В аэропорту Анкары произошел обмен 26 заключенными между Россией и США. Из них 10 человек летят в Россию, 13 в ФРГ и 3 в США. Но в этом обмене есть интересный нюанс — граждан России, по сути, обменяли на... граждан России. Юрист Дмитрий Аграновский рассказал «МК», соответствует ли это нормам обмена.
Пресс-служба Кремля сообщила, что Владимир Путин подписал указы о помиловании Уилана Пола Николаса, Лика Кевина Викторовича, Гершковича Эвана, Воронина Демури Ильича, Кара-Мурзы Владимира Викторовича (признан в России иноагентом), Курмашевой Алсу Хамидовны, Чанышевой Лилии Айратовны, Останина Вадима Валерьевича, Фадеевой Ксении Владиславовны, Скочиленко Александры Юрьевны, Яшина Ильи Валерьевича (признан в России иноагентом), Пивоварова Андрея Сергеевича, Орлова Олега Петровича (признан в России иноагентом).
Решение о подписании указов, отметили в Кремле, было принято с целью возвращения граждан РФ, задержанных и находившихся в заключении на территории иностранных государств.
В сообщении говорится, что в Москве признательны руководству всех стран, оказавших содействие в подготовке обмена.
Отдельно российская сторона поблагодарила президента Белоруссии Александра Лукашенко «за жест доброй воли и помилование приговорённого к смертной казни гражданина ФРГ Р.Кригера»
Центр общественных связей ФСБ РФ распространил заявление, в котором говорится, что в результате обмена заключенными, который состоялся 1 августа в аэропорту Анкары, на родину вернулись 8 граждан России.
Пользователи Сети сейчас активно обсуждают сообщения зарубежных СМИ о совершившемся обмене. В качестве «утечек» некоторые газеты опубликовали и предварительный список тех заключенных, кого забирают к себе страны Запада. Согласно этим данным, во многих случаях Россия граждан РФ обменяла на... граждан РФ. С условными немцем-наемником Рико Кригером или американским журналистом Эваном Гершковичем все понятно. Владимир Кара-Мурза (признан в РФ иноагентом), у которого есть гражданство Великобритании и американская грин-карта, или журналистка Алсу Курмашева с гражданством США — тоже объяснимо. Но почему в списке оказалась, например, художница Саша Скочиленко или правозащитник Олег Орлов (признан в РФ иноагентом), которые являются гражданами России? У юриста Дмитрия Аграновского такое мнение:
«В этом нет совершенно ничего необычного. Такая практика существует с советских времен. Тогда тоже обменивали советских так называемых диссидентов, граждан СССР на наших, например, разведчиков. Помните классическую фразу: «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана»? Тогда мы на нашего гражданина Буковского выменяли председателя Компартии Чили Корвалана. То есть даже не нашего гражданина. Возможны самые разные конфигурации, и это нормальная практика. Тут как договоришься: кто представляет ценность для нас и, соответственно, для них. Здесь не столько право присутствует, сколько элемент рынка. Да и каждое государство стремится по возможности показать, что оно не бросает своих. А «свои» могут быть как граждане страны, так и люди, которые на это государство работают.
Другое дело, что этот обмен, насколько я понимаю, самый большой со времен Холодной войны по количеству. Необычны как раз масштабы произошедшего. Давно такого не было. Но это тоже объяснимо. Холодная война началась заново. Это вторая серия. Поэтому я думаю и надеюсь, что обмены еще случатся, и они будут носить такие же масштабы».