Вилена Краснитская
Вилена Краснитская
Коммуналка

В последнюю декаду июля во дворе домов по ул. Дубулту, 16 и Маза Круму, 5,  в рижском районе Иманта было оживленно как никогда. Но повод такого оживления совершенно не радовал обитателей округи. Жители узнали о том, что Рижская дума проводит общественное обсуждение по вопросу вырубки деревьев, после которой во дворе запланирована стройка трех шестиэтажных домов.

«Совсем одурели!..»

Однажды утром жители домов по ул. Дубулту увидели у себя под окнами стенд с планом будущей застройки и объявлением об общественном обсуждении. Информационный стенд самоуправления стоял как раз на том самом месте, где и предполагаются вырубка и новострой.

Активисты – защитники района уже на следующий день расклеили на всех подъездах близлежащих домов объявления, призывая имантчан участвовать в официальном обсуждении и высказать свое мнение.

А позиция у соседей оказалась единодушной: они выступают за сохранение дуба, липы, тринадцати берез и шести кленов, а также против строительства новых домов напротив их окон.

– Куда там еще дома впихивать и для чего? – возмущается Марина. – Чтобы друг другу в окна без бинокля смотреть? Чтобы наши квартиры упали в цене из-за того, что рядом будут стоять бетонные коробки, заслоняющие нам солнечный свет?! А дышать мы чем будем? Не свежим воздухом, а новостроем? Совсем уже одурели в погоне за наживой!

– Я не представляю нашего двора без этих деревьев, – говорит Андрей. – Я тут родился и рос вместе с этими деревьями. Владельцы участка, планируя застройку, хотят спилить шикарный ветвистый дуб, даже признали его больным. Я вот говорю, а у самого слезы на глазах…

По плану застройщик после возведения домов во дворе должен посадить 30 новых деревьев и 50 кустов.

– Ага, только эти насаждения будут посажены на территории новостроя, огороженной забором, – говорит Владимир, один из активистов обсуждения. – То есть нам, старожилам, ничего и не достанется. Да и когда эти деревья вырастут-то, это ж сколько лет пройдет, боюсь, не доживем.

– А где, простите, придется играть нашим детям, внукам? – присоединяется Илона. – Сейчас тут есть детская площадка, но, похоже, ее по планам застройщика придется ликвидировать. Где нужно будет выгуливать собак? И совсем не останется места для отдыха пожилым людям – сейчас они могут спокойно отдыхать на скамеечках, наслаждаясь свежим воздухом и пением птиц, которые, кстати, гнездятся на тех самых деревьях, предусмотренных для вырубки.

По второму кругу

Согласно правилам Рижской думы, данная территория признана годной для строительства.

– Да позвольте, – продолжает Владимир. – Она не может быть годной – здесь, между домами, как раз проходит теплотрасса. Вырубка деревьев, которые держат своими корнями почву, приведет к ее оседанию, а это повлечет за собой разрушение наших жилых домов, которые достаточно старые и требуют ремонта. Закладка фундамента для новых домов может вызвать трещины в близлежащих домах и оседание их фундамента. А тяжелая стройтехника будет создавать вибрацию на земле, шум, а также пыль и грязь, которыми вынуждены будут дышать жители близлежащих домов в течение нескольких лет, пока идет строительство.

Эти и многие другие аргументы жильцы высказали в письменном виде и приложили к остальным документам, поданным в Рижскую думу по окончании срока общественного обсуждения. В списке упомянуто 15 аргументов против предложения о вырубке с последующей застройкой. Помимо уже упомянутого, у имантчан есть и страх за свою жизнь, так как жители опасаются повторения трагедии Золитуде, когда из-за неправильного проектирования здания обрушилась крыша и погибло 54 человека.

Активисты лично обошли все квартиры близлежащих домов, проинформировали соседей и устно, и письменно, распечатали анкеты, раздавали и затем собирали уже заполненные бланки. Многие высказали свое мнение в анкете онлайн на сайте Рижской думы.

Говорят, снаряд не попадает дважды в одну воронку. Но конкретно у этого дворика-сквера уже есть опыт спасения от застройщиков.

– Лет десять назад мы уже сталкивались с таким, – вспоминает Владимир. – Сначала на участке появились землемеры – что-то там замеряли-вымеряли, а чуть позже был установлен стенд с планом застройки. Ну мы довольно быстро организовали сбор подписей и мнений против нового строительства, и все на этом закончилось. И вот опять. Ну что ж, снова придется побороться! Одна женщина даже в сердцах заявила, что привяжет себя к дереву, но вырубать не даст. Представляете, как люди готовы защищать свой дом и среду проживания?

По данному вопросу собрано более 500 мнений жителей близлежащих домов. Решение Комиссия по сохранению насаждений Рижской думы примет к концу лета.

Голоса жителей вообще услышат?

На сайте Рижской думы было объявлено общественное обсуждение только по вопросу вырубки деревьев по ул. Дубулту, 16, однако обсуждения будущего строительства нет. Почему так?

– На данный момент в Департамент городского развития поступила заявка не на план строительства, а на получение разрешения на вырубку отдельных деревьев, – поясняет представитель Строительного управления Рижской думы Каспар Лицитис. – При наличии на участке земли деревьев, которые нужно будет вырубить для реализации задуманного, сначала застройщик должен запросить у Рижской думы разрешение, от которого и будет зависеть возможность строительства. Если разрешение на вырубку деревьев не получено или получено, но в частичном объеме, то, возможно, хозяину придется скорректировать план строительства.

– Каковы вообще гарантии того, что мнение жителей Иманты будет учтено?

– Цель именно общественного обсуждения – согласование интересов общественности и инициатора строительства, обеспечение гласности решения департамента по развитию соответствующей территории. В ходе общественного обсуждения, исходя из мнения общественности, могут быть определены новые условия реализации такого плана, например, дополнительное озеленение, соединения дорожек и т. д. В процессе общественного обсуждения городские власти изучают и оценивают все полученные мнения.

– Давайте конкретизируем. Если многие жители высказались против вырубки деревьев или нового строительства, стройка все равно может начаться?

– Комиссия при принятии решения учитывает мнение жителей.

Как узнать об общественном обсуждении?

– Имантчане вовремя заметили, что в их дворе собираются рубить деревья и строить дома. А как вообще житель может узнать, что в его районе идет общественное обсуждение?

– В зависимости от вида мероприятий по привлечению общественности – документ планировки территории, публичное обсуждение планов рубки леса или строительства и т. д. – информация предоставляется в различных каналах, таких как Riga.lv, RDPAD.lv, Apkaimes.lv, BIS.lv, в социальных сетях и т. д. Информация также доступна в районных центрах и СМИ. Информация о документах планировки территории также публикуется на едином государственном портале геопространственной информации geolatvija.lv, а в ходе общественных обсуждений рассылается обществам жителей районов.

О публичном обсуждении детальных планов самоуправление информирует владельцев прилегающих земельных участков официальным письмом.

Информация о планах строительства и обсуждениях вырубки деревьев, а также обсуждениях местного планирования и подробного планирования также размещается на стендах на соответствующих земельных участках.

– Какие есть варианты информирования тех, кто не пользуется Интернетом?

– Если у жителя нет подключения к Интернету, он может обратиться в ближайший Центр жителей района  и ДГР. Как упоминалось выше, на земельных участках размещается информация о планах строительства и обсуждениях вырубки деревьев, а также обсуждениях местного планирования и детального планирования. Таблички со строительными планами размещены в помещении ДГР (ул. Дзирнаву, 140, вестибюль первого этажа). Информационные планшеты для общественных обсуждений местного планирования и детальной планировки размещены в Центрах жителей района, также информация доступна в филиалах Рижской центральной библиотеки.

Нужны аргументы!

– Следует ли включать в анкету аргументы жителей или достаточно высказаться «за» или «против»?

– Простых «да» или «нет» недостаточно. ДГР ожидает аргументированных мнений и предложений по конкретному вопросу, которые помогают принимать решения, более соответствующие общественным интересам.

Если речь идет о планах строительства, то необходимо указать, как и в какой степени намечаемое строительство ущемляет права или законные интересы лица, а также должны быть представлены предложения или условия, чтобы при строительстве не были нарушены права или законные интересы этого лица.

– Может ли человек голосовать, если живет в другом месте – в соседнем районе или в другом городе?

– Любой человек может выразить свое мнение в общественных мероприятиях, независимо от того, где он живет. Однако если речь идет о планах строительства, то необходимо обосновать, каким образом это строительство затрагивает права или законные интересы этого человека.

План может измениться

– Сколько за последние несколько лет было случаев, когда результаты голосования меняли планы застройщика?

– Участие общественности в форме общественных консультаций предполагает не голосование, а сбор и оценку мнений. Общественное мнение, несомненно, влияет на каждое решение муниципальных учреждений.

– Если люди проголосовали против, ограничивает ли это права хозяина земли?

– В разных процессах – по-разному. Если речь идет о планах строительства, то ДГР готовит отчет после окончания общественного обсуждения, который включает в себя резюме высказанных мнений и заключений экспертов или учреждений, а также резюме публично высказанных мнений, обзоров, предложений по разработке или реализации плана строительства. Затем самоуправление принимает решение по плану, устанавливаются условия его реализации. Данное решение может быть оспорено, для этого владелец земли или застройщик может обратиться к заместителю директора ДГР по административным вопросам, а затем обжаловать решение в суде. Аналогично и с публичными обсуждениями по вырубке деревьев, можно оспорить решение комиссии у председателя Рижской думы, а затем обратиться в суд.

– Если жители не знали об общественном обсуждении, но против уже начатой застройки, могут ли они повлиять и остановить начатые работы?

– Любой административный акт может быть обжалован в течение одного месяца со дня его вступления в силу или в течение одного месяца со дня, когда об этом стало известно физическому лицу, но не позднее одного года со дня вступления в силу соответствующего административного акта. Если речь идет о планах строительства, то лицо, чьи интересы или законные интересы затрагиваются строительством, может обратиться к заместителю директора ДГР по административным вопросам с заявлением об оспаривании принятия разрешения на строительство или объяснительным письмом с указанием причин.

– Сколько в среднем в Риге проходит общественных обсуждений в год и сколько из них заканчивается выдачей разрешений на строительство или вырубку деревьев?

– В среднем в неделю проводится два общественных обсуждения по вырубке деревьев, в этом году их уже было 20, а в прошлом году – 37. Общественных обсуждений по планам строительства в 2022 году было проведено три, в этом году – четыре.

Вовлекайте политиков!

Ситуацию комментирует присяжный адвокат Вячеслав Степаненко, в прошлом – председатель Комиссии по сохранению насаждений Рижской думы.

– У жителей имантского дворика, о котором говорится в материале, равно как и у жителей других районов, попадающих в похожую ситуацию, немало шансов отстоять свои интересы. Но их меньше, чем это было до реформирования данной отрасли.

– Что значит – меньше? Что такого произошло, что людям стало сложнее самим решать судьбу своей округи?

– Раньше в комиссиях присутствовали политические представители самоуправления. Сейчас – исключительно чиновники. На мой взгляд, это во многом есть причина того, что отдельные решения принимаются не в соответствии с интересами жителей.

– Это почему же?

– Политик-то волей-неволей обязан считаться с теми людьми, которые его избрали. И соответственно, если в районе собираются митинги против спила деревьев и подавляющее большинство говорит, что этого делать не надо, то политики прислушиваются и ставят свое вето. И скажу, что проект на ул. Дубулту, 16, вряд ли бы прошел, будь в структуре, ответственной за принятие решений, политическое представительство.

– Ну были же реальные случаи, когда жители смогли добиться своего?

– Да, конечно. На моей практике было несколько случаев, когда отказали в продвижении проектов, потому что жители были против. Один из них – в Пурвциемсе. Ситуация была похожа на ту, что происходит сейчас в Иманте. В маленьком дворике собирались возвести многоэтажный дом с подземной парковкой, и фактически единственный живой пятачок в округе должен был уйти под спил, чтобы туда воткнуть многоквартирное здание. Естественно, все жители округи были категорически против. Мы выезжали на место, осматривали, общались с жителями, в итоге комиссия этот план отклонила.

Другой случай не относится непосредственно к жилым районам, но он прочно сохранился в моей памяти. На площади перед Рижским замком есть многолетняя, возможно, даже вековая липовая аллея. И вот пришла заявка из президентской канцелярии: липовую аллею хотят полностью вырубить и устроить площадь для приема парадов и зарубежных гостей государственной важности. Комиссия под моим руководством этот проект «зарубила», причем на законных основаниях. Но я уверен, что если бы эта заявка поступила сейчас, то, скорее всего, старые липы отправились под спил.

Есть еще несколько адресов, вопросы по которым периодически возникали, причем уже чисто принципиально. Например, один старый дуб в центре Риги. Он кому-то очень мешал, и этот человек чего только с дубом не делал – и кислотой обливал, и химикатами травил и т. д. – и периодически присылал заявки на разрешение спилить. Но разрешения мы не дали, дуб выстоял. Что с ним сейчас – не знаю, не уверен в его сохранности.

– Как же жителям, отстаивающим свои интересы, увеличить свои шансы на успех?

– Рекомендую параллельно со сбором подписей и мнений максимально привлечь к процессу правящих политиков в думе. Например, написать письмо вице-мэрам Риги, пригласить их на место, обсудить и лично обязать принять участие в решении этого вопроса. Чтобы у них была заинтересованность встать на сторону жителей.

Если не было выездного заседания комиссии со стороны Рижской думы, то жителям следует настаивать на том, чтобы это заседание состоялось, особенно если случай спорный. Это тоже будет стимулировать людей, принимающих решение, прислушиваться к аргументам жителей.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.