Цены на горючее в Латвии вплотную приблизились к психологической отметке в 2 евро за литр. Есть ли у нашего государства инструменты, чтобы обуздать резкий рост цен?
Стоимость горючего напрямую влияет на стоимость большинства товаров в магазинах, поэтому рост цен на бензин и дизель – это серьезный вызов для всей экономики Латвии и Европы. Каковы прогнозы экспертов на будущее и есть ли способы удержать цены в узде?
Мы задали эти вопросы председателю правления Латвийской ассоциации торговцев горючим Ояру Карчевскису.
Каждый день – новые коррекции
– Расскажите, как изменился спрос на топливо в связи со значительным ростом цен?
– Спрос на топливо вырос, и вырос существенно: люди создают запасы хотя бы в объемах недельного потребления или одного полного бака. Предприниматели, сельские хозяйства и перевозчики считают, что сегодня топливо можно купить дешевле, чем оно будет стоить завтра, и, конечно, закупают его впрок.
– Каковы ваши прогнозы на будущее, какие цены ждут нас в ближайшие недели?
– Стоимость топлива, по нашим расчетам, пока продолжит расти. Каким будет прирост, я пока не знаю, поскольку каждый день мы наблюдаем новые коррекции. Но пока нет никакого основания считать, что в той кривой роста цен, которая резко пошла вверх после 24 февраля, случится перелом.
Ждем хороших новостей от ОПЕК
– В отдельные дни в прошедшем месяце биржевые цены на нефть приблизились к рекордам 2008 года. Как скоро этот рост отразится на ценах, которые мы видим на табло отечественных автозаправок?
– Однозначного ответа нет, все зависит от скорости оборота топлива. В обычное время цена на нефть влияет на цену топлива на латвийских заправках примерно с двухнедельным отставанием. Так что можно сказать, что в прошлом месяце мы все еще жили в зоне прежних цен. Вместе с тем события развиваются так стремительно и непрогнозируемо, что любой день может принести резкий рост.
С другой стороны, мы каждый день ожидаем новостей, которые способны затормозить рост цен. Первые такие новости, скорее всего, поступят из Венесуэлы, также нефтедобычу могут увеличить страны ОПЕК. Если это случится, то пик цен на топливо, вероятно, останется позади.
Что вы могли пропустить?
В марте ряд депутатов Сейма подали парламенту поправки к Закону об акцизном налоге с предложением снизить акцизный налог на топливо сразу на 0,15 евро (сейчас акцизный налог на бензин составляет 0,51 евро за литр).
Уменьшение предполагалось применять в случаях, когда биржевая стоимость нефти превышает 100 долларов за баррель.
Аналогичная петиция была размещена на портале общественных инициатив manabalss.lv, где она мгновенно собрала необходимые 10 тысяч голосов граждан Латвии. Петиция была передана в Сейм 9 марта.
Однако на прошлой неделе большинство депутатов парламента проголосовали за то, чтобы пока не включать предложение о снижении акцизного налога на топливо в повестку очередного заседания парламента.
Министр финансов Янис Рейрс также не поддержал идею снижения акцизного налога. «Война на Украине уносит жизни людей, в свою очередь нам она стоит расходов и причинит жителям Латвии и всей Европы еще много неудобств, – заявил министр. – Рост цен на топливо – это сравнительно небольшое неудобство в сравнении с потерянными жизнями людей».
Психологического потолка цен не существует
– Как считаете, существует ли психологический потолок цен на топливо, после достижения которого жители Латвии перестанут заправлять личные автомобили и пересядут на велосипеды или общественный транспорт?
– Такого психологического потолка не существует. Мы следим за ситуацией со времен восстановления независимости Латвии, когда бензин стоил 10 сантимов за литр. Впоследствии стоимость топлива превысила сначала 1 доллар, потом 1 евро, а еще позже – 1 лат (1,42 евро) за литр, теперь приблизилась к 2 евро. В общественных СМИ время от времени проходят дискуссии на затронутую вами тему, но я считаю, что рост цен не влияет на потребление.
– Имеются ли данные о том, сколько топлива потребляют латвийские предприятия и частные лица и как эти объемы менялись под влиянием пандемии и роста цен?
– Если возьмем за основу допандемийный 2019 год, то по состоянию на апрель 2020 года объем потребления топлива упал на 24%. Далее ситуация начала выравниваться и год мы закончили с падением всего на 5% по сравнению с 2019 годом. В 2021 году рост потребления продолжился, но объемов 2019 года мы все еще не достигли.
Если вы спросите, сколько в среднем топлива потребляет народное хозяйство страны, то этого я не знаю. Мне известно лишь то, что в стране зарегистрировано около миллиона транспортных средств.
Потребляем меньше?
По данным Центрального статистического управления, в 2021 году количество ввезенного в Латвию бензина сократилось на 10,8%. Также и дизельного топлива было ввезено на 2,8% меньше, чем годом ранее.
Всего в нашу страну поступило 220 миллионов литра бензина и 1,2 миллиона тонн дизельного топлива. Больше всего топлива в прошлом году было доставлено из Литвы.
Российского горючего в Латвии нет
– Из каких стран поступает топливо, которое мы покупаем на латвийских АЗС? Поступало ли в Латвию топливо из России и Белоруссии?
– Нет, предложения российского или белорусского топлива на данный момент в Латвии не существует. В связи с введенными против этих государств санкциями последние грузы топлива оттуда поступили к нам в августе прошлого года. Новые договоры с Россией больше не заключаются, но сейчас мы говорим только о топливе. Мы не можем знать, что происходит с поставками нефти, поскольку в Латвии нет собственного нефтеперерабатывающего завода, и основным нашим поставщиком является Литва (Мажейкяйский НПЗ) и Финляндия (Neste). При этом около 30% нефти Европа по-прежнему получает из России. Предполагаю, что в течение 2022 года Европе удастся отказаться от российской нефти – такая цель поставлена на общеевропейском уровне.
Дефицит может быть вызван только паникой
– Скажите, возможен ли в Латвии дефицит горючего или мы полностью защищены от этого?
– Теоретически это возможно. Посмотрите, как люди раскупают соль в магазинах и таким образом искусственно создают дефицит.
– То есть зависит от нас самих, от того, как быстро мы впадаем в панику.
– Именно так, от того, как активно мы создаем запасы. Потом оказывается, что у нас вся кухня забита крупами и их постепенно поедают жучки.
– Значит, главный рецепт – это сохранение спокойствия.
– Да, вы правы.
Автогаз выходит из моды?
Количество транспортных средств на газе уменьшилось
В условиях повышения цен на бензин и дизельное топливо автовладельцы, как правило, задумываются о переходе на автогаз. Мы обратились в Дирекцию безопасности дорожного движения (ДБДД), чтобы узнать, сколько в Латвии автомашин на газе и как меняется их количество.
В ДБДД нам сообщили, что пока не имеют информации о том, как меняется интерес автовладельцев к газовым установкам. Ведь резкий рост цен на горючее произошел только на прошлой неделе.
Но в целом число машин на газе в Латвии скорее сокращается, чем растет. Если на 1 октября 2021 года было зарегистрировано 45314 таких транспортных средств (с учетом всех видов газа), то на 1 января 2022 года – 43929.
Для сравнения, пик популярности газовых установок пришелся на 2016 год, когда в Латвии было зарегистрировано более 56100 таких машин, автобусов и грузовиков.
Факт
Интересно, что на начало 2022 года в Латвии зарегистрировано не так-то много транспортных средств, как может показаться – 857062.
По данным ДБДД, больше всего транспорта в нашей стране числилось в 2009 году – 1073176 единиц.
Можно подумать, что наши соотечественники стали отказываться от личного транспорта из экологических соображений, но нет, похоже, это вопрос только уровня благосостояния латвийских семей.
Ведь после кризиса 2008–2009 года число автотранспорта в стране резко снизилось до 690129 единиц в 2012 году, но с тех пор практически каждый год постепенно увеличивается.
Государственный резерв – не для частных нужд
– Известно, что в нашей стране существует государственный резерв топлива. Расскажите, пожалуйста, что это такое?
– На случай чрезвычайной ситуации в государстве создан топливный резерв в объеме 90-дневного потребления, большая его часть – 81% этого резерва хранится на территории страны. Этот резерв разрешено использовать в случае кризиса европейского масштаба, по разрешению Европейской комиссии. Сейчас у нас нет ни дефицита, ни кризиса, поэтому никакой речи об использовании резерва не идет.
– Рассчитан ли этот резерв также на нужды частных лиц и частного транспорта?
– Нет, в случае кризиса частные лица относятся к четвертой категории пользователей, которым государственный резерв не доступен. Государственный резерв не предусмотрен для того, чтобы мы поддерживали привычный нам уровень комфорта, пользуясь личным транспортом.
– Какие меры может предпринять правительство Латвии с целью обуздать рост цен на топливо?
– Обуздать растущие цены на бензин и дизель не в наших силах. Наше правительство уже сделало все, что могло сделать. Группа депутатов Сейма подала предложение снизить акцизный налог на топливо и отказаться от биодобавок к топливу.
– Как вы относитесь к предложению снизить акцизный налог на топливо?
– Считаю, что по существу это ничего не изменит. Министерство финансов должно оценить, как снижение акцизного налога повлияло бы на общие налоговые сборы, поступающие в государственный бюджет, и как можно компенсировать дефицит, который образовался бы при снижении акцизного налога. Так что снижение налога – это вопрос баланса государственного бюджета.
Сколько это стоит?
Снижение акцизного налога на горючее на 0,15 евро за литр обошлось бы государственному бюджету в 178 миллионов евро, об этом говорят подсчеты Союза зеленых и крестьян.
Зеленые предлагают компенсировать недостачу дополнительными сборами налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 180 миллионов евро. Ведь с повышением цен на горючее растут и поступления НДС.
Для отказа от биодобавок нужно одобрение Европы
– На днях вы высказали идею отказаться от биодобавок к топливу. Как это повлияло бы на стоимость горючего?
– Это реально помогло бы снизить стоимость топлива на 10–15 центов на литр.
– Не все водители знают, что к топливу в Латвии в обязательном порядке прибавляют биологические компоненты. Расскажите, что это и почему происходит.
– Действительно, в соответствии с директивами ЕС мы прибавляем к бензину 10% биоэтанола. В теплое время года, начиная с 1 апреля, к дизельному топливу прибавляют метиловый эфир рапсового масла.
– Что необходимо, чтобы отказаться от биодобавок к топливу?
– Думаю, для этого потребуется не только принять решение на национальном уровне, но и согласовать отказ с Европейской комиссией.
– Как в обстоятельствах резкого роста стоимости топлива действуют наши соседи? Тоже предлагают временно отказаться от биодобавок?
– Никаких новостей у наших соседей нет, они в такой же ситуации, что и мы. Мы все уже третью неделю находимся в условиях войны, не все еще понятно. Например, если вернуться к вопросу об использовании биодобавок к топливу, то добавки эти нужно из чего-то производить. Одним из крупнейших производителей зерновых в Европе является Украина, которая поставляет около 12% общемирового количества зерна. Понятно, что если в 2022 году на Украине не будет урожая, то это повлияет также и на производство топливных биодобавок. Мы можем столкнуться с дефицитом, ведь зерновые в первую очередь нужны для производства пищи. Уже сейчас Украина запретила экспорт зерна, чтобы обеспечить свое внутреннее потребление, и мы не можем предсказать, что еще случится завтра... Конечно, самым лучшим для всех было бы, чтобы прямо сейчас, пока мы с вами разговариваем, эта война закончилась.
Повысятся ли цены на проезд?
Многие жители беспокоятся, как новая стоимость горючего повлияет на цену билетов в общественном транспорте. В Риге жителей успокаивают – вопрос о повышении стоимости проезда на повестке дня не стоит.
Как член правления предприятия Rīgas satiksme Гинт Зелтиньш сообщил Латвийскому радио, стоимость горючего и электричества составляет 12–13% от общих расходов перевозчика.
Понятно, что в таких условиях колебания цен на дизель – не очень приятное явление. Однако, по словам Зелтиньша, предприятие накопило финансовую подушку, которая позволит в ближайшее время не говорить об увеличении стоимости проезда. А вот если высокие цены продержатся еще два-три месяца, придется выносить вопрос на обсуждение в Рижской думе.
Как поясняет Олаф Пулкс, председатель Транспортного комитета Рижской думы, на данный момент повышение стоимости проезда в общественном транспорте столицы на повестке дня не стоит.
А представитель Rīgas satiksme Инесе Розите пояснила, что предприятие уже ощутило на себе рост цен на электричество, подорожание дизельного топлива стало новым вызовом. Rīgas satiksme намерено сделать расчет и предоставить его Рижской думе для обсуждения вопроса о компенсации дополнительных издержек.
Олаф Пулкс подтвердил, что самоуправление и раньше не уклонялось от помощи своему предприятию. Например, Рижская дума дополнительно компенсировала Rīgas satiksme издержки, вызванные снижением числа пассажиров во время пандемии.
Маргита СПРАНЦМАНЕ