С учетом экономической ситуации в стране Сейм поручил Кабинету министров заново оценить систему вознаграждений для высших должностных лиц. Такое решение было принято под давлением общественности, ведь более 16000 граждан Латвии подписались под петицией против повышения зарплат власть имущим.
Петиция «За замораживание зарплат президента, министров и других слуг народа» была размещена на портале manabalss.lv в октябре 2022 года. Уже к началу декабря под обращением подписались 10000 граждан Латвии, после чего петиция была передана в Сейм.
Как известно, общественное возмущение не остановило власти от повышения зарплат должностным лицам уже с 1 января.
В 2023 году Сейм выделил дополнительные три миллиона евро на повышение зарплат политическому руководству страны.
Цифра
Зарплата премьер-министра выросла на 52%, министра – на 42%, спикера Сейма – на 75%. А вот рядовые чиновники получили прибавку к зарплате, которая в среднем равняется 70 евро.
Правда, к 15 апреля 2023 года правительство по поручению Сейма обязано пересмотреть систему вознаграждений для высших должностных лиц «с учетом экономической ситуации». Но надежда, что власть имущие сами откажутся от прибавки, весьма мала.
В связи с этим предприниматель Нора Фреймане начала сбор подписей под новой петицией «О порядке реформы зарплат в системе государственного управления». Всего за неделю под инициативой на портале manabalss.lv собрано около 1000 подписей.
У Норы Фреймане и ее единомышленников три требования к властям:
- отменить повышение зарплат для президента, членов правительства и прочих политических должностных лиц и вернуть их вознаграждение на уровень 2022 года,
- вернуться к повышению зарплат политическому руководству страны только после окончания кризиса, когда инфляция вернется к приемлемым значениям и средства на повышение зарплат можно будет изыскать за счет увеличения эффективности госуправления,
- впредь начинать повышение зарплат не с высшего руководства, а с чиновников, доходы которых не превышают 2500 евро на бумаге.
Суть инициативы
– Нора, расскажите, почему вы решили выступать против повышения зарплат высшим должностным лицам страны и последовательно делаете это с октября 2022 года?
– У меня есть желание изменить создавшуюся ситуацию. Я никогда не возражала против повышения зарплат чиновникам средней руки, судьям, их помощникам и т. д. Во-первых, потому что их зарплаты не поднимались годами, во-вторых, потому что доходы таких работников действительно маленькие и не соответствуют требованиям рынка труда. По этим причинам многие должности в министерствах долгое время остаются вакантными, высококвалифицированные специалисты не хотят работать на государство за маленькую зарплату.
По первоначальной задумке реформа зарплат в госуправлении должна была изменить именно эту ситуацию. Но в процессе реализации реформы произошел перекос. Сотрудники, без которых работа министерства остановится, по-прежнему получают низкие оклады.
– Насколько эти оклады малы?
– В передаче Kas notiek Latvijā, в которой я участвовала и которая была посвящена реформе зарплат, директор Государственной канцелярии Янис Цитковскис сказал, что эти люди получили прибавку размером от 1 евро до 20 процентов от зарплаты. В сравнении с нынешней инфляцией это не прибавка.
После моего участия в передаче мне написала работница министерства с двумя высшими образованиями, со знанием трех языков. Ее зарплата до поднятия ставок была 1050, а сейчас стала 1150 евро на бумаге. Как можно высококвалифицированному работнику так мало платить? Очень обидно, что у таких, как она, зарплата не растет годами, а у министров зарплата меняется практически каждый год, причем существенно.
Мы разработали петицию, наши требования к пересмотру заработной платы сделают процессы государственного управления более эффективными и прозрачными.
Если Сейм примет эту инициативу, то не только проявит солидарность с обществом, но и сделает реальный шаг к удержанию и привлечению высококвалифицированных кадров с конкурентоспособной заработной платой в органы государственного управления.
«Сам принял закон, сам и измени его!»
– На днях мэр Риги Мартиньш Стакис заявил, что если бы дума отказала ему в увеличении зарплаты (с 3851 до 6415 евро в месяц), то прибавки не получили бы и остальные работники самоуправления.
– Этот аргумент не выдерживает никакой критики! Да, закон проводит параллель между повышением зарплат высших и средних чиновников. Но кто придумал, кто продвинул этот закон? Это те самые лица, чья зарплата в этом году выросла на тысячи евро. Поэтому не должно быть препятствий к изменению закона таким образом, чтобы сначала зарплата поднималась у мелких чиновников и только потом – у их руководителей. Кроме того, я не вижу проблемы изменить закон таким образом, чтобы величина зарплаты руководителей зависела от размера оклада их подчиненных, а не наоборот.
Самый худший работник – самый высокооплачиваемый
– Почему вы так категорически протестуете против уже произошедшего повышения зарплат министров, депутатов Сейма и т. д.?
– Нынешняя экономическая ситуация в Латвии – главная причина, по которой следовало бы заморозить зарплаты власть имущих. Показатель инфляции в Латвии в январе 2023 года составил 21,5%, он самый высокий среди стран ЕС (например, в Испании годовая инфляция в январе зафиксирована на уровне 5,8%). Людям сложно заплатить по коммунальным счетам, а власти в это время повышают себе зарплату. Это ужасающий цинизм.
Второй аргумент против повышения зарплат заключается в размере этого повышения. Как я уже сказала, зарплата чиновников выросла совсем чуть-чуть, а зарплата министров, депутатов Сейма, и т. д. повысилась на 27–75%.
Я работаю в частном секторе, у меня много знакомых предпринимателей. Поэтому я точно знаю – как бы старательно человек ни работал, какие бы высокие показатели эффективности своего труда он ни показывал, сегодня он не может рассчитывать на 20-процентную прибавку к зарплате. Хорошо, если в 2022 году предприниматели смогли позволить увеличение зарплат работников на 10%, но я уверена, что многие латвийцы – в том числе те, кто результативно трудился – даже этой прибавки не дождались.
А вот руководители страны в прошлом году работали из рук вон плохо (судя по показателям экономики Латвии), тем не менее их прибавка к зарплате просто фантастическая.
– Можете привести пример?
– Могу! Поговорим о зарплате президента Латвии Эгила Левитса (до повышения 6260 евро, после повышения 7926 евро). У него самый низкий рейтинг среди президентов за всю историю Латвии и одновременно самая высокая зарплата. Как такое возможно? Это все равно как если бы руководитель завода нашел самого слабого, не результативного работника и начислил ему самую высокую зарплату... Возможно, представители госаппарата удивятся, но в частном бизнесе – откуда поступает львиная часть налогов на их зарплаты – такое невозможно.
Кроме того, ни в одной отрасли нет такой практики, чтобы человек только заступил на должность, а ему сразу раз – и повысили оклад. Сначала человек что-то делает, показывает свою квалификацию, успехи в деле, и только потом растет его зарплата. Так происходит у всех, кроме наших министров и депутатов 14-го Сейма, которые приступили к работе всего за несколько недель до повышения оклада.
Кто не хочет быть министром?
– Не секрет, что на должность депутата Сейма или министра претендуют очень многие люди, – продолжает наша собеседница. – Другими словами, нет проблемы найти человека, который готов работать министром, на эти тепленькие места большая конкуренция. Соответственно – нет необходимости повышать оклады министрам и депутатам, ведь зарплату повышают для удержания имеющихся работников или для привлечения новых.
Я бы еще могла понять, если бы министрам или депутатам благодаря отличной работе удалось заработать три миллиона евро, необходимые на выплаты их повышенных окладов в 2023 году. Но так ведь этого не произошло, выплачивать зарплаты им будут с налогов тех латвийцев, чьи заработки не выросли.
Многие мои знакомые-предприниматели в 2023 году были вынуждены закрыть свой бизнес, и вскоре таких людей будет еще больше. Значит, в Латвии вот-вот вырастет уровень безработицы, понадобятся большие суммы на выплату пособий. А где их взять?
Ну и последнее. У министров и депутатов зарплата растет каждый год. Значит, в следующем году прибавка будет рассчитываться на базе уже увеличенной зарплаты. Это неадекватно той экономической ситуации, в которой мы находимся.
«Их аргументы вне всякой критики!»
– Нора, ваши аргументы очень сильны. Но ведь и у власть имущих есть свои объяснения.
– Да, они ссылаются, например, на то, что министры стран ЕС (в том числе Эстонии и Литвы) на аналогичных должностях получают больше, чем министры латвийского правительства.
– Это действительно так?
– Про всех министров сказать не могу, но если верить найденной в Интернете информации, то премьер-министр Польши (намного более благополучной и экономически развитой страны, чем Латвия) получает в два раза меньшую зарплату, чем премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш.
Но главное даже не это, главное то, что развитие экономики Латвии серьезно отстает от развития других стран ЕС, а вот рост зарплат чиновников у нас более стремительный и существенный, чем во всех странах Евросоюза.
– Какие еще доводы были приведены?
– Депутаты нынешнего Сейма говорят, что они к разморозке зарплат не имеют отношения, это – решение Сейма прошлого созыва. Но простите, кто составлял основу предыдущего Сейма? Да почти все те же самые партии, что и сейчас.
«Мы деньги зарабатываем, а не получаем!»
– Корректно ли сравнивать зарплаты в госуправлении с зарплатами в частном секторе?
– Да, мы часто слышим, что у руководителей предприятий частного сектора высокие зарплаты. Но этот аргумент вне всякой критики. Во-первых, руководители частного предприятия для того, чтобы иметь высокую зарплату, должны показать впечатляющий результат своей работы. Во-вторых, руководители из частного сектора обязаны очень много работать и быстро принимать решения. У них нет возможности работать в таком же неторопливом темпе, в каком работают министры и депутаты, то есть по неделям, а то и месяцам обсуждать принятие важного для страны решения. Если мы – частные предприниматели – будем так поступать, то наши предприятия разорятся.
А еще – если продолжать сравнивать нашу работу и зарплаты – ни у кого в частном секторе нет доплат, например, за проезд до места работы или на аренду жилья (как у депутатов Сейма. – О. В.). У работников частного бизнеса есть только те блага, которые им гарантирует Трудовой закон.
А еще многие руководители частных предприятий стараются не брать больничный и часто используют только часть своего отпуска, поскольку им надо лично все контролировать, чтобы предприятие зарабатывало деньги. Предпринимателям в отличие от министров и депутатов никто деньги не принесет, мы деньги зарабатываем, а не получаем.
Напоследок замечу, что если бы министры и депутаты повысили свои зарплаты на 3–5%, то я даже не стала бы возражать, несмотря на то, что сейчас не время и не место для этого.
Кто не согласен? Есть такой?
– Все власть имущие согласились с повышением зарплат или нашелся человек, который сказал, что сейчас не время для этого?
– Ну как вам сказать... Во время дебатов в Сейме депутаты Союза зеленых и крестьян, а также представители партии Айнара Шлесерса «Латвия на первом месте» выступили против повышения зарплат высшим эшелонам власти. Однако, когда каждому из них пришло время подписаться за повышение зарплаты, все сделали это, никто не отказался. Хотя любой из них мог сказать, что подпишет документ позже, когда в стране будет другая экономическая ситуация.
– Мэр Риги Мартиньш Стакис заявил: «Мы начали с повышения зарплат работникам, а потом подумали о своих». Как вы относитесь к этому заявлению?
– Я уверена, что если бы министры и Сейм не подняли бы свои зарплаты, то и мэр Риги не решился бы увеличить свою зарплату. А так руководство самоуправлений посмотрело на действия власти и решило, что им тоже можно пойти по этому пути.
Что будет дальше?
– Что сейчас происходит с вакансиями в министерствах?
– Многие вакансии до сих пор не заполнены, как, например, в недавно созданном Министерстве климата и энергетике. Причина – низкие зарплаты работников. Зато у министра энергетики зарплата более чем впечатляющая. Возникает вопрос, каким образом высокая зарплата министра энергетики способна привлечь квалифицированных работников в министерство? Ответа на него нет.
Что произойдет?
– Что сейчас происходит с вашей первой инициативой о заморозке зарплат?
– Этот вопрос будет рассматриваться в Кабинете министров только в апреле. Но даже если власти решат заморозить свои зарплаты (во что я совершенно не верю), то полученные до апреля деньги они, конечно, не вернут в государственный бюджет.
– Что произойдет, если вторая ваша инициатива не получит поддержки со стороны депутатов Сейма?
– Власть окончательно и наглядно покажет, что ее не интересует мнение народа, высокие зарплаты у нее в приоритете.
– Вас кто-нибудь из политиков или общественных деятелей поддерживает?
– Нет, меня поддерживают только люди, которые работают в частном секторе. На всякий случай скажу, что идти в политику я не собираюсь.
Контекст
1 июля 2022 года вступили в силу поправки к Закону о вознаграждении должностных лиц и работников государственных и муниципальных учреждений. Заявленная цель поправок заключается в том, чтобы «постепенно повысить конкурентоспособность зарплат в государственном управлении». К 2027 году зарплата работников госуправления должна достичь в среднем 80% от зарплат на соответствующих должностях в частном секторе.
На днях Янис Цитковскис, глава Госканцелярии, заявил, что для достижения целей реформы уже в 2024 году следует выделить на зарплаты работников госуправления еще 200 миллионов евро. «Но это нереально», – передает слова Цитковскиса tvnet.lv.
Ольга ВАХТИНА