тем, кто просто нечаянно перебрал, рекомендуется пережить этот тяжелый день, выспаться и пить много воды, и наутро вы снова будете в строю.

Если говорить именно об алкогольном отравлении, то в последнее время очень редко встречаются отравления суррогатным алкоголем. В Латвии вполне доступен легальный алкоголь, так что смысла в крутке нет.

Правда ли, что людям, которым утром после употребления алкоголя плохо, алкоголизм не грозит?

– Если нет желания опохмелиться, то не грозит. Нормальный человек наутро даже смотреть на рюмку не может. А вот если наоборот – то это сигнал.

Как попасть на Миннесотскую программу?

■ Должен ли участник Миннесотской программы находиться в стационаре или программу можно проходить амбулаторно?

В Рижском центре психиатрии и наркологии, а также в больнице «Гинтермуйжа» программа осуществляется в круглосуточном стационаре, в центре Akrona 12 – также и в дневном стационаре.

■ Какие направления и справки от врачей нужны для участия в Миннесотской программе?

– Необходимо направление от нарколога, в Рижском центре психиатрии и наркологии просят также справку о состоянии здоровья от семейного врача.

■ Какова стоимость участия в программе?

– Все три упомянутые больницы осуществляют лечение по государственной квоте в круглосуточном стационаре, при этом пациент платит только 7 евро в сутки. Кроме того, в больнице «Гинтермуйжа» можно пройти стационарную программу без направления за 2769 евро, в центре Akrona 12 курс лечения за собственные средства обойдется пациенту в 1980 евро (в больнице) или в 1480 евро (в дневном стационаре).

■ Кто из пациентов полностью освобожден от оплаты?

При лечении по государственной квоте действуют все освобождения от пациентского взноса, что и при лечении в обычной больнице. Например, ничего не должны платить пациенты, имеющие статус неимущих (trūcīgā persona).

■ Правда ли, что Государственное агентство занятости (ГАЗ) тоже может направить человека на Миннесотскую программу? Какие шаги надо предпринять, чтобы получить такое направление?

Да, с 2012 года ГАЗ обеспечил Миннесотскую программу примерно 2500 безработным латвийцам, которые не могли найти работу из-за проблем с алкоголем. Любой житель со статусом безработного может обратиться за этой помощью в свой филиал ГАЗ, лечение будет полностью бесплатным, агентство компенсирует даже проезд до больницы и обратно.

В 2023 году ГАЗ также оплачивал для безработных услуги кодирования в Рижском центре психиатрии и наркологии. С большой долей вероятности программа будет продолжена и в 2024 году.

■ Может ли пациент выбирать, в каком стационаре проходить Миннесотскую программу?

Да.

■ На какую поддержку может рассчитывать пациент после окончания Миннесотской программы? Например, есть ли какие-то группы поддержки?

Да, такие группы поддержки действуют, например, при медицинском центре Akrona 12. Также и в территориальном центре Рижского центра психиатрии и наркологии в Пардаугаве по ул. Лермонтова, 1, доступна бесплатная группа поддержки для неимущих лиц и инвалидов, страдающих от зависимостей (больше информации по телефону 67715108).

■ Куда обращаться за информацией об участии в программе?

Вот контакты всех медицинских центров Латвии, которые реализуют Миннесотскую программу для лиц с алкогольной зависимостью:

  • Рижский центр психиатрии и наркологии (Рига, ул. Твайка, 2) – 67080112;
  • больница «Гинтермуйжа» (Елгава, ул. Филозофу, 69) – 63020347, каждый день с 8.00 до 12.00;
  • медицинский центр Akrona 12 (Рига, Вецмилгравская 5-я линия, 26) – 67586524, 27586524.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.