Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

Недавно Центральное статистическое управление сообщило, что годовая инфляция в Латвии замедлилась до 2,1%. Месячная инфляция в октябре по сравнению с сентябрем составила минус 0,4%, то есть наблюдалась дефляция. Политики и экономисты полны оптимизма – ура, инфляция побеждена. Действительно, еще совсем недавно, в январе, инфляция составляла чудовищные 21,5%. Но чего стоит такая победа?

В годовом разрезе средний уровень цен на товары и услуги ЖКХ снизился на 6,6%. В течение года наиболее существенное снижение цен произошло на тепловую энергию на 15,3%, снизились также цены на твердое топливо на 25,5%, на природный газ на 25,7%, на электроэнергию на 2,7%, на услуги канализации на 4,9%.

А вот продукты питания продолжили дорожать и средний годовой рост цен в октябре составил 4,3%.

Больше всего за год подорожали хлеб – на 10,9%, мучные изделия – на 9,2% и макароны – на 10,3%. Также выросли цены на вяленое, соленое или копченое мясо на 6,3%, на свинину на 9,0%, на мясные изделия на 6,9%, на кофе на 10,6%, на свежие фрукты на 8,8%, на оливковое масло на 31,2%, на мороженое на 13,2%, на фруктовые и овощные соки на 13,3%, на сладости на 21,3%, на яйца на 8,3%, на картофель 9,3%.

Зато упали цены на молоко на 16,7%, на мясо птицы на 6,1%, на сливочное масло на 15,8%, на молочные продукты на 5,3%, на свежие овощи на 3,6%, на растительное масло на 11,9%, на сыр и творог на 2,3%.

■ ■ ■

Напомним, что рекомендуемый показатель инфляции составляет 2%, то есть уже сейчас можно сказать, что эта цель в Латвии достигнута. Какой же ценой удалось сбить инфляцию? Высокую инфляцию прошлых лет в Латвии вызвали два следующих фактора. С одной стороны, во время пандемии мировые центробанки напечатали триллионы долларов и евро, и после отмены ограничений вся эта денежная масса хлынула на рынок, увеличив спрос. С другой стороны, начало военных действий на Украине и санкции против России повысили риски сокращения поставок энергоресурсов.

Таким образом, спрос у нас увеличился, а вот предложение упало, в результате чего и выросла инфляция. Больше всего пострадал газ, биржевая цена на который в августе прошлого года выросла почти в десять раз.

С тем, чтобы усмирить инфляцию, надо снизить спрос и попытаться увеличить предложение. В связи с этим почти все ведущие мировые центральные банки выключили печатные станки и стали потихоньку изымать деньги из экономики, чтобы снизить предложение денег.

Так как снижение предложения денег ведет к снижению спроса, то у людей и предприятий становится меньше денег на покупки.

Кроме того, центральные банки начали резко поднимать ключевые процентные ставки. Высокие процентные ставки снижают спрос на кредиты и таким образом тормозят развитие экономики. При этом возрастающие процентные платежи по банковским кредитам увеличивают расходы заемщиков, что также снижает спрос на потребительские товары.

Так, Европейский центральный банк поднял базовую процентную ставку до 4,5%, а Федеральная резервная система США – до 5,5%. И данная политика дала необходимый результат – инфляция стала снижаться по всему миру – средняя инфляция по еврозоне в октябре составила 2,9%, в США октябрьская инфляция еще не опубликована, но она планируется на уровне 3%.

■ ■ ■

Так что за снижение инфляции мы обязаны политике Европейского центрального банка. Но надо учитывать, что снижение инфляции обходится дорогой ценой.

Когда проводится политика снижения спроса, то доходы жителей растут медленнее инфляции – то есть люди становятся беднее. И хотя средняя зарплата в Латвии во втором квартале выросла на 12%, или 163 евро -до 1525 евро на бумаге, надо учитывать, что росла она такими темпами не у всех.

Скажем, нельзя забывать про пенсионеров, у которых доходы растут куда медленней, чем среднестатистические.

Как следствие, жители Латвии начали экономить даже на еде. В сентябре оборот розничной торговли по сравнению с прошлым годом снизился на 4,1%, то есть люди стали потреблять меньше ежедневных товаров.

Бизнесу тоже приходится тяжело, ведь спрос на продукцию падает. В октябре 2023 года деловые настроения улучшились в розничной торговле, ухудшились в строительстве и сфере услуг, но остались неизменными в обрабатывающей промышленности. При этом экспортеры жалуются, что им становится все труднее реализовывать латвийскую продукцию на внешних рынках.

Как итог, ВВП Латвии, по предварительной оценке, в третьем квартале снизился на 0,1%.

При этом схожие тенденции наблюдаются во всем Евросоюзе. Например, в Германии ВВП также снизился на 0,1%. Вот такую цену приходится платить за снижение инфляции.

■ ■ ■

То, что антиинфляционная политика приводит к рецессии (кризису) – не секрет, вопрос в том – насколько глубокой эта рецессия будет. Пока что ведущие политики и экономисты уверяют, что все обойдется мягкой рецессией – той ситуацией, которую мы наблюдаем прямо сейчас – и хуже уже не будет.

Но расслабляться тем не менее рано. Главы центробанков весьма осторожны в прогнозах инфляции, поскольку из-за осложняющейся геополитической ситуации цены могут опять скакнуть вверх.

«Наша задача состоит в том, чтобы поддерживать стабильность цен путем достижения целевого показателя инфляции в 2% в среднесрочной перспективе. Позвольте мне повторить это, и очень четко. Мы привержены целевому показателю в 2%, и наши текущие прогнозы показывают, что этот результат будет достигнут во второй половине 2025 года», – сказал президент Банка Латвии Мартиньш Казакс.

То есть, несмотря на текущую инфляцию в 2,1%, стабильную среднюю инфляцию в 2%, по мнению Казакса, можно будет достичь только через два года. Так что, несмотря на снижающуюся инфляцию, уменьшать процентные ставки центробанки пока не спешат, и жесткая монетарная политика может продолжиться и дальше.

■ ■ ■

Пока что жители и предприниматели, сжав зубы, выдерживают снижение спроса. И стабильность экономики как в Латвии, так и в Евросоюзе сохраняется за счет резервов, накопленных в предыдущие годы.

Но надолго ли этих резервов хватит? Не перегнут ли центробанки палку в борьбе с инфляцией?

Пока можно сказать, что нас ожидают следующие риски. В следующем году у властей могут возникнуть проблемы с исполнением бюджета. В этом году благодаря высокой инфляции росли и налоговые доходы, поэтому бюджет исполнялся на ура. Но в следующем году инфляция будет низкой и не сможет компенсировать падение спроса, поэтому есть вероятность, что и правительству придется экономить и где-то сокращать свои расходы.

Резервы у бизнеса не бесконечны и повышать зарплаты в условиях падающего спроса будет тяжело, поэтому рост зарплат в следующем году может замедлиться.

Плюс ухудшающаяся экономическая ситуация может привести к тому, что предприятия начнут сокращать работников и тогда безработица вырастет. А высокие процентные ставки будут тормозить попытки экономического роста.

Это означает, что расплачиваться за снижение инфляции нам придется и в следующем году. Причем радоваться возможной дефляции особо не стоит, ведь дефляция – это последствия кризиса, когда наоборот –  предложение превышает спрос. И последний раз дефляция наблюдалась в Латвии в 2009 году – как раз после кризиса 2008 года.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.